Адаптация
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
Источник: Нравственное развитие взрослого человека
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Источник: Социологический словарь проекта Socium
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
Функциональное приспособление организма или популяции к окружающей среде. Адаптация является результатом эволюционных изменений (в особенности, результатом естественного отбора).
Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Глоссарий по биосоциологии
Социальная адаптация – приведение поведения человека (группы людей) в соответствие с доминирующей в данном обществе, классе, социальной группе или страте системой норм поведения.
Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
-аккультурация
См. также: Аккультурация, Ассимиляция, Инкультурация, Натурализация, Языковой сдвиг
АДАПТАЦИЯ (от позднелат. Adaptatio - приспособление) социальная, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе к-рого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент А. - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. А. включает фи-зиол., биол., психол. и собственно социальный уровни. Понятие А. возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к условиям существования или привыкания к ним.
В демографии А. изучается применительно ко всему народонас., семье, когорте мигрантов и др. Важнейшим условием прогрес. развития народонас. является смена видов занятий, социальных условий жизни, образа жизни. Миграция из села в город, из города в город, рост профессионально-квалификац. уровня нас. - массовые процессы, происходящие в нас., усиливают социальную подвижность нас. В условиях ускорения темпов социальных изменений, к-рые затрагивают важнейшие стороны жизни и протекают в сравнительно быстрые сроки, возрастает значение социальной А. в анализе проблем народонас. и при разработке эффективной демографической политики.
● Маркарян Э. С., Вопросы системного исследования общества, М., 1972; Зайончковская Ж. А., Новоселы в городах, М., 1972; Теория и методика геогр. исследований экологии человека, М., 1974, с. 139-81; Бобнева М. И., Социальные нормы и регуляция поведения, М. 1978; Окружающая среда и народонас., М., 1981.
Р. В. Татевосов.
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
2. В социальной реабилитации термин почти всегда относится к адаптации к окружающей среде в целом, а также к способности эффективно влиять на окружающую среду. Принято выделять следующие виды адаптации.
- Физиологическая адаптация - приспособление организма к функционированию при утрате или нарушении функции какого-либо органа (органов).
- Психологическая адаптация - приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества; преодоление психологического барьера заниженной самооценки, возникшей вследствие утраты здоровья; повышение устойчивости личности к изменяющимся условиям среды за счет усвоения новых форм психологического реагирования и новых паттернов поведения.
- Социально-бытовая адаптация - приспособление индивида к конкретным социально-бытовым условиям, режимам повседневной и семейно-бытовой деятельности.
- Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе реабилитации социальная адаптация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воздействий, но может осуществляться и стихийно (например, за счет подражания). В результате достигается формирование или восстановление самосознания и ролевого поведения, способности самоконтроля и самообслуживания, способности адекватных связей с окружающими. В зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида выделяют активный и пассивный типы социальной адаптации. Активный тип социальной адаптации характерен преобладанием активного воздействия на социальную среду; пассивный тип – определяется пассивным, конформным принятием целей и ориентации ценностной группы. Важной характеристикой социальной адаптации является принятие инвалидом своей новой социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. См. также Реадаптация социальная .
- Профессионально-производственная адаптация - приспособление индивида к условиям профессиональной среды: содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, трудовому коллективу на основе определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства. Приобретение новых знаний и умений для выполнения работы, доступной по состоянию здоровья. Профессионально-производственная адаптация начинается в процессе профессионального консультирования, профессионального обучения и переобучения.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Различают А. биологическую, физиологическую и социально-психологическую. Биологическая А. определяется как морфофизиологические приспособления популяций животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде. Физиологическая А. — понимается как совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления отдельного организма к изменению окружающих условий. Социально-психологическая А. представляет собой приспособление к социальной среде.
А. — целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность жизнедеятельности и всех видов социальной деятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых вначале вызывает нарушения гомеостатического баланса. Без А. невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособление к различным факторам внешней среды. А. имеет большое жизненное значение для организма, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда опережая их. Благодаря А. поддерживается постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). А. и гомеостаз — это взаимно связанные и дополняющие друг друга процессы, определяющие в конечном итоге функциональное состояние организма. Помимо поддержания констант внутренней среды с помощью А. осуществляется перестройка различных функций организма, обеспечивающих его приспособление к физическим, эмоциональным и другим нагрузкам.
А. организма и его систем способствует повышение активности симпатической нервной системы и увеличение концентрации кортикоидов (кортикостероидов) — гормонов коры надпочечников в крови.
Генетическая программа организма предусматривает не заранее сформировавшуюся А., а возможность ее реализации под влиянием среды.
Выделяют А. срочную и долговременную. Срочная А. — немедленный ответ организма на воздействие внешнего фактора. Долговременная А. — постепенно развивающийся ответ организма на действие внешнего фактора.
Различают также А. специфическую и неспецифическую. Специфическая А. вызывает такие изменения в организме, которые направлены непосредственно на устранение либо ослабление действия неблагоприятного фактора. Неспецифическая А. обеспечивает активизацию разнообразных защитных систем организма, целесообразную на начальных этапах приспособления к любому фактору среды независимо от его природы. Неспецифические компоненты и стадии физиологической А. описаны Г. Селье (1936) под названием “адаптационный синдром”, или “стресс”, состоящий из трех типичных стадий. Первая, стадия тревоги, характеризуется генерализованной реакцией функциональных систем организма, направленной на мобилизацию его защитных сил. Вторая, стадия резистентности, состоит в частичном приспособлении, выявляется напряжение отдельных функциональных систем, особенно нейрогуморальных регулятивных механизмов. На третьей стадии состояние организма либо стабилизируется и наступает устойчивая А., либо в результате истощения ресурсов организма возникает ее срыв. Конечный результат А. зависит от характера, силы и продолжительности действия стрессоров, индивидуальных возможностей и функциональных резервов организма.
При возникновении патологических состояний А. играет существенную роль в развитии различных компенсаторных изменений в организме, защитных механизмов, противодействующих болезни. В основе А. лежит изменение структуры гомеостатического регулирования и формирование функционального состояния, адекватного условиям и характеру деятельности.
Л.И. Кононова
В социологии управления процесс А. рассматривается, прежде всего, как процесс трудовой А., т.е. взаимного приспособления трудовой организации и работника друг к другу. Исследуются, во-первых, те управленческие усилий, которые необходимы для становления адаптанта как полноценного члена трудовой организации. Во-вторых, анализируются и оцениваются усилия самого адаптанта по «приспособлению себя» к циркулирующим в организации нормам, правилам, практикам и т.п. Процесс А предполагает использование как адаптантом, так и управляющей системой некоторых средств А – приемов, способов, инструментов, мероприятий и т.п., которые способствуют достижению целей адаптационного процесса. Совокупность этих средств представляет собой механизм А., алгоритм их применения формирует социальную технологию А. Средства А могут быть как внешними по отношению к индивиду, так и внутренними (личностными). А является важной задачей управления, поскольку адаптированный актор так формирует свои представления, организует социальные практики, чтобы не вступать в непродуктивные конфликты, а, наоборот, пользоваться имеющимися возможностями для достижения целей, реализации интересов. В социологию понятие А. ввёл Г. Спенсер. Он считал общество эволюционирующим организмом, а А. – механизмом эволюции. Это понятие упоминал М. Вебер в одной из своих статей («Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке»). Значительный вклад в разработку социологического подхода к А. внес Т. Парсонс, который считал её одной из четырех главных функций социальной системы, наряду с достижением цели, интеграцией и сохранением существующего порядка. А, по Т. Парсонсу, – естественный процесс, тесно связанный с овладением новыми знаниями, культурой. Значимое место проблемы А. заняли в работах Р. Мертона («Социальная теория и социальная структура», 1957), выделившего несколько форм приспособления к новой социальной среде: конформность, инновацию, ритуализм, ретризм и мятеж. Проблемами адаптации занимались, также, Л. Козер, Дж. Ландберг, М. Крозье. Модифицированную классификацию стратегий А. предложил Дж. Розенау. В российской социологии А., в связи с проблемой социального прогресса, изучал один из первых русских социологов Н.К. Михайловский. П. Сорокин использовал понятие «адаптивность» для характеристики способности субъекта приспособиться к изменениям внутренней и внешней среды. Он считал революционный кризис результатом неадаптивности населения к изменившимся условиям. В современной российской социологии проблемами А. занимался В.А. Ядов (в контексте социологии личности). Концептуальная разработка социологии адаптаций проводится Л.В. Корель. Применительно к проблемам российской трансформации большой вклад внесли в данную тематику Т.И. Заславская, Н.М. Римашеская, Е.М. Авраамова, П.М. Козырева.
Лит.: Корель Л.В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск, 2005; Готлиб А.С. Адаптация в производственной организации. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь. Отв.ред.В.А.Ядов. Спб ” Наука”,2006,с.13. О.О. Савельева
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.
Тем не менее, нельзя переоценивать влияние психики на социальную адаптацию человека, так как причины, которые обеспечивают социальную адаптацию и определяют ее сущность, лежать в социальной сфере. Процесс социальной адаптации непрерывный, учитывая то, что в окружающей среде постоянно происходят изменения социальной действительности, которые, несомненно, требуют новых способов приспособления индивида. Социальная адаптация осуществляется с разной степенью интенсивности. Периоды повышенной адаптивной интенсивности можно соотнести с активизацией социальной деятельности общества, и наоборот, снижение активности в социальной деятельности – уменьшают интенсивность социального приспособления индивида. Социальная адаптация личности – это атрибутивная характеристика субъектов социальной жизнедеятельности, которая реализуется путем интерпретации внутренних и внешних информационных моделей социальной жизни с точки зрения их соответствия адаптивным установкам, которые не противоречат пониманию действительности и были: а) целенаправленно сформированы извне; б) стихийно усвоены в процессе социализации; в) открыты самостоятельно. Любая адаптация, в том числе и социальная, – это составляющая социализирующего процесса, которую необходимо рассматривать в диалектическом единстве двух направлений деятельности: внешней – материальнодуховной, направленной, как правило, на изменение условий внешней среды, и внутренней – субъективно-психической, направленной, прежде всего, на изменение внутреннего мира субъекта. В этой связи важным компонентом социальной адаптации выступает согласованность оценок, личностных возможностей и стремлений индивида с целями, ценностями социальной среды. Значимую роль в процессе социальной адаптации играет адаптационный потенциал человека. Это уровень возможностей личности войти в новые (постоянно изменяющиеся) условия социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой личности, т.е. с теми умениями и навыками приспособления, которые индивид приобретает в процесс се жизнедеятельности. Социальная адаптация может осуществляться в форме аккомодации (полного подчинения требованиям среды без их критического анализа), конформизма (вынужденного подчинения требованиям среды) и ассимиляции (сознательного и добровольного принятия норм и ценностей среды на основе личной солидарности с ними). Различают активную и пассивную адаптацию. В процессе активной адаптации индивид стремится энергично взаимодействовать со средой, влиять на ее развитие и изменение, преодолевать трудности, совершенствовать общественные процессы. При пассивной адаптации индивид не стремится к изменениям окружающей действительности. Пассивно реагирует на существующие нормы, оценки, способы деятельности, слабо мобилизует биологические и психологические ресурсы для приспособления в социальной среде. Из-за этого при встрече индивида с определенными объективными трудностями, болезнями, экстремальными ситуациями как результат низкой адаптации может формироваться социальная дезадаптация, проявляющаяся в различных формах девиантного поведения.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Психологический словарь. М., 1997. С. 13).
При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, происходящего в процессе адаптации.
Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации. Таким образом, социальная адаптация – это: а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; б) результат этого процесса.
Социально-психологическим содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.
В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.
Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт – тревога – защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (З. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).
Подход Э. Эриксона отличается от основной психоаналитической линии и предполагает наличие также и позитивного выхода из ситуации противоречия и эмоциональной нестабильности в направлении гармонического равновесия личности и среды: противоречие – тревога – защитные реакции индивида и среды – гармоническое равновесие или конфликт.
Вслед за 3. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий психоаналитик Г. Гартман.
Г. Гартман признает большое значение конфликтов для развития личности, но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многое другое могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликта сфера Я» для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов.
Адаптация, согласно Г. Гартману, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.
Современные психоаналитики вслед за 3. Фрейдом выделяют две разновидности адаптации: 1) аллопластическая адаптация осуществляется за счет изменений во внешнем мире, которые совершает человек для приведения его в соответствие со своими потребностями; 2) аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т. п.), с помощью которых она приспосабливается к среде.
Эти две собственно психические разновидности адаптации дополняются еще одной: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для него.
Гуманистическое направление исследований социальной адаптации критикует понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигает положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно описать формулой: конфликт – фрустрация – акт приспособления.
В основе концепций этого направления лежит понятие здоровой, самоактуализирующейся личности, которая стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Равновесие, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Только стремление к развитию, к личностному росту, т. е. ксамоактуализации, образует основу для развития и человека и общества.
Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А. Маслоу, критериями конструктивных реакций являются: детерминация их требованиями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции не осознаются; они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем. Таким образом, эти реакции являются аналогом защитных реакций (рассматриваемых в психоаналитическом направлении). Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия, фиксация и т. п.
По К. Роджерсу, неконструктивные реакции – это проявление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям.
Выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптация. Адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. В случае отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация.
Процесс адаптации в когнитивной психологии личности можно представить формулой: конфликт – угроза – реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса. Предпринимаются попытки:
- опровергнуть поступившую информацию;
- сменить собственные установки, изменить картину мира;
- найти дополнительную информацию с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией.
В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации. Авторы этого направления дают следующее определение социальной адаптации. Социальная адаптация – это:
- состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;
- процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается.
Таким образом, социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс изменений (физических, социально-экономических или организационных) в поведении, социальных отношениях или в культуре в целом. Цель этих изменений – улучшение способности выживания групп или индивидов. В данном определении присутствует биологический оттенок, указывающий на связь с теорией эволюции и внимание преимущественно к адаптации групп, а не индивида, причем речь не идет о личностных изменениях в ходе адаптации индивида. Между тем в этом определении можно отметить следующие позитивные моменты: 1) признание адаптивного характера модификации поведения через учение, механизмы которого (научение, обучение, заучивание) являются одними из важнейших механизмов приобретения адаптивных механизмов личности; 2) использование термина «социальная адаптация» для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигает состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой. При этом речь идет лишь о конфликтах с внешней средой и игнорируются внутренние конфликты личности.
Интеракционистская концепция адаптации дает определение эффективной адаптации личности как адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. С возрастом все более сложными становятся те ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности. Ожидается, что личность должна перейти от состояния полной зависимости не только к независимости, но и к принятию ответственности за благополучие других. В интеракционистском направлении адаптированным считается человек, не только усвоивший, принявший и осуществляющий социальные нормы, но и принимающий на себя ответственность, ставящий и достигающий целей. Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: 1) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Например, учебная деятельность, установление дружеских отношений, создание семьи и т. п. Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности; 2) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.
Представители интеракционистского направления разделяют понятия «адаптация» и «приспособление». Т. Шибутани считал, что каждую личность можно охарактеризовать комбинацией приемов, которые позволяют ей справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. Таким образом, адаптация относится к хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами (в отличие от приспособления, которое заключается в том, что организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций).
Такое понимание адаптации содержит идею активности личности, представление о творческом, целеустремленном и преобразующем характере ее социальной активности.
Итак, независимо от различий в представлениях об адаптации в различных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе адаптации как активный субъект этого процесса.
С. Л. Рубинштейн, анализируя работы Ш. Бюлер, воспринял и развил идею жизненного пути и пришел к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как нечто более цельное. Для раскрытия целостности, непрерывности жизненного пути С. Л. Рубинштейн предложил не просто выделять его отдельные этапы, но и выяснить, как каждый этап подготавливает и влияет на следующий. Играя важную роль в жизненном пути, эти этапы не предопределяют его с фатальной неизбежностью.
Одна из наиболее важных и интересных мыслей С. Л. Рубинштейна, по мнению К. А. Абульхановой-Славской,– это идея о поворотных этапах жизни человека, которые определяются личностью. С. Л. Рубинштейн утверждает идею активности личности, ее «деятельную сущность», способность совершать выбор, принимать решения, влияющие на собственный жизненный путь. С. Л. Рубинштейн вводит понятие личности как субъекта жизни. Проявления этого субъекта состоят в том, как осуществляется деятельность, общение, какие вырабатываются линии поведения на основе желаний и реальных возможностей.
К. А. Абульханова-Славская выделяет три структуры жизненного пути: жизненная позиция, жизненная линия и смысл жизни. Жизненная позиция, состоящая в самоопределении личности, формируется ее активностью и реализуется во времени как линия жизни. Смысл жизни ценностно определяет жизненную позицию и линию жизни. Особое значение придается понятию «жизненная позиция», которое определяется как «потенциал развития личности», «способ осуществления жизни» на основе личностных ценностей. Это основная детерминанта всех жизненных проявлений личности.
Понятие «жизненная перспектива» в контексте концепции жизненного пути личности К. А. Абульханова-Славская определяет как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявляться и в будущем. Вслед за С. Л. Рубинштейном К. А. Абульханова-Славская подчеркивает: человек является субъектом жизни и индивидуальный характер его жизни проявляется в том, что личность выступает ее организатором. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями и устремлениями, которые отражаются в понятии «стиль жизни».
В качестве критериев правильного выбора жизненного пути человека К. А. Абульханова-Славская выдвигает главный – удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью.
Возможность личности предвидеть, организовывать, направлять события своей жизни или, напротив, подчиниться ходу жизненных событий позволяет говорить о существовании различных способов организации жизни. Эти способы рассматриваются как способности разных типов личностей стихийно или сознательно строить свои жизненные стратегии. Само понятие жизненной стратегии К. А. Абульханова-Славская определяет как постоянное приведение в соответствие особенностей своей личности и способ своей жизни, построение своей жизни исходя из своих индивидуальных возможностей. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. В этом случае человек как субъект жизни интегрирует свои характеристики как субъекта деятельности, субъекта общения и субъекта познания и соотносит свои возможности с поставленными жизненными целями и задачами.
Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Психологический словарь, М., 1997. С. 13).
При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации.
Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.
О. И. Зотова и И. К. Кряжева подчеркивают активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности.
В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение».
В зависимости от структуры потребностей и мотивов личности формируются следующие типы адаптационного процесса:
- тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;
- тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.
Как отмечает А. А. Реан, существует еще и третий тип адаптационного процесса, являющийся наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Это вероятностно-комбинированный тип, основанный на использовании обоих вышеназванных типов. При выборе того или иного варианта личность оценивает вероятность успешной адаптации при разных типах адаптационной стратегии. При этом оцениваются: а) требования социальной среды – их сила, степень ограничения целей личности, степень дестабилизирующего влияния и т. п.; б) потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе.
Большинство отечественных психологов выделяют два уровня адаптированности личности: полная адаптированность и дезадаптация.
А. Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптивности:
- степень интеграции личности с макро– и микросредой;
- степень реализации внутриличностного потенциала;
- эмоциональное самочувствие.
А. А. Реан связывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, личностную конформность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Таким образом, дезадаптация по внешнему критерию может происходить одновременно с адаптированностью по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация – это адаптация как по внешнему, так и по внутреннему критерию.
Таким образом, социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.
Источник: Словарь справочник по социальной работе