ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Толерантность
терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Толерантность
терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д.

Источник: Краткий словарь по социологии

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
терпимость к чужим мнениям, убеждениям, верованиям, поступкам, внешнему виду. Одна из духовных ценностей гуманизма, ориентирующая людей избегать действий, направленных на конфронтацию, разжигание различного рода конфликтов.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Толерантность
отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Толерантность
привыкание организма к воздействию какого-либо агента (например, химического вещества), так что вводимая доза уже не производит желаемого эффекта и ее приходится повышать. В другом значении толерантность – это терпимость, позиция неосуждения (например, в отношении иного стиля жизни).

Источник: Глоссарий медико-социологических терминов

Толерантность
(в физиологической антропологии) (лат. tolerantia терпение) - "терпимость" иммунной системы организма (отсутствие или ослабление иммунологического ответа) к конкретным антигенам. В широком смысле так называют способность переносить неблагоприятные воздействия окружающей среды (на индивидуальном, популяционном или видовом уровнях).

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
от лат. toleran-tia - терпение) - англ. tolerance; toleration; нем. Toleranz. 1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. 3. Отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Толерантность
(от лат. tolerantia – терпение). 1. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, Т. к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей (см. Адаптация). 2. Социально-политическая (классовая), духовная и расово-этническая терпимость населения в условиях правового демократического общества.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Толерантность
способ приспособления организма к тому или иному веществу, которое приходится принимать в возрастающих дозах для достижения того же эффекта.
Одно и то же вещество оказывает разное действие на разных людей в зависимости от того, насколько они к нему привыкли. Такая непредсказуемость опасна, есть вероятность передозировки, особенно при большей, чем предполагалось, степени очистки и концентрации действующего начала, а также после перерыва в употреблении. (См. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ.) В психологии этот термин означает терпимость к чему-либо.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Толерантность
отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. В реабилитации и в практике социальной работы понимается как один из руководящих принципов социальной работы, утверждающий терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, ценностных ориентация других людей.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
(лат. tolerantia— терпение)— 1) терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо, готовность предоставить друг, человеку возможность свободы мысли и действия (1); 2) моральное кач-во, к-рое характеризует принятие одним индивидом или об-вом интересов, убеждений, верований, привычек др. людей или сообществ (2); 3) стремление достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентации, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности — диалог, разъяснение, сотрудничество (3).
Лит.: 1) Толерантность // Словарь иностранных слов. М., 1984; 2) Толерантность //Словарь по этике. М., 1983. 3) Шалин В.В.   Толерантность. Ростов н/Д, 2000.

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

толерантность
tolerance лат. tolerantia ‘терпение’. - 1. терпимость к людям, не похожим на нас. 2. Способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. 3. Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. 4. Отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека. толерантность — не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ср. нетерпимость национальная, толерантность нулевая. См. дискриминация, расизм, оппозиция «свой — чужой — другой».

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Т. является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека. Начал утверждаться в качестве общезначимого принципа человеческого общения после буржуазных революций, однако до сих пор постоянно нарушается, ограничивается или отвергается на межличностном, межгрупповом и государственном уровнях. Полностью или в некоторой степени отрицается авторитаризмом и тоталитаризмом в силу их мировоззренческого "абсолютизма", убежденности в обладании высшей и окончательной истиной, единственно правильным рецептом достижения благосостояния и счастья, за чем обыкновенно скрываются корыстные интересы правящей элиты. Разброс позиций сторонников Т. чрезвычайно широк - от интерпретации ее как почти ничем не ограничиваемого принципа в разного рода анархистских концепциях до ограничительного истолкования, принимающего во внимание соображения общественного и личного здоровья, законности, морали и т.д.
В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич

Источник: Социология: энциклопедия

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Терпимость по отношению к другим людям, отличающимся по их убеждениям, ценностям и поведению. Т. как характеристику коммуникативности и самоидентификации следует отнести к культурному явлению. Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. Т. в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей социальной основе и развития демократии в форме правового государства.
Низкий уровень Т. характерен для традиционного общества. Его основной принцип “делай, как делали все и всегда” позволяет осуществлять организацию только тогда, когда общественное мнение, а также индивидуальная, корпоративная и политическая реакции заставляют людей действовать на основе ритуала. Динамичность интересов, которые могут вмещаться в позитивную часть политического пространства, подрывает основу традиционности. Неукоснительное следование социальной схеме называется ригоризмом. Переход от традиционного общества к открытому можно интерпретировать как противоборство ригоризма и нетерпимости с толерантной мировоззренческой ориентацией. В политике возможность для Т. создает появление оппозиции, которая становится легальной.
Развитие демократии в Европе приводит к укоренению Т. и институционализации этого феномена политической культуры в политической практике с середины XX в. В развитых странах Запада появилась возможность для равноправного взаимодействия ряда политических сил в рамках целостной политической системы. Этот процесс был значительно продвинут тем воздействием, которое оказали на демократию тоталитарные режимы.
Чрезмерная идеологизация исключает Т. из политических отношений. В СССР, других социалистических странах, в странах с диктаторскими, фашистскими и другими подобными режимами, т.е. в условиях тоталитарных политических систем, Т. отсутствовала. Основным принципом политической культуры в этих условиях выступала нетерпимость к политическому инакомыслию. Так, в СССР практически любая политическая позиция, отличная от официальной, могла квалифицироваться как антисоветская. Политико-государственная система подвергала наказанию людей, ориентированных диссидентски, самым безжалостным образом, вплоть до политического террора и смертной казни.
Т. может быть формальной, содержательной, абстрактной, реальной и т.д. Естественное основание Т. обретает в политическом плюрализме. Практика индивидуализации политической ориентации и свободная деятельность в границах закона – условие, которое Т. превращает в элемент повседневной коммуникативной практики в политике и иных социальных сферах.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
(от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Согласно определению Философского энциклопедического словаря “толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции”. Т. означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под Т. не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. Проблема Т. на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г. Блумером. Для объяснения Т. они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе “свой — чужой”. Т. может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами “другого”. Также Т. обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как права человека, демократия, мир.
Понимание Т. неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность — “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском — “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
В китайском языке быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
В арабском Т. — “прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим”.
В персидском Т. — “терпение, выносливость, готовность к примирению”.
В испанском Т. — “способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения”.
В русском языке “терпимость — способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо. Считаться с мнением других, быть снисходительным”.
Термин “толерантность” обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает “отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию”. А более знакомое и привычное слово “терпимость”, употребляемое в обыденной речи, означает “способность, умение терпеть, мериться с чужим мнением, быть снисходительными к поступкам других людей”.
В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов.
В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо благоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию
С точки зрения философии толерантность — это мировоззренческая жизненная позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этического, духовного опыта личности.
В этике “толерантность” отождествляют с понятием “терпимость” — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Абдулатипов Р.Г. Этнополитология: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004; Староверова О.П. Формирование толерантного поведения у современной молодежи: Метод. пособие. Екатеринбург, 2004; Столяренко Е.В. Толерантность в общей системе формирования ценностного отношения к человеку у современной молодежи // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12; Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Б. Васильева. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
в широком смысле слово «толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В социальной работе толерантность - один из основных ее принципов. Общее содержание понятия толерантность не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность - “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”; во французском - “уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов”; в китайском языке быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”; в арабском толерантность - “прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение расположенность к другим”; в персидском - “терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению”. В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин “толерантность” обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая “отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию”. А слово “терпимость”, более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей”. Слово “терпимость” часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью “подставить вторую щеку”. Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым. В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод. Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж.Локк в “Очерках о терпимости” и “Письмах о терпимости”, П.Бейль - в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга. Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый: “толерантность как безразличие”, предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй: “толерантность как невозможность взаимопонимания”, ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. Третий: “толерантность как снисхождение” подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И, наконец, четвертый: “терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог” позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. В ноябре 1995 года ЮНЕСКО был объявлен как Международный день толерантности. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствамчленам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный толератности, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, в том числе на СМИ. Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости (был провозглашен Ассамблеей в 1993 году). 16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности, которая провозгласила, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Под толерантностью в “Декларации принципов терпимости” понимается принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Если коротко изложить смысл толерантности, то он звучит следующим образом: толерантность - это способность признать иное нормальным; это способность уважительно относиться к человеку, непохожему на тебя; это терпимость к чужому мнению, обычаям, цвету кожи, религии и образу жизни; толерантность не является частью какой-либо идеологии или элементом какой-либо конкретной культуры. К ней способны все культуры и народы, пусть даже дорога к ней может быть не простой; это не отказ от своих прав и от возможности их защищать. Это не отказ от уважения к себе и к своей культуре. Невозможна толерантность к противоправным действиям; это черта сильного и уважающего себя человека. В свете этих посылов - толерантное общество - это общество взаимного уважения, общество, свободное от предрассудков, глухого недоверия и слепой агрессии.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Толерантность
от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Как правило, люди объединяются с теми, кто разделяет их убеждения с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообществ. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» — тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности. Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношениях более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, начало которому в западном мире было положено в XVII в., вызвал к жизни толерантность. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом плюрализма, а с другой — условием его дальнейшего развития. Толерантность была принята как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости — когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозное единство.
Видным представителем толерантности в эпоху Просвещения (XVIII в.) был Вольтер. Взгляды Вольтера сложились, когда он исследовал историю Англии, где в XVII в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», в котором выражена классическая теория толерантности. Фактически любое убеждение — религиозное, политическое или культурное — может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются.
Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство.
Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурентам, так как конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.
Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различными обликами сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться добродетелью, все же она имеет два недостатка. Один из них — склонность к безразличному отношению к ценностям, питающим убеждения: «Толерантность — это добродетель людей, которые ни во что не верят», — говорил по этому поводу Г.К. Честертон. Другой недостаток — необходимость установления минимальных моральных стандартов, серьезное нарушение которых не допускается сообществом.
Трафик женщин и детей. В соответствии с положениями протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию ООН 2000 г. против транснациональной организованной преступности, «незаконный ввоз мигрантов» означает обеспечение с целью получения прямо или косвенно какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое- либо государство-участника любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. Стороны, обеспечивающие незаконный ввоз, оказывают услуги своим клиентам, выступая в качестве агентов бюро путешествий, действующих вне правовых рамок. С другой стороны, торговля людьми связана с применением насилия, принуждения или побуждения к эксплуатации работников, которые рассматриваются в качестве товаров и не требуют пересечения международных границ, хотя некоторые лица или преступные группировки часто занимаются как незаконным ввозом, так и торговлей людьми. Мигранты, ставшие жертвами торговли людьми, не подлежат уголовному преследованию.
Хотя женщины всегда составляли достаточно большую часть мигрантов, их доля за последнее время увеличилась здесь до 48%. Важный сдвиг в этой тенденции заключается в том, что если раньше женщины мигрировали в составе семейств, то сегодня их миграционные перемещения становятся самостоятельными. С этой тенденцией связан трафик женщин.
Жертвами работорговли чаще всего становятся женщины и дети, которые подвергаются сексуальной эксплуатации и вовлекаются в проституцию, используются в порноиндустрии, в сфере досуга и развлечений. По данным Европейского союза, только в Восточной и Центральной Европе жертвами подобных преступлений становятся от 120 тыс. женщин и детей ежегодно. По данным Интерпола, ежегодный оборот торговли людьми составляет 19 млрд. долл. По данным Доклада о работорговле Госдепартамента США, ежегодно от 700 тыс. до 4 млн. человек в 89 странах мира «покупаются, продаются, перевозятся и содержатся в рабских условиях против их воли».
Россия вместе с Белоруссией, Арменией, Таджикистаном, Киргизией и еще 14 странами вошла в «группу-3» — самых злостных нарушителей отмены работорговли в мире. «Россия является главным образом поставщиком женщин и детей, которые продаются в целях проституции в страны Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Америки. Действия Правительства РФ все еще не соответствуют минимальным стандартам в области борьбы с торговлей людьми» — таковы предварительные выводы докладчиков по России в Европейском союзе, на основании которых депутаты Госдумы РФ начали работать над составлением Закона о работорговле.
По отношению к торговле женщинами и детьми выделяется несколько групп повышенного риска.
Среди женщин особенно уязвимы молодые (с невысоким уровнем образования, не имеющие стабильной работы или источника доходов, многодетные, одинокие матери, испытывающие насилие или неблагополучие в семье, занимающиеся проституцией или работающие в индустрии развлечений, имеющие намерение выехать на работу за рубеж, обращающиеся в брачные агентства). Часто женщин, переживших сексуальное насилие, а таких в России порядка 20%, — включают в группы риска по торговле людьми (так как они становятся склонны к рискованному поведению в результате пережитого психологического шока).
Среди детей особенно уязвимы дети из неблагополучных семей, без родителей, из детских домов, беспризорные и безнадзорные и т.п. Торговля детьми осуществляется как с целью коммерческой сексуальной эксплуатации (использование в проституции, порнографии), так и с другими целями — использование дешевого детского труда в сфере услуг, сельском хозяйстве, на дому и пр., использование детей (в том числе младенцев) для попрошайничества, для трансплантации органов, для незаконного усыновления.
К группам риска относятся также инвалиды, бедные, наркозависимые люди.
Общее число жертв международной торговли людьми оценивается от 600 до 800 тыс. человек в год, а оценка, включающая торговлю людьми внутри стран, составляет от 2 до 4 млн. человек. В международных документах обращается внимание на то, что 80% пострадавших от транснациональной торговли людьми составляют женщины и дети, из которых 70% продаются в другую страну в целях сексуальной эксплуатации. Регион Центральной и Восточной Европы, включая пространство бывшего СССР, занимает второе место в мире по масштабам торговли людьми после Юго-Восточной Азии: из региона ежегодно вывозятся 175 тыс. женщин.
Торговля людьми осуществляется в разных странах независимо от уровня их экономического развития и политической системы. В международной практике в отношении осуществляемой торговли людьми принято разделять страны выезда, назначения и транзита. Россия, как и некоторые другие страны Центральной и Восточной Европы, совмещает эти три «ипостаси», являясь одновременно страной выезда, приема и транзита. Странами назначения для людей, которых вывозят из России по схемам торговли людьми, являются некоторые страны Европы, США, Япония и ряд других стран мира.
Источники: Доклад VI. За справедливый подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике / Международная конференция труда. 92-я сессия, 2004. С. 12—13; Доклад «О состоянии борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации» / Под ред. Е.Б. Мизулиной. М., 2006; Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М., 2006. С. 22.

Источник: Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
116.98 кб

Толерантность компонент духовно-нравственной культуры личности

Годжиева Регина Батразовна
В статье идет речь о традиции воспитания толерантности как важного компонента духовно-нравственной культуры личности в народной педагогике осетин.
Читать PDF
197.59 кб

Толерантность в социально-трудовых отношениях

Побежко Ольга Николаевна
В связи со старением населения возникает необходимость продления пенсионного возраста и вовлечения пожилых людей в социально-трудовые отношения.
Читать PDF
262.82 кб

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГ

Белозерова Марина Витальевна, Щеглова Мария Сергеевна
В статье рассматриваются проблемы межкультурного взаимодействия и формирования толерантности во взаимосвязи с проблемами адаптации студентов представителей коренных народов Сибири к социокультурной среде высшего учебного заведения
Читать PDF
608.95 кб

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ тОЛЕРАНТНОСТь В МЕсТНОМ СООБЩЕСТВе

Гафиятов Ильгиз Зиниятуллович, Хайдаров Рамис Рамилович, Махмутова Чулпан Наилевна
В статье рассматриваются проблемы толерантности, оценивается влияние межэтнических браков и религиозной идентичности на межнациональные отношения в местном сообществе.
Читать PDF
401.37 кб

Качество жизни и толерантность российского общества

Николаева Татьяна Петровна, Шереметова Вера Владимировна, Пронина Валентина Николаевна, Саакян Борис Арамаисович
В статье представлены результаты исследования, проведенного по заказу Министерства образования РФ по теме «Качество жизни как социально-экономическая основа толерантности».
Читать PDF
90.52 кб

Толерантность как ценность гражданского общества

Жигунова Галина Владимировна
В статье рассматривается толерантность как ценность и норма гражданского общества.
Читать PDF
215.96 кб

Толерантность императив современной культуры?

Никифорова Лариса Викторовна
Предлагается понимать понятие толерантность как политический инструмент. Высказано предположение, что расплывчатое содержание понятия не способствует квалифицированной оценке ситуаций различения.
Читать PDF
282.49 кб

Изменение этнического состава населения области и толерантность студентов саратовского госуниверсите

Уставщикова С. В.
В статье рассмотрены изменения в этническом составе населения Саратовской области за 1989-2002 годы. Выявлена роль этнической миграции в данных изменениях. отмечается рост в области народов Кавказа и Средней Азии.
Читать PDF
0.00 байт

Толерантность в современной социокультурной ситуации России

Касьянова Евгения Ивановна
Статья посвящена малоизученному в отечественной науке аспекту толерантности российской концептуальной модели толерантности.
Читать PDF
144.25 кб

Толерантность современной молодежи: исследование томских студентов

Форрат Наталья Владимировна
Читать PDF
202.22 кб

Что значит «Быть русским» на Украине? (свобода выбора, самодостаточность, толерантность)

Звиняцковский В. Я.
Статья описывает деятельность общественной организации ученых-русистов «Украинская Академия русистики», которая осуществляет экспертизу гражданских инициатив русскоязычного гражданского сообщества по внедрению и развитию учебных п
Читать PDF
442.93 кб

Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты

Луценко Екатерина Леонидовна, Ефимова Дарья Владимировна
Понятие «толерантность» по смыслу шире, чем просто «терпимость, терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина настоящего.
Читать PDF
0.00 байт

Толерантность и различие в социокультурном пространстве современной России

Клименко Екатерина Владимировна
Статья посвящена проблеме толерантности в ее связи с категорией «различие».
Читать PDF
0.00 байт

Этнические различия и толерантность: к проблеме разработки социально-культурных программ формировани

Клименко Екатерина Владимировна
Статья посвящена проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантности.
Читать PDF
0.00 байт

Этноконфессиональная толерантность на Юге России

Ханбабаев Кафлан Муслимович
На Юге России на протяжении тысячелетий одновременно мирно живут и активно контактируют различные народы. Здесь всегда существовала реальная практика этноконфессиональной толерантности.

Похожие термины:

  • языковая терпимость/толерантность

    language tolerance лат. tolerans, tolerantis ‘терпеливо переносящий’. - Уважительное или нейтральное отношение к языкам других этнических групп. Ср. дискриминация языковая, ксенофобия. См. толерантность.
  • Толерантность этническая

    (лат. tolerantia терпение) — признание и принятие факта существования этнокультурных отличий, этнического многообразия и разнообразия окружающего мира; позитивные установки на другие этнические куль
  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ

    (от лат tolerantia — терпение) — специфическая черта национального характера, духа народов, являющаяся неотъемлемым элементом структуры менталитета, ориентирующаяся на терпимость к образу жизни пред
  • толерантность нулевая

    zero tolerance. - Отсутствие терпимости к людям, чье поведение выходит за пределы социокультурных норм. Ср. толерантность.
  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ

    терпимое отношение к каким-либо религиям со стороны последователей других религий или неверующих. Т. р. можно рассматривать как комплексное явление общественного сознания, в котором сочетаются м
  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

    (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Проявляется в снисходительном отношении к тем или иным моментам социальной жи
  • Языковая толерантность

    (лат. tolerantia, англ tolerance, нем. Toleranz фр. tolerance - терпимость) - толерантность, терпимость в области использования языков, толерантное отношение к языкам. Заключается в уважительном отношении не только к с