Марксистско-ленинская теория наций

Найдено 1 определение
Марксистско-ленинская теория наций
разрабатывалась К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине XIX в., когда капитализм стал веду щей социально-экономической системой во всем мире. В дальнейшем ее развивал В. И. Ленин применительно к новой исторической эпохе в условиях победы социалистической революции в России. Применив историко-материалистический метод к анализу национальных отношений, они показали, что возникновение наций явилось следствием становления капиталистического способа производства на основе машинной технологии, развитие которой определяло сплочение населения в рамках национальной государственности, способствовало формированию обще национальных языка, культуры и психологии. Но, как показали К. Маркс и Ф. Энгельс, при капитализме с возникновением наций возникает и национальный вопрос. Его суть заключается в установлении системы национального угнетения и порабощения одних наций другими. Частная собственность на средства производства неизбежно порождала национальное и колониальное рабство, различные формы зависимости одних народов от других. Классики марксизма считали, что решение национального вопроса возможно только в результате победы социалистической революции. С ликвидацией частной собственности «уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой». Революционная борьба пролетариата развивается в национальной форме, но решение ее конечных стратегических задач интернационально по своей сущности. Создав I Интернационал — Международное товарищество рабочих (1864–1872 гг.), вожди мирового пролетариата проводили большую теоретическую и практическую работу по сплочению и воспитанию рабочего класса, разоблачению национализма, национального нигилизма и шовинизма. Рассматривая перспективы развития национальных отношений, они опирались на опыт Парижской Коммуны, которая, несмотря на кратковременность своего существования, была предвестницей будущих революционных преобразований общества. К.Маркс писал, что она впервые в истории провозгласила равенство всех народов и была подлинно интернациональным явлением, поскольку на баррикадах ее защищали передовые представители рабочего класса многих стран. Учение марксизма по национальному вопросу на новом этапе истории было дальше разработано и реализовано применительно к условиям России после победы Октябрьской революции 1917 г. Коммунистической партией во главе с В. И. Лениным. Ликвидировав частную собственность и эксплуатацию, советские народы в 1922 г. добровольно объединились в единое государство – СССР, в короткие сроки создали могучую мировую державу, одержали победу над фашистской Германией, покорившей до нападения на Советскую страну почти всю Европу, образовали новую историческую интернациональную общность — советский на род, сформировали национальные отношения нового типа, основанные на дружбе и сотрудничестве. На референдуме 1991 г. подавляющее большинство населения всех советских республик высказалось за дальнейшее сохранение Советского Союза. Однако окостеневшая партийно-чиновничья система руководства оказалась полностью неспособной осуществить требовавшиеся к тому времени модернизацию общества и обновление принципов интернационализма в соответствии с новыми условиями. Непонимание ею возникшей обстановки, отход от методологии марксизма, требующей творческого, научного подхода к социальным процессам, явились главной причиной развала СССР.
В современном обществе национальный вопрос превратился в глобальную этнонациональную проблему и развивается как составная часть мирового цивилизационного кризиса. Это проявляется в росте насилия в национальной сфере, многочисленных этнических войнах, уносящих жизни миллионов людей, распространении различных форм фундаментализма, национализма и сепаратизма. В то же время практика свидетельствует, что попытки решения современного национального вопроса на основе не управляемой рыночной экономики приводят к его обострению, углублению национальных противоречий и конфликтов. Выход из этой сложной и опасной для человечества ситуации может быть определен только на путях формирования общества социальной справедливости, развивающегося на трудовой основе в специфических социокультурных цивилизационных формах. В связи с этим, несомненно, и сегодня имеют принципиальное значение такие методологические установки марксизма в национальной сфере, как необходимость учета действия объективной тенденции к глобальной универсализации жизни народов, объединения усилий в международном масштабе передовых прогрессивных сил по предотвращению этнонациональных конфликтов и войн, утверждению равноправных отношений между свободными и независимыми народами, помощь отставшим в социально-экономическом развитии народам со стороны более развитых стран, решительное осуждение всех форм насилия, национализма, шовинизма, этнократизма и космополитизма, отрицающего национальные формы развития человечества. Общество социальной справедливости как идеал и цель народов всего мира должно стать преемником всего лучшего в области национальных отношений, что было достигнуто в предшествующие эпохи. Др филос. наук М. Н. Росенко.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.