Социальная работа
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
Источник: Словарь по волонтерству.
- принцип универсальности (исключение дискриминации);
- принцип охраны социальных прав (например, нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить детородную активность);
- принцип социального реагирования (действовать быстро и в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации клиента);
- принцип профилактической направленности (предупреждение отягощения уже возникших проблем).
- принцип клиентоцентризма (признание приоритета прав клиента, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей);
- принцип опоры на собственные силы (социальный работник должен подводить клиента к активной позиции в разрешении своих проблем, побуждать к самопомощи);
- принцип максимизации социальных ресурсов (социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту путем обращения в неправительственные, благотворительные учреждения, использовать другие, не запрещенные законом способы);
- принцип конфиденциальности (в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашенной, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их);
- принцип толерантности (признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.
Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
Что же такое социальная работа? Одни считают ее деятельностью по изменению социальных структур, которые способствуют угнетению тех или иных групп, другие – помощью индивидам в адаптации к конкретным обстоятельствам, а если люди не могут или не хотят подчиняться существующим социальным нормам – например, в поведении или методах воспитания детей,– социальные работники обязаны использовать властные полномочия.
Социальная работа зародилась в недрах благотворительных организаций в последней четверти XIX в. С самого начала она была основана на личном контакте добровольных помощников, предлагающих практическую помощь, совет и поддержку, и нуждающихся в этой помощи, например заброшенных детей, пожилых и немощных, бездомных, пострадавших, как тогда казалось, в результате быстрого роста промышленности. Таким образом, социальная работа была составляющей социальной реформы, начатой после того, как удалось документально зафиксировать последствия урбанизации, БЕДНОСТИ и депривации для жизни городской бедноты. Первые добровольные социальные работники были приписаны к больницам, судам и тюрьмам. Другие посещали людей на дому в рамках благотворительной жилищной программы. Их методы работы используются и поныне, в частности систематический расспрос, ведение записей и разработка простейших планов вмешательства. Кроме того, тогда же были проведены различия между «заслуживающими» и «не заслуживающими помощи», теми, кому можно и нельзя помочь, что оказало сильное влияние на последующую работу.
К середине XX в. социальная работа обогатилась психологическими аспектами. Под влиянием ПСИХОАНАЛИЗА социальные работники стали уделять больше внимания раннему семейному опыту, бессознательной мотивации и корням непоследовательного и иррационального поведения. Практическим следствием стала работа над отношениями, которые складывались с отдельными клиентами и семьями. Через эти отношения КЛИЕНТЫ компенсировали свои прежние переживания и осваивали стратегии преодоления трудностей. Хотя в социальной работе по-прежнему уделяется много внимания следствиям бедности, значительное место отводится психологическим проблемам клиентов.
В конце 1960-х – 1970-х гг. социальная работа, во всяком случае частично, затронула социальную депривацию и влияние общественного устройства на проблемы клиентов. РАДИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА в этот период была посвящена выражению солидарности с рабочим классом, в частности сотрудничеству с центрами занятости, общественными движениями, консультативными центрами. Что касается индивидуальных клиентов, радикальные социальные работники разъясняли им социальные первопричины проблем. Каждый этап развития оставил след в социальной работе и породил множество критических выступлений как самих специалистов, так и не причастных к социальной работе лиц. По сути дела, социальная работа многообразна и многолика, ее цели подчас столь грандиозны, что свести их к простому перечню не представляется возможным. Попытки дать определение социальной работы предпринимались давно, вот, например, как считала в 1977 г. Британская ассоциация социальных работников: «Социальная работа – это целенаправленное и этичное применение личных навыков межличностных отношений для улучшения личного и социального функционирования индивида, семьи, группы или сообщества, что обязательно включает практический опыт создания социальных условий всеобщего благосостояния».
Поскольку социальным работникам трудно объяснить свою роль в обществе, эта сфера деятельности подверглась нападкам на протяжении 1980-х гг., когда политические силы ополчились против концепции процветающего государства. В современной социальной работе пришлось отказаться от некоторых высоких целей и смириться с тем, что ряд задач в перспективе будут определены как на правительственном уровне, законодательно, так и на уровне общества наиболее настойчивыми клиентскими группами. Проще помочь людям преодолеть проблемы, если: 1) помочь потребителям четко и ясно определить свои проблемы и наметить конкретные шаги к их преодолению; 2) договориться с потребителями о разбиении крупных задач на более мелкие, которые легче решить поочередно; 3) мобилизовать ресурсы и заручиться поддержкой значимых для клиента людей; 4) достичь намеченных целей, которые предварительно были согласованы с клиентом и сформулированы в письменном виде, при активном участии в принятии решений самого клиента.
Консультирование – вид деятельности, привлекательный для многих социальных работников, в настоящее время занимает все меньшее, но по-прежнему значительное место в работе. Это терапевтическое направление вызывает критику со стороны социальных работников и представителей других профессий, оно подверглось сокращению в ряде сфер деятельности, в частности при работе с трудными детьми и в больницах. На смену интенсивному личному взаимодействию с клиентами пришла управленческая работа. Так, организация и планирование медико-социального вмешательства, когда социальный работник занимается оцениванием потребностей и приобретением услуг, внесли заметное изменение в природу социальной работы. Предположительно, это главный источник изменений в социальной работе за последние пятьдесят лет. Повышенное внимание общественности к защите прав клиентов, выписанных из психиатрических клиник, а также детей, насильственно разлученных с семьями, заставило правительство регламентировать поведение социальных работников в подобных случаях, а местные департаменты социального обслуживания – вкладывать в это направление значительные ресурсы.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
2) разновидность профессиональной деятельности, профессия;
3) помощь населению в кризисных или тяжелых жизненных ситуациях, в т.ч. через оказание социальных услуг. Основными задачами социальной работы как вида общественной деятельности являются: улучшение социального самочувствия человека, улучшение условий его жизни, обеспечение соответствующего социального функционирования, гармонизация системы отношений в семье, коллективе, обществе в целом. В структуре социальной работы как разновидности практической деятельности выделяют субъект и объект. Субъекты социальной работы – это государственные учреждения, общественные организации, физические лица, которые реализуют социальную политику и предоставляют социальную помощь разным категориям населения. Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа, способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы (Международная Ассоциация Школ Социальной работы, Международная Федерация Социальных Работников, Определение Социальной Работы совместно принято 27 июня 2001. Копенгаген). Объекты социальной работы - отдельные лица или социальные группы, которые нуждаются в помощи и поддержке в процессе их социализации. Объектом социальной работы в широком ее понимании являются все граждане. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев населения зависит от условий, которые в значительной мере определяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, особенностями ее реализации. Каждый человек в определенный период жизни нуждается в полном удовлетворении своих интересов и потребностей или сталкивается с определенными трудностями и проблемами, которые не всегда можно преодолеть самостоятельно. Такую трактовку социальной работы можно объяснить также тем, что, с одной стороны, она направлена на решение неотложных сиюминутных проблем человека, а с другой – ориентирована на предупреждение социальных проблем национального масштаба (заболевания, безработица, увеличение различных форм девиантного поведения и др.). В современных условиях социальная работа развивается: как практическая профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах; как учебная дисциплина по профессиональной подготовке специалистов по оказанию социальной помощи и поддержки; как отрасль научных знаний, которая базируется на совокупности концепций и теорий, имеет свой категориальный аппарат, исследует принципы и закономерности, модели и методы социальной работы. Социальная работа как профессиональная деятельность не является спонтанной или фрагментарной. Она направлена на достижение определенных целей и результатов. Общая цель социальной работы состоит в создании оптимальных условий социализации личности. Дальнейшая конкретизация этой цели отражена в ее содержании, которое определяет круг основных профессиональных задач (социальной адаптации, профилактики, реабилитации, ресоциализации, социального обслуживания) в отношении субъектов и объектов социальной работы. На основе содержания выделяют функции социальной работы: коммуникативная, организаторская, прогностическая, правозащитная, диагностическая, профилактическая, коррекционнореабилитационная, социально-терапевтическая и др. В зависимости от масштабности социальной работы эти функции могут быть реализованы на государственном, региональном, местном и индивидуальном, а также профессиональном и непрофессиональном (привлечение волонтеров) уровнях. Современная теория социальной работы имеет все структурные компоненты науки: предмет и объект исследования, закономерности функционирования, принципы и методы деятельности, категориальный аппарат. Она состоит из двух разделов: теоритико-методологического, фундаментального (методология, базовые понятия и категории, закономерности, принципы) и прикладного - практическое применение теоретического и эмпирического знания в процессе решения социальным работником конкретных задач. Социальная работа как наука исследует: влияние социальных процессов на развитие и поведение социальных общностей, групп, личности; роль социальной политики в разрешении общественных проблем и практических задач социальной работы; технологии социальной работы с разными социальными группами и личностью; особенности деятельности государственных и общественных институтов социального обслуживания населения; закономерности социального управления в системе социальной работы. Поэтому объектом теории социальной работы есть явления, процессы и отношения. А ее предметом – особенности их влияния на социальное функционирование общностей, групп или личности. По своему содержанию социальная работа является социальногуманитарной, по характеру – междисциплинарной и интегративной. Она тесно связана с такими социальными науками, как социология, политика, право; человековедческими дисциплинами – психологией, социальной педагогикой, деонтологией. Основными задачами социальной работы как учебной дисциплины являются: ознакомить будущих специалистов с теоретико-методическими основами социальной работы (структура, уровни, функции, закономерности, принципы, методы, категории, основные теории и модели социальной работы); проанализировать генезис социальной работы как науки и сферы практической деятельности; определить роль социальной работы в решении социальных проблем; ознакомить с особенностями и технологиями организации и осуществления социальной работы в разных сферах общественной жизни (медицина, образование, пенитенциарная система, система социальной защиты населения и др.) и с особенностями разных групп населения (дети, молодежь, семья, люди пожилого возраста, люди с ограниченными функциональными возможностями, лица с девиантным поведением и др.); воспитывать у будущих социальных работников нравственные качества и формировать гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности, определенные в этических основах социальной работы; развивать творческое мышление, формировать умения профессионально анализировать и оценивать социальные явления, воплощать в жизнь социальную политику государства, содействовать гармонизации человеческих отношений; формировать необходимые знания и умения в сфере менеджмента социальной работы. Социальная работа как профессия интенсивно развивается. В ближайшее десятилетние она будет такой же массовой, как профессия врача и педагога, поскольку предотвращать социальные болезни намного легче, чем бороться с социальными эпидемиями.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
Теория С.р. как специфический вид научного знания, являясь комплексной, интегративной дисциплиной, изучает острейшие современные социальные проблемы общества, семьи, личности и различных категорий населения, а также обосновывает оптимальные модели реализации социальных изменений в обществе для решения проблем человеческих взаимоотношений, укрепления свободы человека и его прав на достойную жизнь, теоретически обосновывает эффективные методы восстановления основных социальных функций человека, семьи и социальных групп в условиях взаимодействия с окружающей средой.
Системный подход в С.р. предполагает широкое использование достижений таких наук, как социальная философия, антропология, аксиология, этика, социология психология, педагогика, медицина, демография, экономика, право, культурология, политология и др., связанных с теоретическим осмыслением комплексных проблем человека в процессе социального становления и развития в социуме. Безусловно, существующая дифференциация теорий С.р. вызвана особенностями разных национально-культурных, цивилизационных и культурно-исторических условий, различными контекстами исторического развития народов, общественным строем и экономическим укладом.
Первые теоретические исследования С.р. были выполнены учеными в этой области науки: Л.В. Бадя, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьевым, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жуковым, И.А. Зимней, А.А. Козловым, В.В. Колковым, В.А. Никитиным, П.Д. Павленком, А.М. Пановым, А.С. Сорвиной, Л.В. Топчим, М.Ф. Фирсовым, Е.И. Холостовой, Б.К. Шапиро, Т.В. Шеляг, Н.Б. Шмелевой, В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой-Ярской и др.
Они предприняли попытку определить категориальный аппарат, предмет и объект С.р., ее взаимосвязь с другими науками, отразить роль и значение С.р. в обществе и личности профессионала в этой деятельности.
Отличительной чертой С.р. как теории является то, что она получила свое собственное развитие после признания С.р. как профессии. Как наука С.р. имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. Новая теория создавалась как результат настоятельной потребности общества в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом и экономическом этапе развития общества, а также учитывая потребности в научно-методологических и практических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.
Методология С.р. подразумевает изучение предмета, объекта, в котором помимо клиента присутствует и сам социальный работник. А также социального контекста, в рамках которого происходит взаимодействие социального работника и клиента, структуры С.р. и принципов функционирования отрасли. Большое внимание в С.р. уделяется изучению и разработке технологий, т.е. способов и методов конкретной практической С.р. с различными группами и типами клиентов, нуждающихся в социальных услугах. Особое место занимает разработка превентивных и коррекционных технологий, направленных на предотвращение или исправление социальных болезней и девиаций.
Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же С.р. как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.
Основу содержания любой науки составляют базовые категории (“несущие” понятия, которые и определяют ее предмет), принципы и закономерности. Вопрос о категориях социальных наук является непростым, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, очень тесно переплетаются друг с другом, многообразны, по-разному интерпретируются, что и обусловливает относительность границ между этими категориями, полипарадигмальность социальных наук.
Поэтому в данном плане следует говорить, прежде всего, о группах категорий С.р.
Некоторые категории не являются специфическими в теории С.р. а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что явления, обозначаемые этими категориями, должны рассматриваться каждой наукой, исходя из ее предмета). Например: социальное, социализация, социальная субъектность, социальная деятельность, социальная активность, социальные отношения и др.
Некоторые категории являются прежде всего категориями С.р., но используются и другими науками. Например: психосоциальная работа, структурная С.р., социальная реабилитация, социальное благополучие и т.д.
Некоторые категории являются собственно категориями С.р. Например: призрение нуждающихся, благотворительность, волонтерство, меценатство, социальное обеспечение, социальное страхование, С.р., социальная биография, социальный работник, “социальные сети” и др.
В отечественной и зарубежной литературе проблема категорий С.р. до сих пор не является предметом специального анализа. Некоторые авторы лишь фиксируют наличие категориального аппарата. Например, в учебнике “Теория и методика социальной работы” отмечается, что “общепризнанной категорией С.р. являются социальные отношения — выражение связей и взаимодействия между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит различающимися по показателям уровня и качества жизни, источников и величины доходов, по структуре личного потребления. Далее авторы обращаются к таким понятиям, как “социальная деятельность”, “социальное пространство”, “социальная сфера”, которые включены в концептуальный аппарат С.р. Такой подход лишь описывает сферу понятийного аппарата С.р., но не определяет содержание и статусность ее основных категорий.
Поэтому разработка категориального аппарата является одной из приоритетных задач в области исследований теории С.р. В систему категорий С.р. должны войти, на наш взгляд, понятия отражающие, в частности: во-первых, специфику организации С.р. в разных сферах социальной практики (например, С.р. в образовании, С.р. в армии и т.п.), с разными клиентами (С.р. с инвалидами, С.р. с семьей, С.р. с группами риска), в разных социальных ситуациях (С.р. в экстремальных ситуациях, С.р. в условиях экологического неблагополучия и т.п.); во-вторых, разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной С.р. (экономика С.р., менеджмент С.р., психосоциальные технологии и т.п.). Несомненно, по мере развития теории С.р. и эмпирических исследований в этой области система категорий будет обогащаться и расширяться.
Далее С.р. рассматривают как форму практической деятельности. В этой связи следует отметить ее различные аспекты.
Профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направлена на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующую им в этом.
Профессиональная деятельность направлена на активизацию потенциала собственных возможностей личности при решении сложных жизненных проблем.
Профессиональная деятельность носит превентивный характер.
Профессиональная деятельность, направлена на гармонизацию социальных отношений в обществе.
К основным целям С.р. можно отнести следующие:
— увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
— создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
— адаптация или реадаптация людей в обществе;
— создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;
— и как конечная цель — достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
С.р. как практическая деятельность в главном и в основном направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. Социальная субъектность понимается нами как накопление и реализация индивидом своей способности к жизнеосуществлению во всех основных сферах общества.
Любая социальная деятельность (и С.р. в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средство, условия. Целью С.р. как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы. Однако следует иметь ввиду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм С.р. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И в этом случае можно говорить о С.р. в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим основанием могут служить социально-психологические особенности клиентов С.р. — молодежь; группы социального риска, лица склонные к суициду и т.д.; третьим — характер проблем, встающих перед социальными работниками. Можно найти и другие основания. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей С.р. (например, от профилактики до коррекции).
Условия для каждого вида С.р. также будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного): политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные.
Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления С.р.
В этой связи особое значение имеет деление оснований для типологии социальных служб, организации практической С.р.
В основе классификации различных видов и форм работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера С.р. как деятельности). Но все они в конечном счете сводятся к следующему: работа с проблемой клиента; работа с другими службами, учреждениями, организациями.
Внутри этих двух форм, в свою очередь, идет классификация различных видов С.р. Так, в первом случае можно говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т.п.); с другой, — об особенностях клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа. Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой, — о статусе этих организаций (государственные, общественные, благотворительные, частные и т.д.). Кроме того, С.р. рассматривают как учебную дисциплину. Решением коллегии Комитета по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР и Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (от 13.05.1991 г.) введена специальность “специалист по социальной работе” в вузах Российской Федерации. Цель подготовки специалистов состоит в содействии развитию и повышению качества преподавания во всем мире, обучении и привитии навыков практической С.р., оказании социальных услуг и разработке политики в области социального развития. И наконец, С.р. рассматривают как общественный феномен.
Социальная деятельность базируется на различных гуманитарных и демократических идеалах. В основе имеется пять аспектов: географический, политический, социально-экономический, культурный, духовный.
Географический аспект. Вся деятельность осуществляется в рамках определенных границ: учреждения, страны, региона, муниципалитета.
Политический аспект. Каждая страна имеет свою политическую систему. Эта система определяет условия осуществления практической деятельности независимо от того, является она либеральной или репрессивной, социалистической, социалдемократической или капиталистической.
Социально-экономический аспект. Основными чаяниями человека являются надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системам здравоохранения, образования, социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степени от справедливого распределения имеющихся ресурсов.
Культурный аспект. Традиции, убеждения, чаяния и культура отдельных лиц, семей, групп, общин и стран должны уважаться, хотя и без ущерба для развития определенных традиций и убеждений. Без этого будет сохраняться дискриминация, наносящая ущерб государству.
Духовный аспект. В любом обществе, где проводится С.р., существует своя система ценностей. С точки зрения С.р., в процессе работы с конкретным человеком (в группе лиц и т.д.), а также развития системы ценностей самих социальных работников очень важно принимать во внимание духовный мир, ценности, философию, этику, а также чаяния и идеалы тех, с кем они работают.
Е.И. Холостова
Лит.: Демидова Т.Е. Современные модели социальной работы. М.: ЭконИнформ, 2007; Российская энциклопедия социальной работы. Т. 2 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997; Теория социальной работы: Учебник / Под ред. В.И. Жукова М.: Изд-во РГСУ, 2011; Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. М.: Юрайт, 2012; Топчий Л.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах: Учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2012; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. 3-е изд. М., 2007.