АУТИЗМ
АУТИЗМ
от греч. autos - сам) - англ. autism; нем. Autismus. Состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира; иногда считается симптомом шизофрении.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Аутизм
от гр. autos - сам) - уход индивида от контактов с окружающей действительностью и ориентация на мир собственных переживаний, внутренние критерии оценки событий. Нередко ведет к неадекватному поведению в обществе [84].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
АУТИЗМ
ослабление связей с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замкнутость. Мышление больного при этом приобретает абстрактный характер и теряет связь с реальной действительностью. Может наблюдаться при шизофрении.
АУТИЗМ
форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе человека от общения с окружающими людьми, погружении в мир собственных переживаний, противопоставлении себя другим людям. Ранний детский А. (РДА) формируется вследствие врождённой патологии центральной нервной системы, влекущей изменение восприятия и нарушение психофизического развития.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Аутизм
(от англ. out – вне, вон, наружу, выключенный). Аутизм. Outism. Чувство и состояние исключенности из социальных связей и отношений, сопровождаемое разочарованием, чувствами обманутости, ненужности, обреченности, унижения, страха перед будущим, безысходности и т. д. А. во многом зависит от социального положения индивида, а также от характера деятельности СМИ, т. е. “заражения информацией”, в результате которого утрачивается способность адекватного восприятия происходящего. Крайняя форма А. тождественна с психическим заболеванием, сопровождаемым неспособностью к труду. В состоянии А. часто оказываются пенсионеры, безработные, инвалиды и пр. См. также Зомбирование.
Аутизм
autism), редкая детская патология, характеризующаяся меланхолической погруженностью в себя и неумением устанавливать нормальные связи с внеш. миром, навязчивой привычкой к неизменному порядку, приводящей к расстройству при изменении окруж. обстановки или привычного порядка. Для А. характерны также речевые нарушения, такие, как монотонное повторение услышанного от др. Постановка диагноза бывает спорной, поэтому оценка кол-ва случаев А. колеблется от 4 на 10 тыс. до 1 на 25 тыс. Ок. 75% больных отличаются опред. задержкой умственного развития, но у них достаточно часто хорошая память, высокие способности к арифметике, музыке, а иногда и к искусствам. Прогноз заболевания зависит от степени задержки развития и речевых способностей. Причина А. неизвестна.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Аутизм
группа расстройств, характеризующаяся качественными аномалиями в межличностных коммуникациях и социальном поведении, с погружением в мир субъективных переживаний и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.
В норме термин стал использоваться при описании индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией личности на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей, и неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.
Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени аутизм может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронической психической травмы аутистическое развитие личности). В тяжелых случаях необходимы коррекция и лечение, включающие, в частности, налаживание контактов с внешним миром. В настоящее время выделяется несколько видов аутизма:
- аутизм при шизофрении- (описан E.Bleuler) характеризуется погружением больного в свой особый внутренний мир с потерей или ослаблением контакта с окружающей действительностью, утратой интереса к реальности и общению с людьми, стремлением к уединению. Иногда возникают аутистические фантазии, которые представляют собой отражение своеобразного мировоззрения и суждения об окружающей жизни и которые больной раскрывает весьма неохотно. Однако эти черты могут быть выражены нерезко. Более того, при так называемом аутизме наизнанку больной может казаться чрезмерно общительным и бестактным, но контакты с окружающими все равно носят формальный и бессодержательный характер;
- психогенный аутизм (депривационный) представляет собой реакцию на серьезные эмоциональные фрустрации в раннем детстве или при воспитании ребенка в условиях, лишающих его общения с окружающим миром (дети слепые, глухие, не имеющие возможности передвигаться при ДЦП);
- синдром Аспергера (аутизм детский) бывает по преимуществу у мальчиков, представляет собой психопатию с доминирующим интеллектуализмом и недостаточной эмоциональностью;
- синдром Каннера (ранний детский аутизм) аномалия психического и личностного развития; происходит манифестация шизофренического процесса; в этом случае основными признаками выступают отграничение от внешнего мира, нарушение интеллекта и языкового развития, страх перед изменениями; характерно раннее начало (до 30-го месяца жизни) и приобретение наиболее завершенной формы к 3 – 5 годам; причина соматогенного аутизма – повреждения головного мозга в раннем детстве или морфологические заболевания;
- псевдоаутизм является результатом тяжелых форм слабоумия или нарушений органов чувств, прежде всего слуха.
В норме термин стал использоваться при описании индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией личности на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей, и неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.
Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени аутизм может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронической психической травмы аутистическое развитие личности). В тяжелых случаях необходимы коррекция и лечение, включающие, в частности, налаживание контактов с внешним миром. В настоящее время выделяется несколько видов аутизма:
- аутизм при шизофрении- (описан E.Bleuler) характеризуется погружением больного в свой особый внутренний мир с потерей или ослаблением контакта с окружающей действительностью, утратой интереса к реальности и общению с людьми, стремлением к уединению. Иногда возникают аутистические фантазии, которые представляют собой отражение своеобразного мировоззрения и суждения об окружающей жизни и которые больной раскрывает весьма неохотно. Однако эти черты могут быть выражены нерезко. Более того, при так называемом аутизме наизнанку больной может казаться чрезмерно общительным и бестактным, но контакты с окружающими все равно носят формальный и бессодержательный характер;
- психогенный аутизм (депривационный) представляет собой реакцию на серьезные эмоциональные фрустрации в раннем детстве или при воспитании ребенка в условиях, лишающих его общения с окружающим миром (дети слепые, глухие, не имеющие возможности передвигаться при ДЦП);
- синдром Аспергера (аутизм детский) бывает по преимуществу у мальчиков, представляет собой психопатию с доминирующим интеллектуализмом и недостаточной эмоциональностью;
- синдром Каннера (ранний детский аутизм) аномалия психического и личностного развития; происходит манифестация шизофренического процесса; в этом случае основными признаками выступают отграничение от внешнего мира, нарушение интеллекта и языкового развития, страх перед изменениями; характерно раннее начало (до 30-го месяца жизни) и приобретение наиболее завершенной формы к 3 – 5 годам; причина соматогенного аутизма – повреждения головного мозга в раннем детстве или морфологические заболевания;
- псевдоаутизм является результатом тяжелых форм слабоумия или нарушений органов чувств, прежде всего слуха.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
АУТИЗМ
от греч. autos - сам) - отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя.
1) Понятие "А." было введено швейцарским психиатром Э. Блейером для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Явление А. рассматривалось им как одно из проявлений психического заболевания, названного им "шизофренией".
В работе "Аутическое мышление" он подчеркивал, что, наряду с другими симптомами, для шизофрении характерно преобладание внутренней жизни, связанной с активным отстранением от внешнего мира. А. не означает пассивность человека: отстранение от внешнего мира может сопровождаться такой активностью, в результате которой все помыслы, стремления и действия человека могут быть направлены на переустройство, преобразование мира независимо от того, насколько это реально и в какой степени действия человека адекватны сложившейся ситуации. Аутическое мышление, аутические желания оказываются превалирующими, подчиняющими себе реальные возможности человека и его адекватные оценки окружающей действительности. Для А. характерно иллюзорное восприятие внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. При А. отстранение от окружающей действительности чаще всего осуществляется за счет отождествления собственного мира бредовых идей и представлений с миром как таковым. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее. "Аутическая психика" находится во власти всевозможных страхов, подозрений, фантастических образов, имеющих инфантильную природу и свидетельствующих о дезинтеграции психических функций, ложных представлениях человека о внешнем мире и неопределенных границах представления о самом себе. Погрузившись в себя, человек не отличает собственное Я от окружающего, не видит различий между фантазией и действительностью. В поле зрения психоаналитиков чаще всего попадает инфантильный А., связанный с неспособностью ребенка общаться со своими родителями и другими людьми, будь то взрослые или дети. При инфантильном А. ребенок отстраняется от мира окружающих его людей, создает свое собственное замкнутое пространство, в котором реально значимыми для него оказываются не живые люди, а неодушевленные предметы. Ребенок не доверяет своим родителям, избегает общения с ними или не реагирует на их присутствие, зато получает удовольствие от игры с различными предметами, которые наделяются им качествами "хороших" объектов. Общение с людьми тяготит ребенка: он может испытывать страх перед ними, воспринимать их как угрозу своему существованию, находится во власти бессознательных мыслей о том, что взрослые (родители) хотят его убить. Аутичные дети чаще всего отчуждены от своих родителей, замкнуты в себе: они живут в своей, созданной ими самими психической реальности, не имеют тесных связей с реальным миром. Аутичный ребенок может заниматься изо дня в день одним и тем же. Создается впечатление, что удовлетворение у такого ребенка вызывают не разнообразные действия, а именно неоднократное повторение чего-то одного. При этом он может выражать безразличие по отношению к чему-то, что он делает и с чем играет. Аутичный ребенок может монотонно колотить каким-то предметом по полу или стенке, но если родители отбирают у него этот предмет, то он не будет капризничать, кричать, плакать, а легко примирится со своей потерей. Безразличие, индифферентность аутичного ребенка наблюдаются не только дома, в семье, но и при встрече с аналитиком, в процессе лечения. Поэтому при психоаналитическом лечении таких детей требуется проявление со стороны аналитика особого эмпатического (участливого) наблюдения за маленькими пациентами и способности к пониманию субъективной, психической реальности, составляющей пространство их жизни.
2) Жизненная установка и не всегда осознаваемый поведенческий принцип. В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило, преобладающее) и осуществляемое воздействия на него преломляются через нравственно-психологические координаты и мировоззренческий камертон собственного Я и его сиюминутных состояний. Черты А. очень часто присущи профессиональным программистам, переносящим на реальный мир принципы бинарной логики, а также воспринимающим окружающую среду в виде совокупности разнообразных алгоритмов.
В.М. Лейбин
1) Понятие "А." было введено швейцарским психиатром Э. Блейером для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Явление А. рассматривалось им как одно из проявлений психического заболевания, названного им "шизофренией".
В работе "Аутическое мышление" он подчеркивал, что, наряду с другими симптомами, для шизофрении характерно преобладание внутренней жизни, связанной с активным отстранением от внешнего мира. А. не означает пассивность человека: отстранение от внешнего мира может сопровождаться такой активностью, в результате которой все помыслы, стремления и действия человека могут быть направлены на переустройство, преобразование мира независимо от того, насколько это реально и в какой степени действия человека адекватны сложившейся ситуации. Аутическое мышление, аутические желания оказываются превалирующими, подчиняющими себе реальные возможности человека и его адекватные оценки окружающей действительности. Для А. характерно иллюзорное восприятие внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. При А. отстранение от окружающей действительности чаще всего осуществляется за счет отождествления собственного мира бредовых идей и представлений с миром как таковым. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее. "Аутическая психика" находится во власти всевозможных страхов, подозрений, фантастических образов, имеющих инфантильную природу и свидетельствующих о дезинтеграции психических функций, ложных представлениях человека о внешнем мире и неопределенных границах представления о самом себе. Погрузившись в себя, человек не отличает собственное Я от окружающего, не видит различий между фантазией и действительностью. В поле зрения психоаналитиков чаще всего попадает инфантильный А., связанный с неспособностью ребенка общаться со своими родителями и другими людьми, будь то взрослые или дети. При инфантильном А. ребенок отстраняется от мира окружающих его людей, создает свое собственное замкнутое пространство, в котором реально значимыми для него оказываются не живые люди, а неодушевленные предметы. Ребенок не доверяет своим родителям, избегает общения с ними или не реагирует на их присутствие, зато получает удовольствие от игры с различными предметами, которые наделяются им качествами "хороших" объектов. Общение с людьми тяготит ребенка: он может испытывать страх перед ними, воспринимать их как угрозу своему существованию, находится во власти бессознательных мыслей о том, что взрослые (родители) хотят его убить. Аутичные дети чаще всего отчуждены от своих родителей, замкнуты в себе: они живут в своей, созданной ими самими психической реальности, не имеют тесных связей с реальным миром. Аутичный ребенок может заниматься изо дня в день одним и тем же. Создается впечатление, что удовлетворение у такого ребенка вызывают не разнообразные действия, а именно неоднократное повторение чего-то одного. При этом он может выражать безразличие по отношению к чему-то, что он делает и с чем играет. Аутичный ребенок может монотонно колотить каким-то предметом по полу или стенке, но если родители отбирают у него этот предмет, то он не будет капризничать, кричать, плакать, а легко примирится со своей потерей. Безразличие, индифферентность аутичного ребенка наблюдаются не только дома, в семье, но и при встрече с аналитиком, в процессе лечения. Поэтому при психоаналитическом лечении таких детей требуется проявление со стороны аналитика особого эмпатического (участливого) наблюдения за маленькими пациентами и способности к пониманию субъективной, психической реальности, составляющей пространство их жизни.
2) Жизненная установка и не всегда осознаваемый поведенческий принцип. В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило, преобладающее) и осуществляемое воздействия на него преломляются через нравственно-психологические координаты и мировоззренческий камертон собственного Я и его сиюминутных состояний. Черты А. очень часто присущи профессиональным программистам, переносящим на реальный мир принципы бинарной логики, а также воспринимающим окружающую среду в виде совокупности разнообразных алгоритмов.
В.М. Лейбин
Источник: Социология: энциклопедия