Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба

ЯЗЫК

Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

Эту задачу мы решаем уже более 8 лет.

Как и любой другой проект, наш - тоже нуждается в поддержке.

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим Вас за участие!

Таких терминов — 7. А вот наиболее краткое и самое полное определения
Определение

ЯЗЫК

language) — 1. Система символической коммуникации, то есть путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающих человеческие существа от всех остальных видов. Язык регулируется правилами и первоначально включал в себя множество условных знаков, которые зачастую имели общее значение для всех членов лингвистической группы. 2. "Решающая знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом" (У. Малфорд, 1983). 3. Важнейшая, но не единственная знаковая система человеческого общества — ср. Язык тела. Язык — это средства, путем которых стабилизируется и кристаллизуется субъективность (включая "знание" и науку, а также протяженность обществ в пространстве и времени; см. Пространственно-временная протяженность). Язык существует также как "объективный" институт, не зависящий от какого-либо индивидуального пользователя. В сумме со всеми аспектами человеческой культуры он считается историчным и подверженным изменению. В настоящее время имеется от трех до пяти тысяч активных языков и большое число неактивных. Люди овладевают знанием или умением на специфическом языке путем сложного процесса социализации. Пока специфические знание и умение не являются неотъемлемой их чертой, но они генетически наделены механизмом усвоения языка. Примечательно, что Нома Чомский утверждал: "Мы владеем врожденной способностью схватывать правила грамматической структуры" (см. также Глубинная структура; Грамматика; Синтаксис; Соссюр; Якобсон). Социологи и социальные психологи часто были менее связаны с формальными свойствами языка, чем с отношением между языком, идеологией, знанием и социальной природой словесного общения. Социальные психологи обычно концентрировались на последнем факторе, а социологи — на изучении отношения между языком и такими нелингвистическими структурными механизмами, как класс и тендер. Творчество Бэйзила Бернштейна (1971 — 1977), однако, показало, что различные формы социального отношения порождают разные формы лингвистических норм. Так, в процессе школьного обучения дети из среды низшего рабочего класса часто находятся в невыгодном положении из-за употребления ими ограниченных лингвистических норм (см. Разработанные и ограниченные коды). Скотт (1977) и Туриэл (1983) провели различие между лингвистическим и социально-коммуникативным умением, причем мастерство общения зависит от индивидуальной способности сочетать оба аспекта. Лингвистическое умение относится к индивидуальному владению и словарем, и грамматическими правилами, а социально-коммуникативное - к степени, в которой энкодер (человек посылающий сообщение) отзывчив на социальные и лингвистические характеристики декодера (слушателя). По мнению многих, оба вида умения должны рассматриваться как весьма взаимосвязанные. Так, семантика может формулироваться только с точки зрения прагматики, то есть языковое употребление должно изучаться, прежде всего, контекстуально. Социологи и социальные психологи (а также философы — см. Лингвистическая философия; Формы жизни; Языковые игры; Речевое действие, Витгенштейн) проявляли возрастающий интерес к изучению сложных и социально определенных правил, управляющих лингвистической деятельностью. В частности, вербальная интеракция (словесное общение) характеризируется правилами, связанными со структурированием разговора и с очередностью высказываний (см. Диалоговый анализ). Этнометодологов особенно интересуют не установленные правила, управляющие коммуникативной интеракцией (см. X. Гарфинкель, 1967; X. Сакс и др., 1974). Другой общей сферой является лингвистическая относительность. Природа отношения между языком и нашим восприятием, а также пониманием мира изучается с различных точек зрения. Одна из наиболее влиятельных из них — работа Бенжамина Ли Уорфа и Эдварда Сапира. Согласно гипотезе Сапира-Уорфа, речь личности определяет природу ее представления о мире. Но есть и другое мнение: язык не имеет определяющей функции и в действительности сам зависит от опыта. Еще одна область исследования — отношение между тендером и языком. Д. Спендер (1980) доказывал, что язык "делается мужчинами", а М. Дэйли показала "андроцентричный" или "фаллоцентричный" его характер, выступая за необходимость "гиноцентричного" языка. В основе различия между подходами лежит следующее предположение: угнетение женщины проявляется и поддерживается посредством языка и процесса языковой интеракции. Правда, такие подходы не являются новыми (см., например, Хершбергер, 1948; Мерриам, 1964), но "вторая волна феминизма" дала толчок развитию иных форм анализа. Наконец, но не в последнюю очередь, язык в возрастающей мере используется как "модель" социальных отношении в целом, особенно опираясь на "структурную" регулируемую правилами природу обоих областей. В структурализме и постструктурализме (см. также Леви-Стросс; Лакан) социальные отношения не просто подобны языку, а они и есть язык. Следовательно, индивидуальные действия (как и частные выражения) можно рассматривать как "структурные" результаты (см. также Синтагматическое и парадигматическое; Децентрированное "Я"). При такой критике структурализм утрачивает связь с творческим потенциалом субъекта, очевидным не в последнюю очередь в отношении использования языка, которое предполагает "творческое" впитывание правил, являющихся интерпретируемыми, а иногда и трансформируемыми. С тех пор в представлении о растущем признании зависимости синтаксиса от контекста в широких научных кругах более не признается способность структурной лингвистики обеспечивать адекватную модель хотя бы языка, и не удивительно, что она не смогла дать обществу такой модели. См. также Лингвистика; Социолингвистика; Когнитивная антропология.


У других авторов

У других авторов:

Время появления термина:: Советское (до 1993)Постсоветское (1994-2001)Современное (с 2002)

Исследователи, давшие определение: ОтечественныеЗарубежныеВсе

Ю. Волков,И. Мостовая.Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге, 1998 г.
язык система коммуникации, осуществляющейся на основе звуков и символов, имеющих условные, но ...

Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
язык англ. language; нем. Sprache. Система знаков, служащая средством человеческого общения, ...

Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
язык система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом.

Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.
язык language), ср во человеческого общения, устного или письменного, состоящее в использовании ...

Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б. Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН, 2006, 312 с.)
язык Важнейшее средство человеческого общения, основной объект изучения языкознания. Термин «...

Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов. Под ред проф. В.И. Козлова. 1995 г.
язык (англ. language; нем. Sprache) основное средство общения людей в его устной форме ...

Предметная область

Предметная область:

объединяющая функция языка Функция, которую выполняет стандартный (литературный) язык, объединяя носителей разных ...

устойчивость языка иммигрантов сохранение переселенцами в других странах своего родного языка как общая закономерность. ...

переключение с языка на язык перемена одного вербального средства общения на другой в диалоге однородных билингвов (...

усвоенный язык Язык, усвоенный индивидом естественным путем: 1) в семье (родной язык, материнский язык); ...

североамериканские индейские языки North American Indian languages), языки, на к рых говорили коренные жители Канады и Сев. ...

язык тела совокупность телесных проявлений (особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, ...

языки коренных малочисленных народов рф Вид правового (юридического) статуса языка на территории РФ, целью придания которого ...

Статьи по теме

Статьи по теме:

СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Кошкарова Ю.В. »

О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ // Инютина Л.А. »

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. О РОЛИ ЯЗЫКА В ОБЩЕСТВЕ // Мартишина Н.Е. »

РУССКИЙ ЯЗЫК В БУДДИЙСКОМ МОНАСТЫРЕ // Листопадов Н. »

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТЕСТОВ, ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО И НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКОВ // Каплун О.А. »

ОТФИТОНИМИЧЕСКАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДЕРИВАЦИЯ: ЛИНГВО-КОГНИТИВНЫЙ И КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ. НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ // Василенко О.И. »

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРИЕНТАЛИЗМ СКРЯБИНА И ДЕБЮССИ. ОТ ЦИТИРОВАНИЯ К ТРАНСФОРМАЦИИ ЯЗЫКА // Щеткина-Роше Н. »

Афоризмы и цитаты

Афоризмы и цитаты:

Кому язык послушен, тот часто молчит. С. Лец.
Книги по теме

Книги по теме:

показать еще →
У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. экология
    греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos - наука) - термин, введенный в научный обор...
  2. государственный санитарно-эпидемиологический надзор
    деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обес...
  3. фиктивный капитал
    от лат. /ictio - вымысел) - англ. fictitious capital; нем. Kapital, fiktives. Капитал, существующий ...
  4. национальная доктрина образования рф
    стратегический государственный документ, в котором концентрированно зафиксированы роль и место образ...
  5. взрослый
    дееспособный гражданин со сформированной научно-этической системой мировоззрения и профессиональной ...
Ads By Exchange:
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: 0 Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
58
19K
Pedagogics
99
31K
Sociology
64
21K
Political science
79
56K
Jurisprudence
168
296K
History
114
53K
Philosophy
195
141K
Economics
144
88K
Psychology
11
Познавательный
45К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!