Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба

ЯЗЫК

Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

Эту задачу мы решаем уже более 8 лет.

Как и любой другой проект, наш - тоже нуждается в поддержке.

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим Вас за участие!

Таких терминов — 7. А вот наиболее краткое и самое полное определения
Определение

ЯЗЫК

language) — 1. Система символической коммуникации, то есть путем вокальных (и письменных) знаков, резко отличающих человеческие существа от всех остальных видов. Язык регулируется правилами и первоначально включал в себя множество условных знаков, которые зачастую имели общее значение для всех членов лингвистической группы. 2. "Решающая знаковая практика, в которой и посредством которой человеческая личность формируется и становится социальным существом" (У. Малфорд, 1983). 3. Важнейшая, но не единственная знаковая система человеческого общества — ср. Язык тела. Язык — это средства, путем которых стабилизируется и кристаллизуется субъективность (включая "знание" и науку, а также протяженность обществ в пространстве и времени; см. Пространственно-временная протяженность). Язык существует также как "объективный" институт, не зависящий от какого-либо индивидуального пользователя. В сумме со всеми аспектами человеческой культуры он считается историчным и подверженным изменению. В настоящее время имеется от трех до пяти тысяч активных языков и большое число неактивных. Люди овладевают знанием или умением на специфическом языке путем сложного процесса социализации. Пока специфические знание и умение не являются неотъемлемой их чертой, но они генетически наделены механизмом усвоения языка. Примечательно, что Нома Чомский утверждал: "Мы владеем врожденной способностью схватывать правила грамматической структуры" (см. также Глубинная структура; Грамматика; Синтаксис; Соссюр; Якобсон). Социологи и социальные психологи часто были менее связаны с формальными свойствами языка, чем с отношением между языком, идеологией, знанием и социальной природой словесного общения. Социальные психологи обычно концентрировались на последнем факторе, а социологи — на изучении отношения между языком и такими нелингвистическими структурными механизмами, как класс и тендер. Творчество Бэйзила Бернштейна (1971 — 1977), однако, показало, что различные формы социального отношения порождают разные формы лингвистических норм. Так, в процессе школьного обучения дети из среды низшего рабочего класса часто находятся в невыгодном положении из-за употребления ими ограниченных лингвистических норм (см. Разработанные и ограниченные коды). Скотт (1977) и Туриэл (1983) провели различие между лингвистическим и социально-коммуникативным умением, причем мастерство общения зависит от индивидуальной способности сочетать оба аспекта. Лингвистическое умение относится к индивидуальному владению и словарем, и грамматическими правилами, а социально-коммуникативное - к степени, в которой энкодер (человек посылающий сообщение) отзывчив на социальные и лингвистические характеристики декодера (слушателя). По мнению многих, оба вида умения должны рассматриваться как весьма взаимосвязанные. Так, семантика может формулироваться только с точки зрения прагматики, то есть языковое употребление должно изучаться, прежде всего, контекстуально. Социологи и социальные психологи (а также философы — см. Лингвистическая философия; Формы жизни; Языковые игры; Речевое действие, Витгенштейн) проявляли возрастающий интерес к изучению сложных и социально определенных правил, управляющих лингвистической деятельностью. В частности, вербальная интеракция (словесное общение) характеризируется правилами, связанными со структурированием разговора и с очередностью высказываний (см. Диалоговый анализ). Этнометодологов особенно интересуют не установленные правила, управляющие коммуникативной интеракцией (см. X. Гарфинкель, 1967; X. Сакс и др., 1974). Другой общей сферой является лингвистическая относительность. Природа отношения между языком и нашим восприятием, а также пониманием мира изучается с различных точек зрения. Одна из наиболее влиятельных из них — работа Бенжамина Ли Уорфа и Эдварда Сапира. Согласно гипотезе Сапира-Уорфа, речь личности определяет природу ее представления о мире. Но есть и другое мнение: язык не имеет определяющей функции и в действительности сам зависит от опыта. Еще одна область исследования — отношение между тендером и языком. Д. Спендер (1980) доказывал, что язык "делается мужчинами", а М. Дэйли показала "андроцентричный" или "фаллоцентричный" его характер, выступая за необходимость "гиноцентричного" языка. В основе различия между подходами лежит следующее предположение: угнетение женщины проявляется и поддерживается посредством языка и процесса языковой интеракции. Правда, такие подходы не являются новыми (см., например, Хершбергер, 1948; Мерриам, 1964), но "вторая волна феминизма" дала толчок развитию иных форм анализа. Наконец, но не в последнюю очередь, язык в возрастающей мере используется как "модель" социальных отношении в целом, особенно опираясь на "структурную" регулируемую правилами природу обоих областей. В структурализме и постструктурализме (см. также Леви-Стросс; Лакан) социальные отношения не просто подобны языку, а они и есть язык. Следовательно, индивидуальные действия (как и частные выражения) можно рассматривать как "структурные" результаты (см. также Синтагматическое и парадигматическое; Децентрированное "Я"). При такой критике структурализм утрачивает связь с творческим потенциалом субъекта, очевидным не в последнюю очередь в отношении использования языка, которое предполагает "творческое" впитывание правил, являющихся интерпретируемыми, а иногда и трансформируемыми. С тех пор в представлении о растущем признании зависимости синтаксиса от контекста в широких научных кругах более не признается способность структурной лингвистики обеспечивать адекватную модель хотя бы языка, и не удивительно, что она не смогла дать обществу такой модели. См. также Лингвистика; Социолингвистика; Когнитивная антропология.

У других авторов

У других авторов:

Время появления термина:: Советское (до 1993)Постсоветское (1994-2001)Современное (с 2002)

Исследователи, давшие определение: ОтечественныеЗарубежныеВсе

Ю. Волков,И. Мостовая.Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге, 1998 г.
язык система коммуникации, осуществляющейся на основе звуков и символов, имеющих условные, но ...

Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
язык англ. language; нем. Sprache. Система знаков, служащая средством человеческого общения, ...

Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе, 2010 г.
язык система символов, которая позволяет людям общаться друг с другом.

Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.
язык language), ср во человеческого общения, устного или письменного, состоящее в использовании ...

Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б. Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН, 2006, 312 с.)
язык Важнейшее средство человеческого общения, основной объект изучения языкознания. Термин «...

Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов. Под ред проф. В.И. Козлова. 1995 г.
язык (англ. language; нем. Sprache) основное средство общения людей в его устной форме ...

Предметная область

Предметная область:

объединяющая функция языка Функция, которую выполняет стандартный (литературный) язык, объединяя носителей разных ...

устойчивость языка иммигрантов сохранение переселенцами в других странах своего родного языка как общая закономерность. ...

переключение с языка на язык перемена одного вербального средства общения на другой в диалоге однородных билингвов (...

усвоенный язык Язык, усвоенный индивидом естественным путем: 1) в семье (родной язык, материнский язык); ...

североамериканские индейские языки North American Indian languages), языки, на к рых говорили коренные жители Канады и Сев. ...

язык тела совокупность телесных проявлений (особенностей внешнего облика, движений, мимики и жестов, ...

языки коренных малочисленных народов рф Вид правового (юридического) статуса языка на территории РФ, целью придания которого ...

Статьи по теме

Статьи по теме:

СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Кошкарова Ю.В. »

О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ // Инютина Л.А. »

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. О РОЛИ ЯЗЫКА В ОБЩЕСТВЕ // Мартишина Н.Е. »

РУССКИЙ ЯЗЫК В БУДДИЙСКОМ МОНАСТЫРЕ // Листопадов Н. »

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТЕСТОВ, ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО И НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКОВ // Каплун О.А. »

ОТФИТОНИМИЧЕСКАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДЕРИВАЦИЯ: ЛИНГВО-КОГНИТИВНЫЙ И КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ. НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ // Василенко О.И. »

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРИЕНТАЛИЗМ СКРЯБИНА И ДЕБЮССИ. ОТ ЦИТИРОВАНИЯ К ТРАНСФОРМАЦИИ ЯЗЫКА // Щеткина-Роше Н. »

Афоризмы и цитаты

Афоризмы и цитаты:

Кому язык послушен, тот часто молчит. С. Лец.
Книги по теме

Книги по теме:

показать еще →
У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. экология
    греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos - наука) - термин, введенный в научный обор...
  2. государственный санитарно-эпидемиологический надзор
    деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обес...
  3. фиктивный капитал
    от лат. /ictio - вымысел) - англ. fictitious capital; нем. Kapital, fiktives. Капитал, существующий ...
  4. национальная доктрина образования рф
    стратегический государственный документ, в котором концентрированно зафиксированы роль и место образ...
  5. взрослый
    дееспособный гражданин со сформированной научно-этической системой мировоззрения и профессиональной ...
Ads by exchange:
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Нарисовать свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
59
20K
Pedagogics
104
31K
Sociology
64
21K
Political science
83
59K
Jurisprudence
170
298K
History
116
54K
Philosophy
201
144K
Economics
150
90K
Psychology
19
Познавательный
20К
Presentation
51К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!