СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
Источник: Краткий словарь по социологии
Источник: Социология. Словарь.
Источник: Социология.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
На основе идей Дарвина, авторы этой теории (ученые Чикагской школы во главе с Г. Блумером) показали, что взаимодействие людей представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи между стимулом и символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа.
Коммуникация между людьми возможна потому, что они придают одно и то же значение данному символу (в других культурах символы имеют другое значение) Общество вырабатывает символы и наделяет ими “Я”, а “Я” оценивает свои действия через внутреннее освоение “Мы”.
Социальное “Я” включает два момента: собственно “Я” и “Мы”. “Я” – индивидуальное сознание. “Мы” – индивидуальное сознание в глазах других. Формирование человеческого “Я” отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении значения символов и собственной роли. Выделяют две ступени социального действия:
а) общение при помощи жестов, прообраз языка;
б) символически опосредованное общение с помощью языка, порождающее одинаковые реакции при общении с любым индивидом, позволяющее поставить себя на место другого индивида, видеть себя глазами другого человека.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
«Человеческие существа... живут в мире значимых объектов... Этот мир имеет полностью социальное происхождение, ибо значения возникают в процессе социального взаимодействия. Различные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда объекты, их составляющие, меняют свои значения» [4, 540]. Несмотря на то что сторонники С. и. внесли опред. вклад в исследование структуры и динамики развития человеческой личности, в изучение микропроцессов социальных взаимодействий, им не удалось выработать последовательной теории социального процесса. Это связано с отказом теоретиков С. и. от анализа материальных факторов жизни об-ва, а также от исследования крупномасштабных социальных структур, детерминирующих социальные значения и смыслы. В нек-рых своих вариантах С. и. сближается с концепциями феноменологической социологии, в частности этнометодологии.
Источник: Социологический словарь
Для символических интеракционистов значения "не проживают в объекте", а возникают из социальных процессов; акцент ставится на "активных", "интерпретативных" и "конструктивных" способностях или компетентности акторов в противовес определяющему влиянию социальных структур в теоретических подходах, вроде функционализма.
Термин был внедрен в 1937 г. X. Блумером, который суммирует главные принципы подхода с точки зрения трех суждений (Блу-мер, 1969):
(а) "люди поступают с вещами на основе тех значений, которые имеют для них эти вещи";
(б) значения "возникают вне социальной интеракции";
(в) социальная деятельность вытекает из "всеобщего удовлетворения индивидуальных линий деятельности".
Теоретиками, чьи работы находятся преимущественно в русле этой традиции, являются Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули и Говард С. Беккер. Видным социологом, чьи труды близки к символическо-интеракционистской традиции, выступает Эрвин Гофман.
Символический интеракционизм иногда рассматривается как ориентированная на социологию социальная психология, ибо в самом деле описывался как первая "социальная" из всех ее видов. Таким образом, он противостоит другим подходам - бихевиоризму или этологии. По выражению Кули, "общество - не птичий двор". Деятельность человека отличается от поведения животного прежде всего языком и огромным значением символической коммуникации различных видов.
В американской социологии символический интеракционизм - главная альтернатива теоретическим подходам функционализма, а также обычному социальному обзору на основе стандартизированных выборочных опросных листов и стандартизированных переменных. Вместо этого используются включенное наблюдение акторов в естественных условиях и интенсивные интервью.
Отвергая те подходы в психологии и социологии, которые ищут детерминистские универсальные законы или пытаются открыть всеохватывающие структурно-функциональные порядки, символические интеракционисты видят место для обобщений в рамках социологии. Так, Беккер (1953) в известной работе о марихуане, употребляемой ради удовольствия, заявляет: "Моим конечным обобщением является утверждение результатов изменений в отношениях, происходящих в каждом случае и способных рассматриваться как объяснение всех случаев". Возражая против обобщений в социологии, символические интеракционисты настаивают на том, чтобы они соответствовали специфическому предмету социологии (см. Аналитическая индукция; Обоснованная теория; Употребление наркотиков ради удовольствия).
Другая особенность подхода - более радикальная позиция, чем в функционалистских или обычных социальных обзорных исследованиях, например, "полное изменение обычных иерархий правдоподобия" посредством анализа перспективы "неудачника" (Бек-кер, 1963).
Основная критика символического интеракционизма сводится к двум направлениям. Во-первых, он концентрируется исключительно на микросоциальных процессах и субинституциональных явлениях, принижая значение главных структур и исторических факторов, особенно экономических сил и институциализирован-ной политической власти. Таким образом, социологический акцент на структуре и деятельности рассматривается как дополнительные перспективы многими теоретиками, например, Гидденсом (см. также Дуальность структуры; Структурационная теория).
Во-вторых, он не в состоянии исследовать с достаточной глубиной творческие способности человека, что ближе к интерпретативной и символической интеракционистской традиции (см. Социальная феноменология). Результатом этой критики стала новая социологическая парадигма - этнометодология.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Для символических интеракционистов значения не «проживают в объекте», а возникают из социальных процессов; акцент ставится на «активных», «интерактивных» и «конструктивных» способностях или компетентности акторов в противовес определяющему влиянию социальных структур в теоретических подходах вроде функционализма. Термин впервые был внедрен в 1937 г. Х. Блумером, который суммирует главные принципы подхода с точки зрения трех суждений (Блумер, 1969): а) «люди поступают с вещами на основе тех значений, которые имеют для них эти вещи»; б) значения «возникают вне социальной интеракции»; в) социальная деятельность вытекает из «всеобщего удовлетворения индивидуальных линий деятельности». Теоретиками, чьи работы находятся преимущественно в русле этой традиции, являются Джордж Г. Мид, Чарльз Кули и Говард С. Беккер. Видным социологом, чьи труды близки к символическоинтеракционистской традиции, выступает Эрвин Гофман. Символический интеракционизм иногда рассматривается как ориентированная на социологию социальная психология, ибо описывался он именно как первая «социальная» из всех ее видов.
Таким образом, он противостоит другим подходам — бихевиоризму или этологии. По выражению Кули, «общество — не птичий двор». Деятельность человека отличается от деятельности животного прежде всего языком и огромным значением символической коммуникации различных видов. В американской социологии символический интеракционизм — главная альтернатива теоретическим подходам функционализма, а также обычному социальному обзору на основе стандартизированных выборочных опросных листов и стандартизированных переменных. Вместо этого используются включенное наблюдение акторов в естественных условиях и интенсивное интервью. Отвергая те подходы в психологии и социологии, которые ищут детерминистские универсальные законы или пытаются открыть всеохватывающие структурно-функциональные порядки, символические интеракционисты видят место для обобщений в рамках социологии. Возражая против абсолютизации обобщений в социологии, символические интеракционисты настаивают на том, чтобы они соответствовали специфическому предмету социологии. Другая особенность подхода — более радикальная позиция, чем в функционалистских или обычных социальных обзорных исследованиях, например «полное изменение обычных иерархий правдоподобия» посредством анализа перспективы «неудачника» (Беккер, 1963).
Основная критика символического интеракционизма сводится к двум направлениям. Во-первых, он концентрируется исключительно на микросоциальных процессах и субинституциональных явлениях, принижая значение главных структур и исторических факторов, особенно экономических сил и институционализированной политической власти. Таким образом, социологический акцент на структуре и деятельности рассматривается многими теоретиками как дополнительная перспектива. Во-вторых, интеракционистский подход не в состоянии исследовать с достаточной глубиной творческие способности человека, что ближе к интерпретативной и символической интеракционистской традиции. Результатом этой критики стала новая социологическая парадигма — этнометодология [9]. Многие духовные ценности на экране, в прессе, на радио создаются как преходящие значения, возникают как находки в процессе взаимодействия участников коммуникации и исчезают, фиксируются на пленке или в памяти. При копировании они оказываются «бледными» копиями прошлого. В телевизионных передачах, типа соловьевской «К барьеру» или познеровской «Времена», мел кие сюжетные ситуации как продукты общения оказываются порой ценнее, чем общий формат передачи. Часто для зрителя сама передача делается символом, ритуалом (вроде «Дома-2»), когда бесконечные социально-психологические драмы и повороты в принципе неповторимы, их характер подчиняется декодированию с помощью теории символического интеракционизма. В социальной действительности, например в секторе моды, мы имеем дело с бесконечной сменой образцов преходящих ценностей. [9, 12].
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
В качестве предтечей С.И. называют Кули и Томаса . Так, Кули исходил в своих построениях из признания социальной природы человека и утверждал примат первичных социальных групп для социализации и самоопределения индивида. Он же, различая познание вещей и личностей, акцентировал внимание на культуре и языке в их сигнификативной (знаковой) функции для понимания взаимодействия "Я" и "Другого" (наше отношение к "Другому" детерминируется нашими представлениями о "Другом" - идеей личности - а не тем, чем он является на самом деле). Отсюда редукция общества Кули к взаимодействию личностей, понимание этого взаимодействия как согласования "идей личности" и формулировка задачи социального познания как "воображения воображаемого". Не менее важны для С.И. оказались и идеи Томаса о предрасположенности (интенциональности), фиксируемой в установках и ценностных ориентациях индивидов к определенному поведению и о вероятности определенного поведения индивидов, задаваемой конституированием индивидами своих ситуаций в актах их оценки (идея, близкая Дьюи). Отсюда так называемая "теорема Томаса": если ситуации определяются как реальные, они реальны по своим последствиям (или: определение ситуации как действительной делает ситуацию действительной).
Однако основоположником С.И. в историко-социологической традиции признаются не Кули и не Томас, а Дж.Г. Мид , несмотря на то, что сам он определял свою концепцию как "социальный бихевиоризм" (термин "С.И." введен его учеником Блумером - ) и что ряд аналогичных идей (в австрийский период его жизни) параллельно высказал Морено (даже в историко-социологической литературе этот круг его идей освещается достаточно редко, а акцентируется его социометрия).
Традиционно в С.И. выделяют Чикагскую (Блумер, Т. Шибутани и др.) и Айовскую (М. Кун и др.) школы. Однако версия М. Куна и его последователей ушла от процессуальной трактовки социальности, усвоила ряд позитивистских методологических установок, отказалась от рассмотрения "внутренней" структуры личности, сделав акцент на групповых нормах и сблизившись, в конечном итоге, с теорией социальных ролей. Поэтому как более "аутентичную" следует признать традицию Блумера. В более поздних версиях (испытав "прививку" феноменологии Шюца - , прежде всего интегрировав в себя понятие интерсубъективности) и эта линия С.И. перевернула исходное основание направления, обозначенное Дж.Г. Мидом: не социальное взаимодействие стало рассматриваться как конституирующее социальность, а социальность как конституирующая социальное взаимодействие.
В качестве самостоятельной версии С.И. может быть рассмотрен социодраматический подход Гофмана , во многом близкий концепции социодрамы Морено. В некоторых исходных основаниях своих идей близок С.И. и Моррис . В любом случае исходное основание направления - изучение интеракций (взаимодействий) людей, в которых различаются непосредственный и символический их типы, причем безусловный приоритет в конституировании реальности (которая в С.И. "простраиваема", а не дана изначально) принадлежит второму типу.
Символическая интеракция определяется (Блумер) как действие на основе значений, получаемых в интерпретациях. Человек живет в мире значимостей, а не стимулов. Он действет, а не реагирует. По сути, смена систем устоявшихся (принятых) значений означает смену мира, в котором мы находимся. Значения нам предзаданы как определения (дефиниции), однако только их понимание задает нам горизонт видения и возможные векторы действия. Это предполагает наше личное отнесение к значениям, их согласование с наличными ситуациями, что уже требует их переинтерпретации. Более того, эта переинтерпретация есть и переопределение ситуации действия, но одновременно и экстернализация новой дефиниции (требующей новой переинтерпретации и т.д.). Таким образом, в социальном взаимодействии мы имеем дело не с объектами, а с дефинициями объектов (т.е. с символами) и интерпретируем их в определенном языке (т.е. посредством символов). Символы, следовательно, в С.И. суть модусы действия, а не средства передачи информации. Отсюда второй круг общих для различных версий С.И. (но различно ими решаемых) проблем - взаимоприспособление деятелей, обладающих множеством перспектив - видений (само действие есть переход из одной перспективы в другую), требующее переоценки старой перспективы - каждое новое будущее требует и нового прошлого. Взаимоприспособление обеспечивается тем, что люди: действуют в объединениях; производят "репетиции в воображении"; способны в рефлексии "отстраняться" от ситуации и осознавать себя как "отдельность", а в результате - "держать паузу" и превращать себя в объект для самого себя; способны "принять роль другого"; переопределяя ситуацию, "встраивать" себя в нее; закрепляют удачные действия; готовы отвечать на экспектации (ожидания) других и т.д. Многообразие возможностей ("механизмов") взаимоприспособления обуславливает и разницу "ответов" в различных версиях С.И.
Особую роль для понимания процессов конституирования социальной реальности играют разработанные Дж.Г. Мидом механизмы выработки представления об "обобщенном другом" (процедуры типизации) и задания социальных дистанций в результате взаимоприспособления. В общую рамку С.И. вписывается и ряд методологических идей, высказанных прежде всего Блумером и имевших принципиальное значение для понимания природы социологического знания. Исследователь, согласно Блумеру, с необходимостью должен встраивать свои стратегии исследования в реальные социальные взаимодействия. Тем самым эти стратегии не могут носить отражательного характера по отношению к некоторой эмпирической данности, а выступают, скорее, как формирующие социальность практики. В силу этого исследователь всегда находится как бы между двумя крайностями. Ему необходимо избегать ложных предположений о связи своих концептов с событиями постоянно переинтерпретирующегося реального мира, с одной стороны. Но с другой стороны, ему постоянно необходимо помнить о своей "вписанности" в реальные ситуации. Отсюда процедура "разведки-проверки", т.е. оценивания используемого понятийного аппарата на адекватность описываемым процессам, акцент на индуктивных и поливариантных исследовательских стратегиях, установка на выявление скрытых пластов поведения. Эти идеи, предложенные внутри проекта С.И., нашли свое продолжение в разработках социологии знания.
В.Л. Абушенко
Источник: Социология: энциклопедия