АНДРОГИНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

андрогиния
аndrogyny греч. androgynos ‘двуполый’ anеr, andros ‘мужчина’ + gyne ‘женщина’. - Совмещение в индивидууме маскулинных (см. маскулинность) и фемининных (см. фемининность) черт. Концепция андрогинии была популяризирована в начале 1970-х годов американским психологом С. Бем (Sandra Bem, 1974). Мужественность и женственность не противопоставляются друг другу. Человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Сглаживание дихотомии «мужское — женское» в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания. низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. См. адаптация.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

АНДРОГИНИЯ
интеграция, сбалансированное сочетание мужских и женских (в традиционном понимании) характеристик, личностных черт.
Термин "А." возник и получил свое развитие в рамках психологии Юнга . Изначально понятие "А." служило для обозначения литературного и психологического идеального типа личности , для которого характерно гармоничное сочетание женской и мужской природы.
Понятие "А." было введено в феминистский дискурс в начале 1970-х. Концепция А. сформировалась в качестве реакции феминистской мысли на существующие в обществе гендерно-ролевые стереотипы и связанные с ними социальные ожидания дискриминационного характера. Суть такого рода стереотипов заключается в убежденности (на уровне массового сознания) в существовании коренных врожденных различий между полами (черты характера и особенности поведения), предопределяющих социальные роли представителей каждого пола. Принцип А. акцентировал тот факт, что все люди, независимо от принадлежности каждого из них к определенному биологическому полу, являются, в первую очередь, не мужчинами или женщинами, а человеческими существами. Концепция А. имела своей целью упразднить сте-реотипы, препятствующие реализации личностного потенциала каждого человека (в первую очередь женщин), а также создать условия для формирования свободного мышления и идеологии эгалитарного развития личности.
Понятие "А." легло в основу концепции психолога С. Бем (Sandra Bem). Согласно результатам проведенных автором исследований, фемининность и маскулинность представляют собой особые психологические типы и не связаны с биологическим полом (встречаются психологические типы "маскулинных женщин" и "фемининных мужчин"). Предположение С. Бем заключалось в том, что типы поведения, традиционно воспринимаемые в качестве "мужского" и "женского", являются не противоположными полюсами одного континуума, а скорее двумя различными конфигурациями поведения. Как маскулинные, так и фемининные черты проявляются в личности и поведении любого человека. В зависимости от степени выраженности маскулинных и фемининных черт С. Бем выделила четыре (психологических) типа личности: маскулинный, фемининный, недифференцированный и андрогинный. Для последнего типа личности характерна высокая степень выраженности как фемининных, так и маскулинных черт.
Понятие "А." также получило разработку в трудах литературного теоретика К. Хейлбран (Carolin Heilbrun). А. рассматривалась в качестве возможного решения проблемы социально сконструированных гендерных ролей и связанной с ней проблемы гендерного неравенства. Андрогинная личность в данной концепции выступает в качестве идеального типа, ориентация на который способствует личностному росту и развитию представителей обоих полов. Женщины, по мнению автора, должны стремиться осваивать, имитировать типично мужские модели поведения, направленного на достижения (и тем самым приближаться к андрогинному идеалу).
Значение принципа А. в качестве феминистского идеала стало уменьшаться в связи с последовавшей критикой в 1980-1990-е. Сконструированный идеальный андрогинный тип человека сочетал в себе стереотипизированные "типично мужские" и "типично женские" черты. Таким образом, в рамках андрогинного идеала продолжали существовать социально сконструированные гендерно-ролевые стереотипы.
В.В. Костюк

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
734.84 кб

98. 01. 010. Лоренци-сильоди Ф. Психологическая андрогиния: десубстанциализация понятия (к вопросу о

Белоусова Н. Ю.
Читать PDF
73.11 кб

Андрогиния как современное направление развития гендерного исследования студентов факультета социаль

Гонтарь Юлия Сергеевна
Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с гендерными исследованиями вопросов организации образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении.
Читать PDF
569.82 кб

Андрогинная идентичность как способ адаптации человека в современном обществе

Чуркина Наталия Анатольевна
В статье раскрывается сущность феномена андрогинии типа гендерной идентичности человека, совмещающего как маскулинные, так и феминные ценности, идеалы, образцы поведения.
Читать PDF
325.31 кб

Андрогинность как выражение антропологического смысла любви в гендерной деконструкции отечественного

Турутина Е. С.
В данной работе анализируются теории андрогинности, предложенные отечественными и западными мыслителями к. XIX н. ХХ вв. и развиваемые в современности. Показано, что работы некоторых советских и современных российских авторов (А.
Читать PDF
97.10 кб

Образ андрогина в декадентском искусстве

Кабанов Артем Андреевич
Статья посвящена исследованию образа андрогина в декадентском искусстве. Миф об андрогине как об идеальном существе известен со времен Платона, но в декадансе тема андрогина приобретает специфическое значение.
Читать PDF
213.49 кб

Гендерный ландшафт как андрогинная парадигма культуры

Богатова Лариса Михайловна
Статья посвящена исследованию культуры в андрогинистическом ракурсе.
Читать PDF
359.70 кб

Время историческое и проблема культа андрогина в софиологии Н. Бердяева

Иванова Ирина Сергеевна
Статья посвящена проблеме андрогина в софиологии Н. Бердяева. Автор рассматривает при­чины обращения философа к культу Софии, его отличие от исследований той же темы В. Со­ловьевым, показывает, что в философской системе Н.
Читать PDF
1.71 мб

Сосуд «Мистерия целостности». Путь посвящения от двуполости к андрогину

Григорьева Марина Анатольевна, Леонова Светлана Геннадьевна
Статья посвящена идее единства двух начал и материализации данной модели.
Читать PDF
141.91 кб

Постмодерная андрогинность

Живкович Предраг
Содержание данного текста характеризуется терминологической чёткостью, учитывающей «сценарий» эпохи, но оно представлено не в понятийном аппарате дискурса постмодерна и постмодернизма, а в дискурсах нового эпохального статуса пост
Читать PDF
691.96 кб

Этапы становления современной педиатрической андрогинекологии

Окулов Алексей Борисович, Ахмина Наталья Ивановна, Окулов Е. А.
В статье прослежены основные исторические этапы становления и формирования теоретической и практической базы одного из направлений науки о поле педиатрической андрогинекологии.
Читать PDF
1.23 мб

Достижения педиатрической андрогинекологии - основа предупреждения репродуктивной и сексуальной недо

Окулов А.Б., Негмаджанов Б.Б., Ахмина Н.И., Окулов Е.А.
В работе обобщён опыт лечения детей с различными формами нарушения репродуктивной системы; сделан акцент на допускаемые ошибки во врачебной практике, которые предопределяют в перспективе развития снижение фертильности человека и у
Читать PDF
194.55 кб

Формирование педиатрической андрогинекологии. Как это было?

Окулов Алексей Борисович, Негмаджанов Б.Б., Окулов Е.А., Ахмина Н.И.
Читать PDF
1.18 мб

Гендерные идеалы в крымскотатарском фольклоре: андрогинный тип личности

Таирова З.Ш.
Статья посвящена гендерному воспитанию в этнопедагогике мусульман Крыма. На примере анализа крымскотатарского фольклора демонстрируется наличие в нем воспитательных образов андрогинных личностей.
Читать PDF
381.08 кб

Андрогинность как специфическая гендерная характеристика религиозного брака схимников

Нагевичене Валентина Яковлевна
The notion of "religious marriage" as an alternative to christian marriage and christian family during the formation of the new testament apostolic christianity.
Читать PDF
263.03 кб

Андрогинная гендерная идентичность личности в контексте психологической совместимости супругов

Ретих Мария Владимировна
Авторы статьи анализируют психологические различия в структуре гендерных моделей супружеской совместимости.

Найдено книг по теме — 1