ФЕМИНИЗМ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Феминизм
теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за свои права.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

Феминизм
защита социального равноправия мужчин и женщин, направленная против патриархата и сексизма. (См. ФЕМИНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.)

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Феминизм
интеллектуальное и общественно-политическое движение, выступающее за защиту равенства, расширение прав и роли женщин во всех сферах жизнедеятельности.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Феминизм (feminism)
Защита равенства прав женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности. Феминизм зародился в Европе в конце XVIII века. Сегодня во многих странах мира существуют феминистские организации и движения.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

феминизм
feminism лат. famin(a) ‘женщина’. - теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение, за достижение равноправия; массовый характер феминизм приобрел с середины XX в. Cм. политкорректность.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Феминизм
(от лат. femina женщина) - в зависимости от контекста:
1) проявление женских черт (в биологии, поведении и т.п.);
2) женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами в рамках. Возникло в 18 в., первоначально в Северной Америке - в период Войны за независимость 1775-1783 и во Франции - во время Великой французской революции. Представительница движения - феминистка.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Феминизм
направление в гуманитарных науках Запада и идеологическое течение для анализа женской субординации с целью определения путей ее изменения. Подчеркивается необходимость учета женского мировосприятия в научных дисциплинах, литературе, политике, религии и т. д., а также подчиненного по отношению к мужчине положения и необходимость устранения данного вида социальной несправедливости.

Источник: Социология в России. Глоссарий. 2016

Феминизм
направление в гуманитарных науках Запада и идеологическое течение, акцентирующие внимание на необходимости обеспечить женщине достойное положение в обществе. Подчеркивается необходимость учета женского мировосприятия в научных дисциплинах, литературе, политике, религии и т. д., устранения подчиненного положения женщины (по отношению к мужчине) как одного из видов социальной несправедливости.

Источник: Социология в России: глоссарий по книге

ФЕМИНИЗМ
FEMINISM) Доктрина, появившаяся в конце XVIII в., согласно которой женщины в современном обществе систематически оказываются в невыгодном положении. Эта доктрина отстаивает идею равенства возможностей для мужчин и женщин. Феминизм является также социальным движением, постепенно добивающимся улучшения позиции женщин в западных обществах ХХ в. в отношении избирательных прав, на работе и в браке. В начале ХХ в. феминизм был ориентирован в основном на достижение политического и правового равенства. Однако феминизм «второй волны», разворачивающийся начиная с 1960-х гг., показал, что женщинам все еще есть чего добиваться в направлении обеспечения равных прав и возможностей. В последние годы феминистские идеи пользуются в социологии значительным и вполне заслуженным влиянием. Социологи-феминисты утверждали, что, социологи, в большинстве своем мужчины, пренебрегали социологической значимостью женщин во всех областях этой дисциплины. Например, многие исследования социальной стратификации до самого последнего времени сосредоточивались на оплачиваемой работе мужчин как факторе, определяющем классовые позиции женщин — членов семьи. Социология в настоящее время является гораздо более чувствительной к вопросам гендера, а феминизм оказал существенное влияние на социальную теорию. См. также: Домашний труд; Женщины и работа; Класс; Патриархат; Половые роли; Феминистская социальная теория.

Источник: Социологический словарь

ФЕМИНИЗМ

1. Целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам.
2. Социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации.
3. Социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой.
4. Любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями.
Феминизм имеет долгую историю и может, вероятно, быть прослежен от 15-го столетия. Корни современной феминистской мысли прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее имели многочисленные проявления феминистской активности, сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма часто относят к середине 19 - началу 20-го столетия. "Вторая волна" идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени.
Пока нет единой идеологической позиции, которая бы объединила всех феминисток, но наиболее влиятельной является следующая: подчинение женщин мужчинам есть результат социально-экономических факторов, а не биологического детерминизма. … В настоящее время феминизм остается заметным социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры.
Цит. по: COLLINS. Большой толковый социологический словарь. М.: "АСТ", 1999. Т. 2. С. 386-388.

Источник: Социологический глоссарий гендерных терминов

ФЕМИНИЗМ
(от лат. femina - женщина) - движение женщин против дискриминации по признаку пола. В основе Ф. лежит идея о патриархальной в своей основе культуре западного общества, ориентированной на культ силы и агрессии, апеллирующей к рациональности в ущерб эмоциональной и телесной стороне. Социальные роли женщины и мужчины в этой культуре неравнозначны. Женщина исключена из общественной жизни, выполняет лишь репродуктивную функцию, чем обусловлено ее зависимое положение в обществе, различные типы дискриминации. Первые женщины-феминистки появились в XVIII в., пропагандируя идеи эмансипации, равенства полов, требуя равных прав с мужчинами. В феминистском движении выделяют два этапа: с середины XIX в. до 1960-х гг. - характерна трактовка социального равенства лишь как правового, борьба за предоставление избирательных прав («суфражизм»); конец 1960 - начало 1970-х гг. - приобрело формы «женского освободительного движения» против различных видов дискриминации. В нем выделяют три основных направления феминистской политики: либеральное, радикальное, социалистическое. Либеральное направление ориентировано на достижение равенства между полами в рамках существующей патриархальной системы посредством социально-экономических и юридических реформ, вовлекающих женщин в политическую и профессиональную деятельность. Радикальное - подвергает кардинальной критике устои общества (семью, материнство, любовь, замужество и т. д.), отстаивает новый общественный порядок, предполагающий отдельное существование женщин от мужчин и традиционных структур общества («женская революция против мужского шовинизма»). Социалистическое направление Ф. рассматривает преодоление половой дискриминации как следствие разрушения классового и расового господства. Выдвигает требования: отмена всех социальных различий по признаку пола, отказ от семьи, полная сексуальная свобода и т. п.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ФЕМИНИЗМ
франц. feminisme от лат. femina - женщина) - движение в защиту прав и освобождения женщин, возникшее в эпоху бурж. революций во Франции, Англии и США. Имеется деление на старый и новый Ф. Для старого Ф., возникшего в XVIII в. и пережившего расцвет в конце XIX в., характерна трактовка соц. равенства женщин весьма узкая, лишь как правовое равенство (суфражистское движение), при этом преувеличивалось значение политич. свобод и прав женщин при капитализме. Феминистская идеология того времени отражала противоречивость бурж. мировоззрения, однако завоеванное избирательное право можно занести в актив феминистского движения. С конца 20-х гг. XX в., когда конгресс США принял 19-ю поправку к конституции, на основании к-рой женщины получили избирательное право, волна женского движения угасла. Вновь это движение оформилось в конце 60-х - начале 70-х гг. под новым названием неофеминизма, в основном в США и Зап. Европе. Подчеркивая определенную преемственность со старым Ф., новый Ф., однако, имеет свои характерные черты. В нем выделяют 3 направления, условно названные либерально-реформистским, социалистич. и радикальным. Наряду с указанными существует консервативное направление, к-рое по сути - антифеминистское. Представители консервативного течения, опираясь на фрейдистскую теорию, идеализируют семью и материнскую функцию женщины, отрицая наличие какой-либо дискриминации женщины со стороны гос-ва. Детерминируя положение женщины ее биологич. сущностью, они утверждают, что рождение и воспитание ребенка - ее основная функция, а занятие обществ. производством не входит в круг ее деятельности. Либерально-реформистское течение, к-рое называют умеренным, основано на предположении что достичь равенства женщин с мужчинами возможно в рамках существующего об-ва посредством соц.-экономич. и юридич. реформ. Не отвергая ценность материнства и семьи, они выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную и политич. деятельность. Фор-иыи методы женских организаций данного направления определяются их реформистским характером и направлены на оказание давления на законодательные и исполнительные органы гос-ва. Радикальное направление Ф. оформилось в конце 60-х гг. XX в. Его представители критикуют либералов за их умеренную позицию. Среди представителей этого течения немало выходцев из движения "новых левых", к-рые принесли с собой опыт политич. борьбы, но одновременно и негативные элементы идеологии мелкобурж. экстремизма. В основе историч. процесса, считают сторонницы радикального феминизма, лежит антагонизм полов: поскольку власть сосредоточена в руках мужчин, современное об-во, основанное на разделении по признаку пола, называется патриархальным. Только женская революция, считают представительницы радикального крыла, принесет женщине полное равноправие и свободу. Лит.: Амундсен К. Женщины и американская демократия: большинство, которое заставляют молчать. М., 1976; Идейно-политическая борьба и некоторые проблемы женского движения. М., 1981; Friedan В. The feminine mystique. N.Y., 1974; Adams Sh. Sex discrimination. L., 1980; Banks 0. Faces of feminism: A study of feminism as a social movement Oxford, 1981; Ferree M., Hess B.B. Controversy and coalition: The new feminist movement. Boston, 1985; Feminism and political economy: Womens work and womens struggles. Toronto, 1987. B.K. Ушакова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ФЕМИНИЗМ
feminism) — 1. Целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам. 2. Социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. 3. Социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой. 4. Любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями. Феминизм имеет долгую историю и может, вероятно, быть прослежен от 15-го столетия (Келли, 1982), а женское сопротивление подчинению, конечно же, предшествует возникновению феминизма как полностью сформулированной идеологии и практики (Рауботам, 1972). Корни современной феминистской мысли прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее имелись многочисленные проявления феминистской активности, сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма часто относят к середине 19 — началу 20-го столетия. "Вторая волна" идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени. Однако таких "волн" было много, и Сара (1982) подвергла критике идею "первой" и "второй волны" как этноцентристскую. Несмотря на то, что феминизм в конце 60-х гг. стремился понять и документально доказать, что угнетению обычно подвергаются все женщины, многие современные документы подчеркивают многообразие подобных отношений не только в связи с мужским социальным порядком, но и из-за отношения женщин друг с другом. Следовательно, точнее было бы говорить о феминизмах, ибо Сибистайн (1978) выявила свыше десятка политических тенденций внутри феминизма в диапазоне от либеральной позиции равноправия до требования женского верховенства. Палмер (1989) перечислила следующие тенденции феминизма: академический, культурный, лесбийский, либеральный, психоаналитический, радикальный, социалистический, а также политическое лесбиянство. Кроме того, "черный" феминизм занимался скрытым и открытым расизмом, выделяя специфические проблемы из жизни черных женщин (Лорд, 1979). Изначальные четыре требования "второй волны" -немедленное равенство зарплаты, образования и возможностей, свободная контрацепция, аборты по желанию и свободные 24-часовые ясли — выражали интересы белых, западных женщин, а доступ к продовольствию, топливу и воде — многих женщин стран "третьего мира ". Феминизм идентифицировался с культурой белых женщин, между тем как черные женщины одобряют термин "вума-нистский" (Уолкер, 1983). Экофеминизм утверждает, что конец угнетения женщин связан с экологическими ценностями и с тем, что женщины должны быть, прежде всего, озабочены прекращением эксплуатации экосистем (Канард, 1988). Экофеминизм был особенно силен внутри радикального феминизма и внутри движения зеленых.
Кейз (1988) исследовала обычное деление внутри феминизма на два главных теоретических направления: радикальный и материалистический (социалистический) феминизм. В соответствии с первым патриархат — главная и универсальная причина женского угнетения, а власть в руках мужчин — коренная проблема. Радикальный феминизм, преобладающая форма в США, разработал понятие исключительно женской культуры, наряду с убеждением в потребности организации отдельно от мужчин. Материалистический (социалистический) феминизм настроен критически в отношении эссенциализма, скрыто присущему радикальному феминизму, и внеисторического подхода к патриархату. Данная идеология имеет корни в марксизме и наделяет приоритетным значением социальный класс как фактор, определяющий положение женщин при капитализме, будучи, следовательно, связана с интеракцией между диалектикой класса и пола. Не без теоретических проблем Гартман (1979) назвал "брак" между марксизмом и феминизмом несчастным. Деление на радикальных феминисток, которые желают организоваться отдельно от мужчин, и материалистических феминисток, стремящихся к солидарности с "благосклонными" мужчинами, остается непреодоленным. Академический феминизм придал импульс обучению и исследованиям во многих академических учреждениях. Направление женских исследований было связано с пересмотром и оспариванием широкого разнообразия академических дисциплин, включая социологию, историю, английскую литературу, с критикой "слепого в отношении пола" характера академического знания. В социологии все чаще появлялась литература о положении женщин в обществе и развитии особой феминистской методологии исследования (Стэнли и Вайз, 1983). Пока нет единой идеологической позиции, которая бы объединила всех феминисток, но наиболее влиятельной является следующая: подчинение женщин мужчинам есть результат социально-экономических факторов, а не биологического детерминизма. Таким образом, широко распространено убеждение в том, что главное социальное изменение, кульминацией которого станет освобождение женщин, — вполне возможно. В настоящее время феминизм остается жизненным и заметным социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры. Несмотря на громкие предсказания постфеминисткой эры, продолжающееся социальное неравенство женщин и его искоренение остаются в центре внимания феминизма во всех его формах. См. также Матриархат.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ФЕМИНИЗМ
лат. femina - женщина) - общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь идет об одной из форм дискриминации - сексизме (англ. sex - пол), которая бытует в культуре наряду с расизмом - дискриминацией по расовому, этническому принципу - и эйджизмом (англ. age - возраст) - дискриминацией по возрасту. Статус человека в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью и продуктами труда, существующей системой власти. Поэтому по данным параметрам можно проследить зависимое положение женщины в обществе. Достаточно широко распространена профессиональная дискриминация: исключительно горизонтальное профессиональное перемещение, - и сегрегация женщин: формирование "женских" рабочих мест внутри профессий, как правило, непрестижных и малооплачиваемых. Идеи эмансипации женщин не новы. О равенстве полов, их подобии и комплементарности, о необходимости равного воспитания и образования говорил еще Кондорсе. Многие феминистские авторы считают Дидро, утверждающего различие и в то же время взаимодополняемость полов, своим непосредственным предшественником. Милль же в своих работах открыто говорил об эксплуатации обществом репродуктивных функций женщин. Появление первых женщин-феминисток традиционно относят к 18 в. Позже М. Волстонкрафт впервые заговорила о необходимости включения в рационалистическую культуру женского жизненного опыта. Она отмечала пагубность системы женского образования того времени и считала, что достоинства человека должны оцениваться вне зависимости от его половой принадлежности.
В женском движении принято выделять два основных этапа. В первый - с середины 19 в. до 1960-х - женщины боролись за "равенство полов", за равные права, в частности за предоставление им избирательных прав (так называемый "суфражизм"). К 1920-м такие права были предоставлены женщинам во многих странах: в Финляндии, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Канаде, США и др. Такой успех женского движения на некоторое время приостановил женскую активность в политическом отношении. Пробудилось женское движение в конце 1960-х - начале 1970-х под новым лозунгом - "равенство в различии". Это ознаменовало переход движения к новому этапу в своем развитии. И эпицентром "женского возрождения" стали США, где наблюдалось в этот период активное демократическое движение против различных типов дискриминации. Женское движение приобрело различные формы, став "женским освободительным движением" (Women’s liberation). В нем выделились три основных направления феминистской политики: либеральное, радикальное, социалистическое. Либеральный Ф. ориентируется на достижение равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриархатной системы, а с переориентацией разделения труда между полами. Отсутствие разделения труда по половому признаку, как предполагается, должно привести к формированию общества андрогинного типа (т.е. такого общества, в котором отсутствует указанное разделение труда и не подчеркиваются анатомические признаки и различия индивидов). Радикальный Ф. борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин и от патриархатных структур общества. Главным инструментом подавления женщин через сексуальное рабство и насильственное материнство здесь считается семья. Говоря о Ф. в этой форме, нередко подчеркивают несколько экстравагантную окраску этого движения, зачастую выливающегося в вызывающие и даже шокирующие традиционно настроенную общественность формы выражения протеста. Критике подвергались сами устои общества, определяющие, с точки зрения радикального Ф., неравноправное положение женщин: любовь, семья, замужество, материнство и т.д. С одной стороны, такая форма протеста способствовала пробуждению женского самосознания, а с другой - давала повод обвинить движение в излишней радикальности, в нездоровом пристрастии к власти, в склонности к распущенности и т.п.
Социалистический Ф. рассматривает женскую тему с точки зрения классового и расового господства, вместе с уничтожением которых должна быть разрушена и половая дискриминация. Здесь также нередко пропагандируется полная сексуальная свобода, отказ от материнства, отмена всех социальных различий пола. Последние две формы часто называют неофеминизмом, который пропагандирует идею "женской революции" против "мужского шовинизма" и при этом ссылаются на деятельность таких групп, как "Женщины против насилия над женщинами", "Сердитые женщины", "Красные чулки", "Ведьмы", "Хлеб и розы", "Шуазир" и др. Однако сам факт активизации женского движения способствовал постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Одним из результатов стало появление специальных академических исследований на женскую тему (Women’s studies), повлекших за собой открытие факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике. Десятилетие 1975-1985 было объявлено ООН "десятилетием женщин".
Феминистская мысль сегодня не сложилась как систематическая, логически связанная единой теорией. Она не имеет единого теоретика, идеолога, взгляды которого определили бы всю феминистскую мысль в целом. Так, американская феминистская мысль тяготеет к Дж.С. Миллю, Д. Дьюи, М. Веберу , Маркузе и Троцкому . А французская - к С. де Бовуар, Лакану , Деррида . Несмотря на имеющиеся различия, в основе всех этих воззрений лежит общий фундамент, основанный на тех идеях, что культура западного общества - патриархатная по своей природе, маскулинистски (лат. masculine - мужчина, мужской) ориентированная, отмеченная мужской доминантой. Эта доминанта характеризуется апелляцией к рациональности и пренебрежением эмоциональностью и телесностью, культом силы и агрессии, безраздельным господством верховной власти, попранием сферы приватного ради утверждения сферы публичного и политического, насилием над природой и т.п. Социальные роли индивидов здесь неравнозначны. Женщина по сути является носителем и охранителем общечеловеческих моральных ценностей, национальных особенностей (этнографы различают народы по особенностям в приготовлении пищи и воспитании детей - традиционно женских жизненных забот). Но биологическая особенность женщины не подняла, а опустила ее статус. В культуре сложилась такая социальная конструкция, в соответствии с которой подлинно человеческими качествами: свободой, активностью, способностью к созданию нового, - обладают только те существа, которые не выполняют репродуктивную функцию. Женщина здесь - вторичное бытие или вообще небытие. "Человек" в такой культуре отождествляется с "мужчиной", и во всех философских определениях человека как "политического животного" (Аристотель), "политического существа" (Гоббс), "существа, обладающего свободой" (Руссо), "рационального существа" (Кант), "существа, обладающего самодетерминацией свободной воли" (Фихте) и т.п. фигурирует именно мужчина. Женщина была исключена из общественной жизни и считалась носителем противоположных мужским качеств: иррациональности, эмоциональности, чувственности и т.п. Традиционно сущность женщины определялась через ряд негативных характеристик. Это неполноценное и зависимое существо, низшее по сравнению с мужчиной, ограниченное и слабое, весь смысл жизни которого - служить мужчине и быть ему полезной. Тем самым вне сферы сексуальности и материнства жизнь такого существа бессмысленна и имеет второстепенное значение. Даже в домашней сфере ей выпадает исключительно обслуживающая роль. Женщине даже отказывают в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина. Сфера принятия решений, наследование и т.п. - прерогатива мужчины. Гегель вообще предлагал не признавать женщин человеческими существами. Такое зависимое положение женщин закрепляется и в религиозной мысли. Женщина - принципиально вторичное существо как сотворенное из ребра Адама. Ева - это Другое Адама, "негатив" человека. Женщина - это "животное, которое лишено твердости и постоянства" (Августин), это "врата ада" (Тертуллиан), это "неудавшийся мужчина" (Фома Аквинский). Причем в христианской культуре женщина приобретает облик амбивалентного существа: Ева (олицетворение зла, ответственная за грехопадение) и Мария (олицетворение непорочности, вечной женственности). В ответ на утверждение мужской доминанты в религии феминистская мысль предлагает создать собственную религию, "женскую спиритуальность". "Спиритуальный Ф." поклоняется Богине (Goddess), которую рассматривает как нетрансцендентное природе начало, внутренний опыт человеческого "Я", в единобытийности богини прослеживается гармония тела и разума, плоти и духа, теории и практики, природы и человека. В области философии феминистская мысль развивается в трех основных направлениях. Это феминистская критика истории философии, ревизия этики и сфера эпистемологии и философии науки.
Историко-философский дискурс в Ф. опирается на целый ряд констатаций. Во-первых, это "мужская перспектива" традиционной философии. Во-вторых, человек в философии отождествляется с мужчиной. В-третьих, констатируется, что опыт выдающихся женщин вовсе не учтен и не оценен в культуре. В области этики феминистская мысль сориентирована на критику этики индивидуализма с ее принципами автономии личности, права, свободы, равенства. Подчеркивается, что главный субъект такой этики - мужчина. Став всеобщей, она может привести к отчуждению. Индивидуалистической этике феминистская критика противопоставляет "этику заботы" с ее принципами причастности, ответственности за других и перед другими, ориентацией на мир людей, а не на мир предметов. И если в радикальных версиях эти две этики противопоставляются в виде бинарной оппозиции, по принципу "или - или", то в либерально настроенных работах эти два типа этики рассматриваются как комплементарные, как две составляющие общечеловеческой "этики заботы". В области эпистемологии и философии науки феминистская мысль имеет наиболее скромные результаты. С одной стороны, в ней отрабатываются новые нетрадиционные подходы к дуализмам разного рода, к бинарному видению реальности: духовное - телесное, рациональное - эмоциональное, объективное - субъективное и т.п. Эти оппозиции в культуре существуют как иерархически построенные модальности с явным превосходством в статусе тех из них, которые выражают в культуре мужской интерес: духовное, рациональное, объективное. Новый образ эпистемологии связан с построением недуалистической, неиерархической модели знания. В ней человеческий опыт должен быть взят в цельности своих сторон. При этом ни одна составляющая опыта не должна рассматриваться как низшая. В целом феминистская философия имеет ярко выраженный социоцентристский характер с интересом к проблемам власти, неравенства, справедливости, со стремлением ревизовать сложившиеся социальные стереотипы. Наиболее значимой попыткой философского преодоления бинарных трактовок мужского и женского начала правомерно полагать постмодернистскую идею "соблазна".
Е.И. Янчук

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
803.35 кб

96. 03. 002. Холмвуд Дж. Феминизм и эпистемология: каков характер будущей науки? Holmwood J. feminis

Фомичев П. Н.
Читать PDF
541.66 кб

Социальная утопия и феминизм: мы рождены, чтоб сказку сделать былью?

Семенова Вера Эдуардовна, Семенова Лидия Эдуардовна
Рассматриваются понятие «утопия» и та роль, которую оно играет в процессе развития общества. Авторы анализируют проблему взаимоотношений социальной утопии и феминизма.
Читать PDF
638.45 кб

96. 04. 012. Холмвуд Дж. Феминизм и эпистемология. Holmwood J. feminism and epistemology: what kind

Виноградова Т. В.
Читать PDF
178.99 кб

Филлипс Т. Ч. Феминизм и семья: историко-социологический анализ / под ред. А. И. Антонова. М. : Граа

Шалаева Л. Г.
Читать PDF
416.89 кб

Феминизм против всеобщности

Белоусова Наталья Олеговна
В статье речь идет о многообразии идей и позиций, складывающихся в феминизме. Утверждается, что связующей формой феминистической теории, развивающейся со второй половины ХХ в. и до сегодняшнего дня, становится критика всеобщности.
Читать PDF
184.63 кб

Естественное право и феминизм

Казанов Хамзет Мосович, Безрукова Анжела Аслановна, Болокова Мариэтта Аскарбиевна, Каратабан Ирина Асфаровна
В статье рассмотрены теоретические аспекты социокультурных трансформаций общества, их влияние на идеологию феминистского движения, анализ некоторых аспектов его современного состояния.
Читать PDF
814.40 кб

ФЕМИНИЗМ: ИСТОКИ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Муслумова Татьяна Васильевна
В статье дается определение понятия «феминизм», рассматриваются исторические корни феминизма, его основные этапы и направления, требования феминизма как социально-политической теории, особенности развития феминизма в России.
Читать PDF
253.91 кб

2014.04.001. ПАНОВ С.В., ИВАШКИН С.Н. СОВРЕМЕННЫЙ ФЕМИНИЗМ: СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА, КРИТИКА ВЛАСТИ, ВОП

Читать PDF
208.31 кб

2019.02.003. РАЗЕРФОРД А. ФЕМИНИЗМ, ПСИХОЛОГИЯ И ФЕМИНИЗАЦИЯ НЕОЛИБЕРАЛЬНОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ: ОТ КРИТИ

Евсеева Я.В.
Читать PDF
242.81 кб

Феминизм: происхождение понятия и его трактования в современной науке

Крыкова Ирина Викторовна
В статье рассматривается понятие "феминизм" с точки зрения его этимологии, истории развития, а также анализируется традиционное и современное значение этого термина.
Читать PDF
231.46 кб

Феминизм в истории политико-правовой мысли правовой статус женщины в Древнем мире

Крыкова Ирина Викторовна
В статье анализируется проблема становления и развития правового статуса женщин, начиная с истоков ее зарождения и до принятия христианства.
Читать PDF
1.52 мб

Армия и феминизм

Первушина В.Н., Семеньков В.Н., Хуторной С.Н.
В статье рассматривается теория феминизма с позиции типологии культурной матрицы; анализируется роль женщин в современной армии
Читать PDF
239.06 кб

ЕВРОПЕЙСКИЙ ФЕМИНИЗМ: ИДЕИ И ДВИЖЕНИЕ

Водопьянова Елена Викторовна
Читать PDF
1.55 мб

Феминизм на YouTube

Солошенко Полина Вадимовна
В статье рассматриваются современные реалии феминистического движения. Полем для данного исследования выбран видеохостинг YouTube.
Читать PDF
3.70 мб

Феминизм и антифеминизм. Этика средних веков

Жалменова Ольга Петровна, Вержевикина Евгения Сергеевна
The ethics of the Middle Ages. The article looks at different aspects of the issue

Похожие термины:

  • феминизм гуманистический

    humanistic feminism — термин индийского религиоведа, индолога и санскритолога а. Шарма и канадского религиоведа К. Янг (Arvind Sharma & Katherine K. Young, 1998). - тип феминизма, который отрицает особую фемининность и рассма
  • феминизм культурный

    cultural feminism. - Феминистическая теория, уделяющая особое внимание различиям между женщинами и мужчинами и подчеркивающая достоинства женщин. По своей сути далекая от политики, эта теория имеет целью
  • Феминизации бедности

    увеличение в составе бедных доли женщин, в основном матерей-одиночек.
  • Феминизация бедности

    тенденция, которая выражается в том, что среди бедняков возрастает относительное число женщин.
  • Тестикулярный синдром феминизации

    testicular feminkation syndrom). Эндокринное нарушение, при котором человек по своему физическому облику является женщиной, тогда как на хромосомном уровне — мужчиной.
  • ФЕМИНИЗАЦИЯ

    возрастание роли и влияния женщин в обществе в целом или отдельных областях социальной жизни.
  • Феминизация миграции

    Растущее участие женщин в процессах миграции. В настоящее время женщины перемещаются по миру свободнее и при этом уже не связаны своим положением в семье или подчинением мужчине (приблизительно 48
  • ФЕМИНИЗМА социологические концепции

    теории, возникшие на базе движения против социально-экономической дискриминации женщин. Впервые идеи Ф. были изложены О. де Гуж в «Декларации прав женщины и гражданки» (1792) и в книге Т. фон Гиппеля «