ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Найдено 1 определение
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.Г. есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, Ф.Г. является ситуативной характеристикой той же личности. Ф.Г. обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации, так же как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Ф.Г. есть характеристика, которая приписывается человеку, прошедшему через определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности. С 1990-х в исследованиях образования распространилось представление о пяти процессах в структуре образования, разработанное в системомыследеятельностной (СМД) методологии.
Согласно этому представлению, интегральный процесс образования включает в себя: 1) Процесс овладения грамотностью. Освоение языков и знаковых систем, без которых невозможно получение информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности. 2) Процесс обучения. Освоение знаний, умений, навыков в различных предметах и учебных дисциплинах. 3) Процесс подготовки. Адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения конкретной работы или для занятия определенного социального положения. 4) Процесс воспитания. Освоение правил и норм культуры, традиций и особенностей народа, социальной страты или профессиональной гильдии, которые организуют и курируют интегральный процесс образования. 5) Процесс образования, в узком значении этого термина. Т.е. составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации. В отличие от процессов подготовки, образования, воспитания и обучения, грамотность является обязательным процессом и характеристикой массового образования. Грамотность (Ф.Г.) суть только вход в мир образования и образованности. Грамотность (Ф.Г.) суть требование, которое люди предъявляют, в первую очередь, к другим, а не к себе. Грамотность (Ф.Г.) суть мера культурного или гуманитарного развития нации, страны или группы людей, и только в этом качестве грамотность применима как мера развития отдельного человека. На формирование нового порога Ф.Г. влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д.
В зависимости от выбираемых при рассмотрении фокусов могут быть представлены различные интерпретации Ф.Г.
А именно: Ф.Г. как граница культурных и докультурных форм существования человека и разновидностей общественных отношений; профессиональных и дилетантских форм деятельности; общего и профессионального образования и т.д. Ф.Г. как ценз на полноценное участие в системе общественных отношений; на вхождение в те или иные социально-деятельностные институты; на право суждения и т.д. Ф.Г. как одна из мер в области качества жизни, позволяющая сравнивать и сопоставлять различные социально-экономические системы, не сравнимые по своим имманентным характеристикам. Ф.Г. может быть также представлена как цель, как стандарт, мера емкости рынка и т.д. Условно уровень Ф.Г. фиксируется в выражениях: "Современный европеец (гражданин, беларус) должен знать и уметь…" и определяется для каждой страны с учетом специфики культурного и регионального развития.
Применительно к европейскому региону постсоветского периода наиболее актуален следующий перечень параметров Ф.Г.: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.). Особое место в представлении о Ф.Г. занимает деятельностная грамотность: способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности. О существовании грамотности (Ф.Г.) мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о Ф.Г., сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема Ф.Г. рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. Грамотность (Ф.Г.) суть образовательный вызов развивающейся культуры культуре застывшей. Именно поэтому проблематика грамотности становится актуальной только тогда, когда встает вопрос о ликвидации безграмотности, когда народы, страны, культуры вынуждены наверстывать упущенное, догонять ушедших вперед.
В.В. Мацкевич, С.А. Крупник

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
248.02 кб

Измерение общей функциональной грамотности студентов

Сергеева М.Г., Соколова Н.Л., Найденова Н.Н.
В статье рассматривается проблема необходимости измерения общей функциональной грамотности среди обучающихся на разных ступенях обучения. Приведены четыре парадигмы развития образования.
Читать PDF
421.30 кб

Ключевые параметры функциональной грамотности студента

Акатова Татьяна Ивановна
Читать PDF
240.79 кб

Функциональная грамотность школьников в области здоровьесбережения

Бахарева Е. В.
Читать PDF
624.56 кб

Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект

Ермоленко Валентина Андреевна
В статье приведены теоретические подходы к формированию и развитию функциональной грамотности обучающегося.
Читать PDF
1.08 мб

Безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности

Смирнов Дмитрий Витальевич
Представлены промежуточные результаты исследования дидактического сопровождения формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях по предметному компоненту безопасной жизнедеятельности.
Читать PDF
265.67 кб

Педагогическая система формирования функциональной грамотности школьников

Блинкова Людмила Владимировна, Вебер Нина Петровна, Виноградова Людмила Петровна
Предлагается система педагогического мониторинга формирования знаний, предметных и ключевых компетенций и функциональной грамотности.
Читать PDF
204.81 кб

Развитие функциональной грамотности: из опыта преподавания иностранного языка

Контримович Ася Алексеевна, Паюнена Марина Васильевна
Посвящена новому представлению о грамотности как о социальном свойстве человека, лежащем в основе его свободы.
Читать PDF
792.77 кб

Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение

Веряев Анатолий Алексеевич, Нечунаева Марина Николаевна, Татарникова Генриетта Викторовна
Проанализированы представления о функциональной грамотности учащихся, ставшие популярными после участия России в международном тестировании PISA.
Читать PDF
442.49 кб

Формирование функциональной грамотности в контексте безопасности жизнедеятельности

Ермоленко Валентина Андреевна
Данная статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности населения как гарантии безопасности его жизнедеятельности.
Читать PDF
253.15 кб

Формирование функциональной грамотности у студентов бакалавриата в неязыковом вузе

Репкина Людмила Ивановна
Читать PDF
694.85 кб

Развитие функциональной грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования

Джумаева Санобар Абсаатовна, Гафурова Надира Мирхасиловна, Холмуродов Мухитдин Норбоевич
В статье раскрываются вопросы, связанные с повышением квалификации учителей общеобразовательных школ, рассматриваются образовательные моменты для формирования функциональной грамотности у учащихся общеобразовательных школ.
Читать PDF
329.19 кб

Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст

Ковалева Г.С.
В статье рассматриваются проблемы формирования и оценки финансовой грамотности как части функциональной грамотности в международном контексте.
Читать PDF
1.18 мб

Проблема формирования функциональной финансово-экономической грамотности студентов колледжа

Русских Елена Станиславовна
В новых социально-экономических обстоятельствах процесс обучения выпускников профессиональных образовательных организаций должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через
Читать PDF
122.99 кб

Кластерный подход в развитии функциональной грамотности школьников в области здоровьесбережения

Е.В. Бахарева
Полноценное функционирование выпускника в современном постиндустриальном обществе зависит не столько от номенклатуры освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он может решить эффе
Читать PDF
823.29 кб

Совершенствование функциональной грамотности дошкольника при освоении родного и неродных языков

Дарибаева Анаркул Ауелбековна, Толаметова Лола Маккамбаевна
В данной статье рассматривается актуальность и развитие функциональной грамотности дошкольника, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.