Роль

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

РОЛЬ
англ. role; нем. Rolle. Степень участия, мера влияния, значение ч.-л.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

РОЛЬ
поведение в социальных взаимодействиях, ожидаемое от человека, наделенного определенным статусом.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Роль
поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Роль
ролевое функционирование личности, занимающей определенное положение в своем социальном окружении.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.

Роль
модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами; динамическая характеристика статуса.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Роль
от фр. role) - ожидаемый в конкретной ситуации рисунок поведения, ассоциирующийся с социальным статусом человека. Наличие ролей позволяет индивидам предвидеть действия других в различных ситуациях и соответственно реагировать на них, чем обеспечивается устойчивость социального порядка [16].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Роль
в социологии) (role), относительно стандартизированное социальное положение, включая опред. права и обязанности. Человек может играть мн. Р.: врача, матери, дочери, игрока. Для каждой Р. ожидаемая модель поведения разл. Исследование Р. показывает, как формируется социальное поведение личности.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

роль
role. - Характеристика поведения человека в условиях, определяемых социальными институтами. Обычно человек играет множество социальных ролей: тем больше, чем в большем количестве взаимодействий, отношений, групп, типов деятельности он участвует. Иногда некоторые из исполняемых индивидом ролей могут быть несовместимы и противоречить друг другу. См. ролевое ожидание, ролевое поведение, ролевое предписание, ролевой конфликт, ролевой набор, ролевые отношения, ролей теория.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

РОЛЬ
в широком смысле это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определенного процесса.
Р. (искусство) — игра актера, воспроизводящая героя произведения.
Социальная Р. — характеристика поведения человека в условиях, определяемых социальными институтами.
Р. (безопасность) — в информационных системах практикуется регистрация ролей, с которыми сопоставляется, с одной стороны, комплект прав доступа, необходимых для выполнения конкретных функций, а с другой — подмножество пользователей, которые должны иметь эти права. Применяется для облегчения управления доступом, вместо назначения отдельных прав персонально каждому пользователю.
Р. (Active Directory) — набор функций для выполнения определенного круга задач, назначаемый сверху.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Громов И.А., Мацкевич И.А., Семенов В.А. Западная социология.
СПб.: Изд-во ДНК, 2003.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Роль
(от франц. rфle – положение, роль, список, перечень). Роль. Role. Ожидаемое поведение, определяемое спецификой социального статуса или социальной позиции индивида. Р. конкретизируются в определенных образцах поведения, являющимися смысловыми единицами образования и функционирования социальных институтов. Адекватное ролевое поведение – отличительная социальная характеристика определенной категории людей, например, полицейских, учителей, врачей и т. д., которая как бы не зависит от личных качеств желаний или предпочтений конкретных индивидов. Такое поведение соответствует требованиям и нормам определенной культуры. Поэтому полиция, школа, здравоохранение в этом отношении являются социальными институтами или совокупностью общих и свойственных полицейским организациям, школам, медицинским учреждениям и т. д. ролей. Индивид способен принять роль (role-taking), построить роль (role-making), исполняя роль, одновременно дистанцироваться от нее (role distance). Он может исполнять разные роли с противоречивыми требованиями или ролевыми ожиданиями. Возможны взаимоисключающие ожидания в отношении одной роли. В обоих случаях мы имеем дело с конфликтом ролей или ролевым конфликтом
(role conflict).

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Роль
1. Относительно стандартизированное социальное положение, включая определенные права и обязанности индивидуума, например отца или матери. 2. «Динамический аспект статуса», где «статус» относится к положению и «роли» его исполнения (Р. Линтон, 1936). Роли могут быть специфическими или распространенными, предписанными или достигнутыми. В символическом интеракционизме социальные тождества и социальная деятельность анализируются скорее как результат «принятия роли другого». Сходную основу имеет исполнение роли — форма социального обучения людей путем участия в групповых деяниях, где они исполняют широкий диапазон социальных ролей, включая и те, к которым актор первоначально испытывает мало симпатий. Ожидание состоит в том, что это приведет к большему социальному пониманию. В функционализме теория роли подчеркивает нормативные ожидания, связанные со специфическим положением, и способ, которым роли определены институтами. Ударение делается на приобретении и предписании образцов поведения согласно нормам и правилам. Мертон (1949) предложил понятие совокупности ролей для обозначения диапазона отношений между ними в соответствии с данным статусом. Признано, что индивидуум сталкивается с напряженными отношениями (ролевым конфликтом) в попытке придерживаться требований несовместимых ролей, например рабочей и матери или лектора и исследователя. Данная теория критиковалась за иногда допускаемую статичную, неизменную концепцию социальной деятельности. Более ранний подход символического интеракционизма к «роли», ассоциируемый с Г.Х. Мидом, отличается от функционализма. В нем «принятие роли» представляет интерес, главным образом, как необходимый процесс в развитии «Я». И взрослые, и дети устанавливают понятие «Я», воображая себя занимающими положение других. Отсутствуют установленные роли и подчеркивается непрерывно «переустраиваемый» характер социальной деятельности. В произведениях Гофмана предложены и другие примеры, в частности концепция ролевой дистанции, в которой исполнитель субъективно отделяется от роли. В системе средств массовой коммуникации понятие роли может быть применено к исполнению функций, например редакциями и аудиторией, дикторами, телеведущими, актерами, корреспондентами, интервьюерами, преподавателями, учениками и студентами. [9].

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

Роль
ожидания и обязательства вести себя тем или иным образом, вытекающие из общепризнанного социального положения или статуса. Роли могут нести с собой конкретные права и обязательства.
Люди одновременно выступают в разных ролях, например роли родителя, работника и соседа. Люди могут принадлежать к ролевым группам, т. е. группе людей, выполняющих определенную роль. Одни принадлежат ко многим группам, другие – к меньшему их числу, например к одной (или ни одной, как отшельники или затворники). Роли могут конфликтовать между собой. Во-первых, конфликт может быть заложен в самой роли, например от лидера команды ее члены могут ждать защиты в том случае, если они и так уже работают в полную силу, однако от того же лидера старшее руководство ожидает более напряженной работы, если поджимают сроки. Такие конфликты называют внутриролевыми. Второй вид ролевых конфликтов – это противоречия между ролями, т. е. межролевые конфликты; примером может служить человек, вынужденный работать сверхурочно (роль работника) и который очень беспокоится за своих детей (роль родителя), однако не в силах изменить ситуацию, чтобы выполнить все ролевые обязательства.
Роли можно подразделить на приписанные и достигнутые. Здесь социологи обращают внимание на то, является ли роль врожденной и неизменной (как в некоторых традиционных обществах) или же ее можно приобрести впоследствии. В рамках теории ролей можно проанализировать ряд интересных проблем, например как первое поколение выходцев из Азии приспосабливается к традиционным семейным требованиям и ожиданиям сверстников. Сходным образом одни роли жестко заданы (специфичны), а другие – сравнительно общие (диффузные); эта типология ролей позволяет рассмотреть заложенные в них обязанности. Переход от жестко заданной роли к диффузной или обратный процесс может иметь важные следствия для заинтересованных сторон.
ТЕОРИЯ РОЛЕЙ тесно связана с социальной работой и смежными специальностями, так как занимается оценкой конкретных социальных проблем и ситуаций (скажем, роли женщины в современной Великобритании) и возможностей понять индивидуальные проблемы, например, в социальных группах и семье. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ как сфера деятельности способствовала развитию и практическому применению теории ролей. (См. также РОЛЬ БОЛЬНОГО.)

Источник: Словарь справочник по социальной работе

РОЛЬ
ROLE) Данное понятие предполагает, что при нахождении людей в каких-либо социальных позициях их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отношении этих позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роль — это совокупность социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с определенной социальной позицией. Например, какой-либо школьный учитель исполняет роль «учителя», которая предполагает определенное ожидаемое поведение независимо от его или ее настроения в тот или иной отрезок времени. Таким образом, профессиональное ролевое поведение учителей поддается обобщениям, не зависящим от индивидуальных характеристик занимающих эти позиции людей. Понятие роли имеет важное социологическое значение, поскольку оно демонстрирует социальную обусловленность индивидуальной деятельности, следующей повторяющимся образцам. Социологи рассматривали роли в качестве единиц, в совокупности образующих социальные институты. Например, школа как социальный институт может рассматриваться как совокупность общих для всех школ ролей учителей и учащихся. Существует два основных подхода к теории социальных ролей. Первым систематически использовать это понятие стал Дж.Г. Мид (Mead, 1934), основоположник символического интеракционизма. Роли представлялись им как результат опытного (tentative) и созидательного процесса взаимодействия. Социальная психология Mида связана прежде всего с анализом того, каким образом дети познают общество и развивают свое собственное социальное бытие (самость, свое «Я») посредством принятия роли (role-taking), когда они в своем воображении принимают роли других людей, таких, как отец, мать, врач, учитель. Мид считал, что взрослые индивиды в своем социальном поведении также используют принятие ролей для выработки собственных ролей. Согласно символическому интеракционизму, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль «учителя» невозможно представить без роли «учащегося», она может быть определена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения учащегося. Процесс взаимодействия означает, что люди, исполняя роли, всегда занимаются проверкой своих представлений о ролях других людей, и реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления. В свою очередь это ведет к тому, что индивиды сохраняют или изменяют свое ролевое поведение. Понятием создания pоли (role-making) обозначается формирование и модификация ожидаемого поведения в ходе взаимодействия. Создание роли — это «опытный процесс, в ходе которого роли идентифицируются и наполняются содержанием по мере взаимодействия в изменяющейся системе координат» (Turner, 1962). Символические интеракционисты пытаются избежать предполагаемого понятием создания роли крайнего релятивизма, состоящего в том, что роли изменчивы и неопределенны, и что каждое отдельное взаимодействие порождает уникальную роль. Они утверждают, что результатом процесса создания роли являются последовательные образцы поведения, которые могут отождествляться с различными типами социальных деятелей (actors). В целом интеракционисты привержены общесоциологическому интересу к регулярности ожидаемого поведения. Второй подход основывался на идеях Р.Линтона (Linton, 1936); впоследствии он стал составной частью функционализма. Его отличает отход от идеи принятия роли как характерной формы взаимодействия, результатом которого является создание роли. Роли в рамках данного подхода рассматриваются в сущности как предписанные и статичные ожидания поведения, как предписания, свойственные определенным позициям. Эти предписания основываются на культуре общества, обычно анализируемой в рамках функционалистских концепций как унифицированная культурная система, и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах ролей. Такой подход, основанный на идее культурных предписаний, признает, что роли часто определяются относительно других ролей, но отрицает, что они создаются или модифицируются в ходе взаимодействия. Однако индивиды могут осознавать свои культурно определяемые роли в ходе взаимодействия с исполняющими другие роли людьми. В своей крайней форме данный подход предполагает жесткую детерминацию поведения, при этом понятие «роль» превращается в сущности в синоним понятий «культура» и «нормы» и таким образом становится излишним. Исследования реальных ролей часто демонстрируют значительную неопределенность ожидаемого поведения, связанного с социальными позициями, то есть именно то, что постулируется символическим интеракционизмом. Тем не менее, эту неопределенность можно объяснить с позиций подхода, основанного на идее культурных предписаний: культурные нормы, определяющие поведение, могут быть неясными и поддаваться различным интерпретациям; индивидуальные роли могут испытывать несовместимые ожидания со стороны других, связанных с ними ролей. Например, известно, что роль рядового контролера (first-line supervisor) на производстве подвергается давлению как со стороны тех, кто находится в роли рабочих, так и со стороны людей, находящихся в роли менеджеров. Эти противоречащие друг другу воздействия воплощают различные представления об ожидаемом поведении контролера, хотя может быть показано, что как те, так и другие представления детерминируются культурой. Культура и нормы редко бывают определенными в отношении конкретного поведения. Они также не представляют собой интегрированной системы взаимно совместимых элементов (принятие которых является всеобщим), о которой говорят функционалисты: культуры современных обществ часто являются фрагментарными и содержат разнообразные и несовместимые элементы, при этом различные группы (например, рабочие и менеджеры) могут быть привержены различным элементам культуры. Разработанные впоследствии концепции ролей отличает ряд теоретических тонкостей. Ролевая дистанция, термин, предложенный И. Гофманом (Goffman, 1959), обозначает дистанцирование индивида от роли, которую он исполняет. Данное понятие способствует проведению важного различия между существованием ожиданий в отношении социальной роли, исполнением роли и приверженностью индивида к своей роли. При ролевой дистанции исполнитель роли субъективно отделяется от нее. Понятие ролевого конфликта используется в различных смыслах: (1) в отношении ситуации, когда индивид обнаруживает, что он одновременно играет две или более роли, предъявляющие к нему несовместимые требования (так часто бывает, например, с работающими замужними женщинами, ощущающими, что они должны соответствовать одновременно ролевым ожиданиям работника, жены и матери, которые могут находиться в конфликте между собой); (2) когда индивид определяет свою роль одним образом, тогда как другие, выполняющие связанные с ним роли, определяют ее иначе (например, когда учителя придерживаются своих собственных кодексов профессионального поведения, вызывающих нарекания со стороны родителей или руководства в сфере образования); (3) когда роли, связанные с какой-либо ролью, предъявляют по отношению к ней несовместимые требования, как в приведенном выше примере с контролерами, сталкивающимися с несовместимыми ожиданиями со стороны рабочих и менеджеров. В настоящее время считается также, что степень свободы индивидов создавать роли зависит от типа занимаемой ими позиции. При этом на одном полюсе расположены бюрократические роли, обнаруживаемые в официальных организациях и армии, где существуют четкие и формализованные правила поведения, а возможности импровизации ограничены, хотя, как показывает организации теория, никогда не устраняются полностью. На другом полюсе находятся роли неопределенные, такие, как роли родителей или друзей; в этом случае сфера импровизации гораздо шире. См. также: Норма; Половые роли; Статус. Лит.: Jackson (1972); Turner, J.H. (1991)

Источник: Социологический словарь