Племя

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Племя
форма этнической общности и социальной организации нескольких родов.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ПЛЕМЯ
Форма этнической общности, характерная для первобытной стадии развития человечества.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Племя
этническая общность низшего порядка, объединяемая родственными отношениями, единым хозяйством и, обычно, одним языком.

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

Племя
тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя, для которой характерно наличие кровнородственных отношений, единство языка и культурных обычаев.

Источник: Краткий словарь по социологии

Племя
Форма этнической общности, характерная для первобытной стадии развития человечества.
См. также: Этнос. Подсистема языка, см. Языковая подсистема

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

Племя
исторический тип этноса, внутренняя структура которого создается по принципу кровного родства; небольшой численности, определяющейся слабым развитием производительных сил; не имеет общего языка и постоянной территории.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

ПЛЕМЯ
англ. tribe; нем. Stamm. Тип этносоциальной общности, характеризующийся коллективной собственностью, общим языком, специфической соц. организацией (общеплеменное собрание, вождь, совет и т. д.), общеплеменными обычаями, культами.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Племя
такая природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя, объединена кровнородственными связями, представляет совокупность двух или нескольких родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ПЛЕМЯ

ПЛЕМЯ, тип этноса и социальной организации доклассового общества. Отличается прежде всего внутр. структурой - обычно четким делением на экзогамные роды и фратрии, и в целом - эндогамией. Др. признаки П.: наличие племенной терр., определ. экономич. общность соплеменников, самосознание и самоназвание. П. обычно имело свой диалект к.-л. языка. Близкородств. племена нередко объединялись в группы или союзы. В 80-х гг. 20 в. П. сохранились гл. обр. в отсталых р-нах развивающихся стран Азии, Африки и Америки и в пережиточных формах как реликты коренного нас. в развитых странах (напр., индейцы в США). По мере развития и консолидации группы П. могут дать начало народностям.

В. И. Козлов.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Племя
tribe), термин, обозначающий пастушеское об-во или об-во примитивного земледелия, члены крого связаны общим происх., а также имеют общие культурные (культура) или лингвистические (язык) х-ки. Иногда выступает как синоним простого или примитивного об-ва. В англ. яз. этот термин впервые был использован применительно к евреям Ветхого завета. В 19 в. понятие П. стало все чаще употребляться антропологами (антропология) с целью классифицировать один из типов безгос. об-ва, устроенного более сложно, чем об-ва охотников и собирателей, но не имеющего полит, централизации и основанного на кровном родстве (напр., в Африке). Такое понимание проистекает из концепции социальной эволюции и ныне мн. антропологами отвергается. Взамен предлагается понятие этническая группа как более емкое по содержанию. Споры относительно значения термина П. продолжаются.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ПЛЕМЯ
тип этносоциальной общности, основное компактное этническое образование, свойственное первобытнообщинному строю. Наиболее характерным для этого типа этноса было то, что его внутренняя — родовая — структура основывалась на принципе кровного родства, при котором родовая экзогамия сочеталась с племенной эндогамией. Племена, как правило, имели сравнительно небольшую численность, что определялось прежде всего слабым развитием производительных сил. Племенное самосознание основывалось главным образом на представлении о непосредственной общности происхождения всех соплеменников от какого-то, чаще всего мифического, предка; оно слабо связывалось с общностью языка, на диалектах которого обычно говорили несколько родственных племен, и с территорией, изменяющейся при миграции племени.
На ранней стадии своего развития П. представляют собой совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения. В развитом первобытнообщинном обществе П. свойственны также органы власти, не носившей политического характера, единство религиозных представлений, обрядов и наличие собственного имени. Вытеснение родовых отношений товарно-денежными привело к распаду племен и к объединению их в народности. В настоящее время племена в их классическом виде встречаются весьма редко. Кроме того, термином «П» некоторые зарубежные исследователи обозначают этнические образования иного вида. Такие «племена» насчитывают десятки или сотни тысяч, а иногда даже миллионы человек. На самом деле такие общности правильнее именовать народностями. Только самые отсталые и малочисленные этнические общности обладают сейчас особенностями, присущими настоящим племенам, чаще же этносы сохраняют лишь некоторые пережиточные черты родоплеменной структуры. Обычно современные племена уже включены в той или иной форме и степени в систему феодальных или даже капиталистических отношений и, подобно народностям или нациям, распадаются на социальные группы. Черты родоплеменной организации сохраняются прежде всего у кочевых и полукочевых народов. См.: Народность. Община, Род. Этнос.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Племя
тип этнической общности и социально-потестарной организации, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социального развития.
В отечественной науке было принято выделять два вида П.
1) Стадиально более раннее П., присущее бродячим и полуосёдлым охотникам и собирателям. Для него характерна наибольшая устойчивость и чёткое единство входивших в него членов по происхождению, культуре (в первую очередь религиозно-обрядовой), языку и историческим судьбам. Внутренняя структура П. основывалась на принципе кровного родства, при котором экзогамия родов (см. род) или групп сочеталась с эндогамией П. Племенное самосознание базировалось главным образом на представлении о непосредственной общности происхождения всех соплеменников от какого-то, чаще всего мифического предка; оно слабо связывалось с общностью языка, на диалектах которого обычно говорили несколько родственных племён, и с территорией, изменявшейся при миграциях. П. обладало единым самоназванием (этнонимом) и некоторой экономической общностью. Считалось, что такое П., не имевшее единых органов власти, выступало главным образом как этническая общность первобытности (В.А.Шнирельман), как племяэтникос (Ю.В.Бромлей).
2) Позднепервобытное П., присущее поздним охотникам и ранним земледельцам, характеризовалось уже помимо перечисленных признаков наличием потестарной организации (племенной совет, племенные вожди), а также более тесными социально-экономическими связями между родами. Такое П. рассматривали как племя-этносоциальный организм (ЭСО) (Ю.В.Бромлей).
Накопленные этнографические материалы по т.н. аналогам первобытности заставляют полагать, что в чистом виде эти две теоретически выделяемые формы П. встречались довольно редко. Так, не было П. ни у большинства бушменов Южной Африки, ни у пигмеев – африканских охотников и собирателей бассейна Конго. У аборигенов же Австралии общности, именуемые племенами, были весьма аморфными образованиями без выраженного культурного и языкового единства, а в некоторых частях страны вообще отсутствовали. Племя позднего типа, образец которого связывали с социальной системой ирокезов, как она была описана Л.Г.Морганом, также далеко не универсально для примитивных земледельцев или специализированных охотников и собирателей. Высказывается предположение о вторичном характере таких племен, имеющих потестарную организацию, о формировании их под воздействием более развитых, главным образом классовых обществ (в частности при колонизации), как вынужденной формы организации для отпора внешнему давлению.
Тем не менее, несомненный факт «вторичного» или просто более позднего образования племён у многих народов (в ряде случаев П. приходило на смену вождеству или даже государственному образованию) и длительного сохранения их в классовых, главным образом кочевых обществах (туареги, белуджи, пуштуны, арабы-бедуины) не считается в отечественной литературе достаточным основанием для пересмотра общего представления о П. как о первобытной этнопотестарной структуре.
Следует отметить, что в англоязычной литературе термин «П.» употребляется также для обозначения многих крупных этнических общностей, прежде всего африканских (например, хауса, йоруба, игбо и др.), которые далеки от племенного уровня развития (в его классическом понимании). Именно с таким употреблением термина «П.» связано появление понятия «трибализм» («трайбализм»).

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия и термины. Изд-во Дальневост. ун-та 2005

ПЛЕМЯ
(англ. - tribe, нем. - stamm) - один из типов этнической и социопотестарной общности, неодинаково понимаемой разными, в том числе и отечественными исследователями.
До 1960-х годов в этнографии СССР П. рассматривалось как присущий всей классической первобытности тип этнической общности или этноса (см.), приходящий на смену первобытному человеческому стаду и с переходом к классовому обществу уступающй место следующему типу - народности (см.). При этом, вслед за Л.Г.Морганом и Ф.Энгельсом, был выделен ряд отличительных черт П.: представление о дальнем реальном или фиктивном родстве соплеменников, наличие племенной территории, языковой (диалектной) и культурной общности, общеплеменной власти, племенного самоназвания и самосознания. Однако уже тогда было обращено внимание (С.А.Токарев, Н.Н.Чебоксаров и др.) на то, что этнические параметры П. (язык, культура, самосознание) формируются ранее, чем его социопотестарная общность (организация власти).
В дальнейшем понятие П. как этнической и социопотестарной общности, свойственной первобытнообщинному строю, подверглось переосмыслению. Была выдвинута точка зрения, согласно которой в охотничье-собирательских коллективах (в частности, у аборигенов Австралии), как правило, еще не было П. даже как этнического единства, а существовали лишь аморфные “ предэтнические общности”, или “протоэтносы”, только самым зачаточным образом фиксировавшие родственную и культурно-языковую близость локальных групп - общин (В.Ф.Генинг, В.В.Чеснов, В.А.Шнирельман). К этому близок взгляд, по которому в таких обществах первичной этнической общностью была община, П. же - только вторичной и формирующейся (В.Р.Кабо). Тогда же было высказано мнение, что и в более поздних первобытных обществах в роли основной этнической единицы выступало не П., а соплеменность (см.), понимаемая как группа родственных племен, живущих по соседству, говорящих на диалектах одного языка и обладающих значительной культурной общностью (Н.Н.Чебоксаров, С.А.Арутюнов, В.Ф.Генинг). Приведенные взгляды в значительной мере подтверждаются фактическими данными о раннепервобытных П., существовавших только в форме этникосов (см.) с их действительно нередко размытыми границами. Понятие П. стало использоваться главным образом применительно к позднепервобытным этносам, уже сложившимся как особые этносоциальные организации (см.), а тем самым и как более дискретные этникосы (Ю.В.Бромлей).
В эпоху класообразования многие П. консолидировались в этносоциальные союзы П. и собственно этнические семьи племен или “метаплемена”, в которых происходило их формирование в государства и народности (см. Метаэтническая общность ). Однако подчас и после этого даже у оседлых земледельцев сохранялось воспоминание о таких образованиях (или самих разросшихся П.), напр., в “варварских королевствах” германцев или первых славянских княжествах. Еще большая устойчивость П. и их союзов сохранилась у большинства кочевных скотоводов Евразии и Северной Африки, долгое время прослеживаясь у них и в классовом обществе. У пуштунов, луров, бахтиаров, белуджей, арабских бедуинов, туарегов Сахары и т.д. из-за специфических природных условий вплоть до капиталистического времени оставались или остаются в силе племенные формы этнической общности. Пережитки таких форм существовали и у некоторых народов СНГ, напр., туркмен.
Тенденция пересмотра понятия П. как основного типа этнической общности первобытности еще раньше, чем в отечественной этнографии, выявилась в ряде работ западных ученых. Некоторые из них, напр., М.Фрид, пошли особенно далеко, подвергнув сомнению собственно этнические функции П. и истолковав как вторичные, порожденные контактами с классовыми обществами, этносоциальные функции П. Однако всеобщего признания в западной литературе такие взгляды не получили.
Термин П. имеет и более широкое, бытовое значение - потомство, род, народ. В последнем смысле его английский эквивалент широко употребляется в англоязычной литературе для обозначения таких уже давно миновавших племенной уровень развития народов, как многомиллионные хауса и йоруба в Западной Африке или таких “зарегистрированных” П., учитываемых переписями Индии, как многомиллионные сантачи, гонды и др.
ЛИТ.: Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.
Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей// ВФ, 1964, N II.
Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых//Сов.этнография, 1967, N 4.
Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Свердловск, 1970.
Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества// Расы и народы, 1972, N 2.
Шнирельман В.А. Протоэтнос охотников и собирателей// Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982.
Першиц А.И. Этнос в раннеклассовых оседло-кочевнических общностях// Там же.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988.
Fried M. The Notion of Tribe. Menlo Park. 1975.
Л.Е.Куббель,
А.И.Першиц

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Здравствуй, племя младое. . .

Потапенко М. Л.

Похожие термины:

  • ПЛЕМЯ и ПЛЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

    tride and tribbal society) - 1. (Обычный смысл) пастушеское общество или общество примитивного земледелия, члены которого имеют общие культурные или лингвистические характеристики, а также связаны взаимными с