НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
FOLK CULTURE) Термин, обозначающий культуру доиндустриальных обществ. Народная культура часто противопоставляется, с одной стороны, культуре индустриальных обществ, а с другой — культуре простых или племенных обществ. См. также: Индустриальное общество; Массовое общество.
Источник: Социологический словарь
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
понятие, не имеющее четкого определения, смысл которого зависит от меняющегося значения понятия «народ». Часто отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре. Иногда трактовалось как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных (верхов, аристократов)
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Народная культура
традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
Культура народная
Культура народна. Folk culture. 1. Культура, субъектом и носителем которой являются народные массы. К. н. подразделяется на две разновидности, непрофессиональная, авторство которой практически нельзя установить, и непрофессиональная, но авторы произведений которой известны. К. н. во всем ее разноообразии отличается тем, что мотивы, жанры, интонации, оттенки и прочие ее черты выражают социальные различия между людьми, особенности исполняемых ими ролей, время и территориальные особенности, дистанцию между различными социальными слоями и прочее. Но именно все это разнообразие находит свое законченное выражение в классическом искусстве. Кроме того, в различных географических или административных границах возможно сосуществование культур различных народов (не путать с культурным ареалом). 2. Традиционная культура (которую иногда называют фольклорной, но которая превращается в действительно фольклорную только в индустриальном обществе вследствие процессов урбанизации). 3. Культура масс, или составная структурная единица национальной культуры, которая, кроме того, включает в себя массовую культуру (культивируемую средствами массовой коммуникации и шоу-бизнесом), высокую культуру, элитарную культуру и субкультуры. 4. В западной социологии – культура доиндустриального, традиционного общества или простых племенных обществ, характеризуемая высоким уровнем ориентации его членов на религию, слабым разделением труда, отсутствием или весьма слабым индивидуализмом, высокой солидарностью и т. д. Характеризуя К. н. как культуру масс, следует отличать ее от так называемой массовой культуры. Первая предполагает возможность и необходимость самосознания у всех субъектов, составляющих данный народ (классов, партий и т. д.), в то время как массовая культура такого не только не предполагает, но даже исключает. Формирование самосознания означает разрыв с массовой культурой, с культурной усредненностью, потому что в его основе заложено осознание своей социальной значимости, которое определяет и моральное достоинство. См. также Культура аристократическая, Культура высокая, Культура элитарная, Культура массовая, Пролетарская культура, Сельская культура, Урбанизация.
КУЛЬТУРА НАРОДНАЯ
Форма культуры, создаваемая непрофессионалами. Состоит из двух видов – популярной и фольклорной. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.
В К. н. можно выделить два уровня – высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. Можно выразиться иначе: фольклор описывает первый пласт К. н. – его историческое прошлое, а второй пласт – историческое настоящее К. н., запечатленное в видоизмененном виде, – отражен в популярной (обыденной) культуре и тесно связанной с ней массовой культуре, разновидностью которых выступает молодежная субкультура.
К. н. создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высоко художественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям К. н. Она возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Аудитория К. н. – всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе. Функционирование К. н. неотделимо от труда и быта людей. Произведения К. н. существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. По исполнению элементы К. н. могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия) Некоторые продукты творчества относят к К. н. в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную: народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.
В К. н. можно выделить два уровня – высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. Можно выразиться иначе: фольклор описывает первый пласт К. н. – его историческое прошлое, а второй пласт – историческое настоящее К. н., запечатленное в видоизмененном виде, – отражен в популярной (обыденной) культуре и тесно связанной с ней массовой культуре, разновидностью которых выступает молодежная субкультура.
К. н. создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высоко художественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям К. н. Она возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Аудитория К. н. – всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе. Функционирование К. н. неотделимо от труда и быта людей. Произведения К. н. существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. По исполнению элементы К. н. могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия) Некоторые продукты творчества относят к К. н. в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную: народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.