КРЕДЕНЦИАЛИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Креденциализм
оценка индивида на основе достигнутого им уровня образования.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

КРЕДЕНЦИАЛИЗМ
CREDENTIALISM) Этим термином обозначается существующая в современном обществе тенденция определять позиции индивидов (особенно профессиональные) на основании образовательных квалификаций или дипломов (credentials). При этом стремление к получению таких дипломов или свидетельств об образовании превращается в самоцель (иногда такого рода изменения называют «дипломной болезнью»). В результате искажается процесс образования, а затребованные и приобретаемые квалификации могут иметь весьма мало общего с навыками, действительно необходимыми для выполнения той или иной работы. Например, многие квалификации, предлагаемые разросшейся системой высшего образования, могут быть всего лишь способом ограничения доступа к определенным профессиям, а не показателем профессиональной подготовленности. Лит.: Dore (1976)

Источник: Социологический словарь

КРЕДЕНЦИАЛИЗМ
credentialism) — распределение людей по социальным позициям, особенно по местам занятости, на основе свидетельств о квалификации. Хотя квалификация чаще всего является результатом образования, она не обязательно ведет к получению образования, вызванного социально насущной потребностью. В современных экономиках имеется высокий спрос на отдельные виды труда, приводящие к значительной конкуренции претендентов. При этом требуются документы об образовании (удостоверения, дипломы, степени), регулирующие поток трудовых ресурсов. Погоня за ними становится самоцелью, ведущей, по определению Рэра (1976), к "дипломной болезни"- см. также Берг "Великий учебный грабеж" (1970). Форма и содержание образования приобретают второстепенное значение, а первостепенное отдается уровню достижимой квалификации. Данный процесс критикуется за неспособность удовлетворить реальные потребности индустриальных обществ, поскольку служит главным образом в качестве метода подбора на рабочие места, а не обеспечивает подготовку к ним (см. Конкурс). Кроме того, разбиваются надежды многих из тех, кто поручает высшее образование в надежде продвинуться по работе, так как число соответствующих рабочих мест не увеличивается* в той же пропорции, в какой растет число "квалифицированных". Идентичный процесс, хотя потенциально более опасный по своим последствиям (согласно Дору), имеет место в странах "третьего мира", где креденциализм и попытка подражать западным системам среднего и высшего образования ведет к расширению систем образования до степени, не отвечающей потребностям их экономики. Однако можно привести возражение, что тезис "креденциализма" недооценивает значение дополнительных знаний и в сфере занятости, и в подготовке специалиста, и в передаче мастерства в целом (см. также Человеческий капитал; Посткапиталистическое общество). Кроме того, путем образования человек может преследовать собственную выгоду, а не просто цель получения работы (см. Социальная потребность в образовании). См. также Рынок труда дипломированных специалистов: Высшее образование.

Источник: Большой толковый социологический словарь