СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
забота о том, чтобы богатые не отбивали у бедных хлеб, а бедные у богатых - аппетит.

Источник: Альтернативный социологический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
деятельность государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

Политика социальная
деятельность государства и его институтов в социальной сфере общества, направленная на оптимальное удовлетворение интересов и потребностей граждан [9.– С.586].

Источник: Социология. Словарь.

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ
англ. policy, social; нем. Sozialpolitik. Деятельность общества и государства, направленная на развитие соц. сферы общества, повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни и т. д.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
практика взаимоотношения основных элементов социальной структуры общества (классов, социальных групп, общностей) по поводу сохранения или изменения социального положения населения в целом, или составляющих его классов, слоев, общностей.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере; целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека и его положения в обществе; предоставление социальных гарантий с учетом особенностей различных социально-демографических групп населения.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Социальная политика
система целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, нациями, а также отдельными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны.

Источник: Глоссарий по социологии труда

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ
особая форма социальной деятельности государственных органов, направленная на решение социальных проблем в обществе: повышение жизни уровня и жизни качества населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. П. с. реализуется на государственном, региональном и местном уровнях управления. Основными инструментами реализации П. с. выступают государственные программы социально-экономического развития регионов и государства в целом (например, Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь и др.).

Источник: Экономико-социологический словарь.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
деятельность государственных и общественных организаций, направленная на создание экономических, политических и других условий для социально допустимой и приемлемой “нормальной” жизнедеятельности различных общественных групп, включая молодое поколение. С.п. связана с установлением, воспроизводством и изменением систем социальных неравенств в обществе. Именно общественная обеспокоенность глубокими социальными неравенствами и вызвала появление этого вида политики государства. С.п. – система принципов, целей, задач, средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое и культурное положение различных слоев и групп, при котором они могут реализовывать собственные интересы в различных видах деятельности, способствовать собственному развитию и развитию общества.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Социальная политика
social policy), термин, к-рый часто используется в отношении политики, направленной на обеспечение гос-вом индивидуального благосостояния граждан (государство всеобщего благоденствия). При помощи С.п. пр-во стремится улучшить социальное устр-во об-ва и влияет на поведение граждан. С.п. находит свое воплощение в деят-ти социальных служб (образование, общественное здравоохранение), осуществляется через выплаты пособий службами социальной защиты и налогообложение. Она тесно связана с законодательством, особенно в области программ по школьному образованию. С.п. зависит от идеологии и определяется эконом, политикой. Одни гос-ва, особенно в Сев. Европе, берут на себя социальную ответственность в рамках рыночной экономики, в др. особое значение придается ответственности каждого гражданина, а С.п. подчиняется эконом, приоритетам.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Социальная политика
Составная часть внутренней политики государства, воплощенная в социальных программах и практике соответствующих государственных учреждений и регулирующая отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения. С.п. представляет собой совокупность правил, определенных принципов и подходов К решению социальных проблем для каждого конкретного этапа развития общества. С.п. как совокупность мер по реализации жизненно важных потребностей населения призвана обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых государство черпает поддержку, создает предпосылки для развития и стабильности общественной системы. С.п. осуществляется с помощью определенных механизмов государственного и общественного управления и регулирования путем разработки и осуществления законодательных актов в области социальных отношений, принятия социальных программ, конкретных решений по отдельным вопросам социального положения и развития

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ
(от греч. politika - государственные или общественные дела) - одно из главных направлений внутренней политики государства, обеспечивающее управление социальным развитием общества, удовлетворение материальных и культурных потребностей его членов, регулирование процессов социальной дифференциации. Цель П.с. - достижение определенного уровня стабильности общественной жизни через перераспределение материальных средств в направлении, снижающем социальную напряженность; через предоставление государственных гарантий и субсидий как средства предотвращения последствий голода, болезней, стихийных бедствий, демографических и военных катаклизмов и т. д.; через систему регулирования уровня и образа жизни (налогообложение, поощрение благотворительности, применение репрессивных средств в борьбе с наркобизнесом, экономической преступностью и т. п.). П.с. разрешает противоречия между текущими и перспективными интересами общества, регулирует отношения между социальными классами, группами и слоями, определяет социальные приоритеты, требующие неотложного первоочередного решения. П.с. реализуется посредством государственных социальных мероприятий и социальных программ.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Социальная политика
политика правительства в сфере социального обеспечения, а также изучение ее развития, применения и влияния. Сфера правительственной политики, традиционно считающаяся социальной, включает образование, здравоохранение, жилье, социальное страхование, в том числе пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги. Это широкий спектр политических вопросов, однако все они связаны с представлениями о процветающем государстве. В странах Западной Европы существует три основных направления критики: движение New Right, связанное с теорией общественного выбора, социалистические теории, в частности марксистская, и феминизм.
На практике наиболее значимым оказалось движение New Right в силу своего влияния на консервативные правительства начиная с 1979 г. вВеликобритании и за рубежом. Главным недостатком этой группы служило то, что наибольшие выгоды в процветающем государстве получали не нуждающиеся, или клиенты служб социального обеспечения, а сами работники, включая клиницистов, социальных работников и управленческий аппарат. Сторонники движения New Right полагают, что рост бюджета и услуг в сфере социальной политики объясняется не столько стремлением удовлетворить потребности клиентов, сколько желанием бюрократов повысить свой статус.
Социалисты смотрят на вещи под иным углом зрения: по их мнению, процветающее государство заботится о рабочей силе, чтобы способствовать накоплению капитала и улучшить положение рабочего класса, чтобы ослабить его потенциал как революционной социальной силы. Хотя социальное обеспечение позволяет решать проблемы, порожденные неравенством и неравномерным развитием рынка, в условиях капитализма связанные с этим потребности настолько велики, что экономика просто не в силах их удовлетворить, в том числе из-за больших финансовых затрат.
Сторонники феминизма стремятся показать, что принципы процветающего государства строятся на патриархальных взглядах на роль женщин и на местоположение традиционной семьи в центре общества, что усиливает социальное неравенство. Особенно это сказывается на женщинах в отношении структуры пособий, пенсий и других аспектов социального обеспечения, которые усиливают тендерное разделение труда. Часто приводят и другие примеры, например касающиеся последствий перехода на общественную помощь с переносом акцента на семью и других добровольных помощников. Подобное изменение политики предполагает, что женщины примут на себя большую часть обязанностей по уходу за нуждающимися.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
social policy) — сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, какими центральная и местная правительственная политика затрагивают жизнь индивидуумов и общин. Социальную политику, как известно, трудно определить, и словоупотребление меняется от автора к автору. Термин часто, хотя и ошибочно, используется в контексте социальной администрации по отношению к институционализированным услугам, обеспечиваемым государством всеобщего благоденствия в плане жилья, здравоохранения, образования, социального обеспечения, персональных социальных услуг и в некоторых случаях юриспруденции. Этот подход, вероятно, происходит от курсов социальной политики, внедрявшихся для обучения работников патронажа. Авторы употребляют его для выяснения того, каким образом государство приняло на себя некоторую социальную ответственность, вмешиваясь в рыночную экономику с целью повышения индивидуального благосостояния. В результате стало исследоваться распределение благ и услуг и ошибочно проводиться резкое различие между социальным и экономическим направлениями политики. Такое использование термина вызвало много критических замечаний, поскольку: (а) ему недостает теоретического анализа, который предотвратил бы социологическую дискуссию о том, почему проводится такая политика и непредвиденные результаты ее внедрения; (б) он ведет к слиянию социальной политики с государством всеобщего благоденствия, несмотря на то что она осуществляется и в других рамках. Как утверждал Титмусс, апартеид в Южной Африке тоже социальная политика. Вне рамок государства всеобщего благоденствия находятся и аспекты социального обеспечения. Титмусс продемонстрировал, например, что существуют профессиональные социальные блага, которые некоторые индивидуумы получают по месту занятости — программы пенсионного обеспечения, помощь в предоставлении жилья и оплате здравоохранения и т.д.; (в) он часто ограничивает интерес к "истории законодательств" в отдельной стране и устраняет возможность сравнительного анализа. В 1970-е гг. получил развитие более критический подход к социальной политике, пополненный достижениями в социологической теории. В частности, марксистские и феминистские социологи рафаботали новые оценки отношений между социальной политикой и социальной структурой. Некоторые авторы отмечали полное отсутствие интереса к социальной политике у ранних социологов. Однако другие доказывали, что он неявно проявляется в работах Дюркгейма, Маркса и Вебера. Вследствие важности новых и критических идей рамки изучения были расширены, включив сравнение социальных политик в различных обществах. Возобновился интерес и к таким философским проблемам, как характер справедливости, гражданства, потребностей и т.д., в рамках данного подхода. См. также Социальная реформа; Социальные проблемы.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ
одна из главных сфер политической деятельности гос., политич. партий, обществ. организаций, являются субъектами политики, цель к-рой развитие образующих то или иное об-во классов, соц. групп, соц. слоев (стратов), нац. или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также на развитие (социализацию) человека. П.с. направлена на защиту всех элементов структуры об-ва, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в об-ве на определенных этапах его развития. П.с. предполагает в качестве объектов своего особого внимания соц. обеспечение (пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и т. п.), системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры. Формирование П.с. происходит на основе информации, получаемой в рез-те сбора статистич. данных и проведения социологич. исследований. Осмысление этой информации позволяет наметить соц. задачи, подлежащие решению, соц. рубежи и цели, к-рые необходимо достичь. Реализация социально значимых целей и решение соц. задач должна иметь формы соц. проектов и соц. программ. Эти проекты и программы составляют значительную часть П.с. Научн. и практич. обоснованность задач, целей, проектов и программ, лежащих в сфере соц. жизни об-ва, подлепленная соответствующим экономическим и культурным потенциалом об-ва, является обоснованной предпосылкой для сильной П.с. Становление постиндустриального об-ва создает предпосылки для дальнейшего упрочения взаимосвязи между экономич. и соц. развитием, согласно ряду современных концепций, предполагается развитие таких соц. явлений, как превосходство сферы услуг над сферой производства: смена классового деления об-ва профессиональным, корпоративным; выдвижение на первый план в политической жизни об-ва профессиональных политиков и политич. центров; широкое внедрение в экономику интеллектуально обоснованных технологий; дальнейший рост в жизни об-ва информатизации, науки и техники, ход к постиндустриальному об-ву невозможен вне широчайших соц. преобразований, на что должна быть направлена П.с. Из задач становления постиндустриального об-ва вытекают в качестве первоочередных практические задачи, связанные со значительным увеличением образовательного потенциала об-ва. Важнешей соц. задачей становится совершенствование системы обшеств. и профессионального образования. Возрастание роли П.с. во всех сферах жизни об-ва вызывает потребность в кадрах, профессионально подготовленных для ведения различн. видов соц. работы. Нуждается в усилении и раскрытие основ П.с. в системе школьного образования. Научное обоснование возникающих соц. программ с учетом экономич., экологич. и демографич. факторов обществ. развития требует усиления развития всего комплекса научн. дисциплин, связанных со статистикой в соц. сфере и с комплексом обществ. наук, где особую роль приобретают политология, социология и их интегративные дисциплины (политич. социология и др.). Лита:. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М., 1982; Активная социальная политика: поиски, находки, решения. М., 1986; Семья как объект социальной политики. М., 1986; Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990; Социальная политика в России. Сб. документов. М., 1992; Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М., 1992; Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., 1993; Bell D. The Social Framework in the Information Society. The Computer Age. L., 1981; Lexicon der Sozialpolitik. Berlin, 1987. B.C. Овчинников.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Социальная политика
деятельность государства, др. политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. С.п. – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В С.п. находит практическое воплощение функционирование социального государства.
В современных условиях Правительство РФ концентрирует основные усилия в области С.п. на следующих основных направлениях: -обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных рас­ходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в де­нежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам); -значительное сокращение социальной и экономической бедности, в первую очередь, минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан.
В связи с этим основными задачами правительства в области демогра­фической политики являются: -разработка на долгосрочную перспективу конкретных мер по реализа­ции демографической политики с учетом перспектив социально-экономи­ческого развития РФ и региональных особенностей де­могра­фических процессов; -разработка механизмов материальной поддержки семьи при рождении детей, в т.ч. увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередного рождения, пособия на пе­риод отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет; -улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний; -разработка мер, предусматривающих аттестацию рабочих мест с целью выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье ра­ботников, а также порядка экономического стимулирования работодате­лей в улучшении условий и охраны труда; -разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьян­ства и наркомании; -совершенствование системы мер медико-социальной реабилитации ка­тегорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения сво­боды, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).
Необходимые для этого материальные ресурсы социальное государство формирует путем перераспределения доходов от сбора налогов. С.п. в условиях рыночной экономики призвана удовлетворять жизненные потребности людей, которые не могут в силу объективных обстоятельств обеспечить себя самостоятельно, и исходит из того, что основная масса здоровых и трудоспособных людей сама удовлетворяет свои жизненные потребности (приобретает питание, одежду, жилье, организует досуг) приемлемым обществом способом. К задачам С.п. относятся помощь в трудоустройстве работоспособного населения, установление минимального размера оплаты труда. Основная часть экономических процессов функционирует вне пределов воздействия С.п. либо последняя лишь косвенно влияет на них. Так, насыщение рынка потребительскими товарами весьма существенно для удовлетворения жизненных потребностей людей и воспроизводства социальной жизни, но происходит по своим экономическим и др. законам, а С.п. влияет на это созданием благоприятных условий для его развития. Применительно к совершенствованию условий жизни С.п. предполагает: -улучшение условий трудовой деятельности людей, повышение уровня ее безопасности, регулирование трудовых отношений на предприятиях и в организациях любых форм собственности; -планировку, застройку и благоустройство населенных пунктов, создание и поддержание в должном состоянии дорожной сети; -организацию транспортного обслуживания населения и обеспечения его услугами связи и информации; -охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности жизни населения; -содействие налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения; -создание благоприятных условий для развития частнопредпринимательской инициативы; -организацию охраны общественного порядка.
С.п. призвана также совершенствовать образ жизни людей, развивать их позитивные качества: трудолюбие, общественную активность, ответственность и нравственность. Социальному государству должна быть присуща ориентация на духовное, культурное и нравственное развитие граждан, что формирует личность, исповедующую идеалы добра, веры, гуманизма, справедливости, патриотизма и милосердия. Кроме того, С.п. призвана также поддерживать в приемлемых рамках имущественную дифференциацию населения, исключать ее неоправданные разрывы, формировать и укреплять солидарность между разными слоями общества, развивать социальное партнерство и т.д. С.п. практически обеспечивает функционирование социального государства.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
деятельность государства, направленная на решение проблем, которые существуют в обществе, и установление равных возможностей между разными социальными группами. Другими словами социальная политика – это взаимоотношения социальных групп с целью сохранения и позитивного изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных и социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.). Субъекты социальной политики – это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере. Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику. Государственная социальная политика – действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретноисторическими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты. Социальная политика также включает в себя систему определенных мер, которые направлены на реализацию социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Успех социальной политики, прежде всего, зависит от создания благоприятных экономических условий, которые рассматриваются как комплекс условий обеспечения средств существования и развития, необходимых и достаточных для воспроизведения и общественно нормальной эволюции социального положения социальных групп и общностей. Создания благоприятных экономических условий представляет активную роль социальной политики. Активная роль социальной политики рассчитывается по формуле Фишера (M*V=Q*P. M= объем денежной массы в стране; V= скорость оборота денежной массы; Q= объем товаров и услуг (ВВП); P= средняя цена товаров и услуг). Это означает того, что в обществе денег должно быть столько, сколько создано (в денежном выражении) товаров и услуг. Основной целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, как качественного образования, медицинского и социального обслуживания. В условиях Республики Таджикистан на современном этапе ее развития предстоит принять конкретные действия по решению серьезных социальных проблем, главными из которых являются высокий уровень бедности и значительная дифференциация денежных доходов населения, а также недофинансирование организаций социально-культурной и образовательной сферы. В целях успешной реализации социальной политики определяются ее приоритеты, на основе которых разрабатываются социальные программы. Приоритеты социальной политики (ПСП) – это основополагающие направления целенаправленных действий, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространстве – временном измерении, а именно: приоритеты сферы занятости - структурная перестройка экономики с учетом кадровой политики, повышение экономической динамики (активности), обеспечение эффективного и продуктивного труда, создание новых рабочих мест и условия труда, защита трудовых прав и интересов, трудовое социальное партнерства; приоритеты сферы политики доходов – создание эффективной системы оплаты труда, которая обеспечивает в полной мере воспроизводство рабочей силы адекватно ее затратам в процессе установление заработной платы на уровне прожиточного минимума, нормализация налоговой политики и налоговой системы; приоритеты в сфере социальной защиты населения – создание многопрофильной системы защиты населения от социальных рисков, выявление их круга, определения форм и видов социальной защиты, определение соотношения сфер и основ взаимодействия социального страхования, социального обеспечения, социального вспомоществования; осуществление социальной защиты детей, детства, отрочества, социальной защиты трудоспособного населения, социальной защиты нетрудоспособных граждан, социальной защиты семьи; приоритеты сферы охраны здоровья населения – сохранение и улучшение здоровья нации и ее генотипа, персонификация страхового и нестрахового финансирования служб здравоохранения, формирование активной мотивации населения к здоровому образу жизни, разработка стандартов системы медобслуживания; приоритеты сферы охраны окружающие среды – создание условий, разработка стандартов рационального природопользования с минимизацией ущерба среде жизнеобитания, экологическая реабилитация; приоритеты социокультурной среды – культивирование в обществе созидательных ценностей, в их числе справедливость, высокая нравственность в труде, в учебе, в быту, в повседневном общении, социальная справедливость, взаимопомощь, повышение роли и качества образования, сохранение национальной самобытности языка и культуры и образование; приоритеты сферы общественности и “общественного включения” (society inclusion) – развитие общественных структур, привлечение общественности и всего общества к принятию решений (public policy) и определению перспектив. Само общество должно принять решения, определить свои проблемы разработать пути решения, предоставить ответственным структурам и от них требовать исполнения или общество должно активно участвовать в принятии решений по глобальным и даже частным вопросам, регулирующим общественные отношения. В социальной политике выделяется направление - государственная молодежная политика - деятельность государства по созданию социальноэкономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества. Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой: специальное законодательство о государственной молодежной политике; государственное регулирование молодежной политики; плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.
Термин “социальная политика” имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества различными типами общества разрабатывались те или иные варианты социальной политики и реализовались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформированные моралью, религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была скорее следствием, чем целью деятельности правителей и правительств.
Вопросы, связанные с пониманием сущности политики, взаимоотношения государства и общества, с давних времен являются предметом внимания мыслителей. С глубокой древности ученые различных школ признавали, что задача государства — забота о своих жителях. Платон утверждал, что “всякая власть, поскольку она власть, имеет в виду благо тех, кто ей подвластен”, а “подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному” (Платон). Аристотель указывал, что “государство создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо”, “государство — … союз в целях оказания помощи”, а “наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо” (Аристотель). К Аристотелю и его представлению о “государстве, состоящем из средних людей” (имеющих “средний достаток”) (Аристотель), восходит сегодняшняя высокая оценка важности “среднего класса” как фактора стабилизации общества.
Мыслители Нового времени, среди них Т. Гоббс, И. Кант, Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой социальной и нравственной ценностью. Так, В. фон Гумбольдт в работе “Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства”(Гумбольдт, 1985) анализирует как юридические функции государства (мир и безопасность в обществе, защита прав и свобод индивида), так и социальные (забота о благе и счастье каждого). Концепция максимального участия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан получила наиболее развернутое изложение в работе И. Фихте “Замкнутое торговое государство” (Фихте, 1993).
Большинство исследователей разделяло точку зрения, которая в обобщенном виде была выражена О. Хеффе: “Если человеческое общежитие хочет иметь легитимный характер, то оно должно: во-первых, иметь правовой характер; во-вторых, право должно обрести качество справедливости, и, в-третьих, справедливое право должно быть защищено общественным правопорядком — а значит, принять облик государства — справедливого государства” (Фихте, 1994).
Последовательная деятельность по изучению и истолкованию социальной политики как специфической функции государства и общества относится к тому времени, когда закладываются основы социального государства (В литературе используются термины: “социальное государство”, “государство всеобщего благосостояния”, “государство всеобщего благоденствия”. В нашей работе мы употребляем эти понятия как равнозначные). В конце XIX в. группа немецких ученых объединяется в “кружок социальной политики”, ставящий своей задачей изучение развития политики и экономики с позиций социологии. Неудивительно, что это произошло именно в Германии — стране, где ранее всего была начата осознанная и целенаправленная деятельность, ориентированная на построение именно такого типа государства. Закономерно также, что научный интерес к подобному социальному институту формируется на рубеже XIX и XX вв., отмеченном значительным ростом интереса к социальному знанию. В. Зомбарт отмечал, что наблюдательный теоретик-социолог “стремится внести в путаницу отдельных политических мероприятий смысл, единство и систему, различает группы однородных и разнородных начинаний и приходит к необходимости установить понятие социальной политики” (Зомбарт, 1906).
Среди современных западных исследователей наиболее глубоко проанализировал необходимость реализации социальной политики немецкий ученый Ю. Хабермас (Habermas, 1985). Он считал, что власть в буржуазном государстве должна формулировать социальные программы, выполнение которых подлежит контролю: “Развитая система социальной защиты становится содержанием массовой демократии” (Habermas, 1985). На первый план в деятельности государства выдвигается социальная политика.
Хабермас трактует социальную политику как атрибут современной системы отношений, регулируемых демократическими нормами, указывая на важность процесса коллективных переговоров и социального партнерства, становление системы социального страхования. Однако у этого сектора государственной деятельности имеются свои ограничения. “Социальная политика ликвидирует крайние диспропорции и проявления незащищенности, не затрагивая, однако, неравенства собственности, дохода и власти” (Habermas, 1985). Но это противоречие смягчается при помощи компромиссов, достигаемых в рамках социальной политики.
Немецкий исследователь пишет также о резко возросшей в обществе важности развития социальных услуг, однако подчеркивает, что только при динамическом характере развития частнокапиталистического механизма, защищенного политикой государственного вмешательства, появляется возможность для регулярной выплаты социальных пособий и компенсаций в полном объеме. Высокий уровень социальной защищенности, свойственный политике современных “государств всеобщего благосостояния”, обусловлен высоким уровнем и восходящим характером развития их экономики. Стагнация или спад, которые так долго были присущи российской экономике, блокируют возможности эффективной политики социальной защиты.
В последующие десятилетия понятие социальной политики исследуется в контексте представлений о социальном государстве. Поскольку типы этих государств, равно как и идейные комплексы, лежащие в их основе, отличаются друг от друга, естественно, что понимание социальной политики в значительной степени разнится у представителей различных школ общественной мысли. При этом следует отметить, что все авторы априори сходятся во мнении, что социальная политика у современного государства обязательно наличествует. Более того, хотя термин “социальное государство” чаще всего употребляется по отношению к таким европейским странам, как Швеция, Германия, Дания и т.д., однако можно без преувеличения сказать, что любое современное (модернизированное) государство несет в себе те или иные признаки социального. Даже там, где социально-экономический либерализм имеет глубокие корни, как, например, в США, проводится целенаправленная государственная социальная политика (Чорбинский, 1992). Укореняются представления о необходимости сознательного управления социальными процессами, зарождаются социальные технологии.
Качество социальности присуще любому государству, население которого разделяет современные гуманистические ценности. Для таких стран характерно признание собственной “зоны ответственности” как индивидов, семей, общин, так и государства. “Что может с собственной ответственностью и в действительности выполняться человеком, не должны брать на себя вышестоящие инстанции” — таким образом сформулирован этот принцип в программе одной из партий Австрии (Műller, 1981). Другими особенностями являются признание обязательств государства перед гражданами, признание необходимости стартового равенства, перераспределения доходов через налоги и социальные программы. Механизм же реализации целей социального государства различается в зависимости от господствующей идеологии и воплощается в социальной политике.
Идеологические основания социальной политики государства воплощаются в его целях, выражаются в типе этой социальной политики и берут начало в социокультурных и религиозных традициях данного социума. В настоящее время получает признание идея о множественности путей развития, которые разворачиваются “цивилизационным веером” в континууме между свойственным традиционному, в том числе, российскому, обществу “этатистски-общинным” полюсом и присущим западному социуму “индивидуально-собственническим” полюсом.
Исследователи подчеркивают, что ни в коем случае не стоит отвергать ни изучение опыта организации социальной политики в современных “государствах всеобщего благосостояния”, ни анализ взглядов западных социологов на сущность и содержание социальной политики.
В зарубежной и отечественной науке накопился достаточно большой выбор определений социальной политики. Все эти подходы можно разбить на группы, в каждой из которых объединяются схожие концепции.
Первая, и наиболее обширная, группа исходит из отождествления социального и общественного, в силу чего социальная политика рассматривается как “общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество”. Цель социальной политики — способствовать достижению целей общества (Journal of Social Policy, 1979).
Вторая группа подходов исходит в первую очередь из социально-трудовых отношений и ориентирована на их стабилизацию, регламентирование отношений труда и капитала, исключение возможных экстремистских или радикальных вариантов разрешения противоречий.
Третья группа концепций рассматривает социальную политику как вид общественной деятельности, нацеленной в первую очередь на потенциально опасные слои — нетрудоспособных, маргиналов, деклассированные элементы, чтобы через систему государственной помощи и общественной благотворительности обеспечить низшим слоям минимально приемлемый уровень удовлетворения их потребностей, благосостояния, и оградить тем самым обеспеченные классы от их возможной неконтролируемой ярости. В свое время еще П.А. Сорокин в своей работе “Социология революции” указывал, что “непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения” (Сорокин, 1992). Там же он писал о распространенности девиантного поведения как реакции на неудовлетворенность базовых потребностей.
Четвертая группа концепций рассматривает социальную политику в первую очередь как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему редистрибутивных (перераспределительных) мероприятий. Как правило, действия в рамках такого подхода имеют целью удержать дифференциацию доходов в безопасных рамках (например, децильный коэффициент на уровне 1:10), а средством выступает активная налоговая политика.
Наконец, пятая группа подходов исходит из принципов социальной справедливости и социального партнерства как базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства (Григорьева, 1998).
Как видно, в каждом из этих подходов можно рассмотреть определенное позитивное начало, и действительная социальная политика, реализуемая большинством современных развитых государств, содержит в себе элементы каждой из этих концепций.
Отечественные исследователи сравнительно поздно обратились к социальной политике как к специальному предмету научного рассмотрения. Характерно, что в таком авторитетном издании, как “Философский энциклопедический словарь” (ФЭС, 1983), вместившем в себя множество понятий социальной философии и социологии, не имеется специальной статьи, посвященной этой категории.
Среди отечественных авторов выделим точку зрения П.Д. Павленка, по мнению которого социальная политика государства — это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей. Это определение относится к числу тех, которые трактуют рассматриваемое явление достаточно широко, вбирая в себя, вероятно, также и содержание других видов политики.
С точки зрения политико-правовой трактовки рассматривает это явление В.М. Капицын: “Социальная политика” в широком смысле слова обозначает управляющее воздействие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствуют вовлечению в политические процессы различных субъектов. Цель такого воздействия — способствовать формированию общности интересов широких слоев населения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства” (Капицын, 1998). Важным является то, что автор подчеркивает управленческое содержание социальной политики государства. Вероятно, признание структурной сложности явления, рассмотрение его в широком и узком смыслах также следует признать содержательным.
В одном из первых систематизированных учебных пособий по теории и методике социальной работы содержится трактовка социальной политики как “причинно-обусловленной, ситуативной, динамичной по форме и ориентации деятельности по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе” (Теория и методика социальной работы, 1995). Как видно, связь между социальной политикой и социальной безопасностью была достаточно рано осознана отечественной наукой. Она подчеркивается также в работе В.В. Колкова.
В дальнейшем И.Г. Зайнышев конкретизировал изложенную в учебном пособии точку зрения и сформулировал следующее определение: “Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения” (Зайнышев, 1994).
Уточняя свое “широкое” понимание, В.М. Капицын предлагает новый подход: социальная политика — это “совокупность разноуровневых властных управленческих воздействий, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подверженных рискам (физическим, природным, профессиональным), в целях консолидации общества и стабильности политической власти на основе государственного правового регулирования” (Капицын, 1998).
Трактовка стабильности политической власти как цели социальной политики представляется не вполне обоснованной. Разумеется, всякая политика связана с властью, а всякая власть в рациональной области ориентирована на самосохранение, поддержание стабильности отношений власти и подчинения. Однако, как представляется, именно для социальной политики подобные интересы не должны быть приоритетными. Вообще именно в этой сфере проблемы целеполагания относятся к числу наиболее сложных.
К числу наиболее комплексных относится определение И.А. Григорьевой, которое гласит: “Социальная политика — это деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющих согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества” (Григорьева, 1998).
Это определение, на наш взгляд, построено на предельно широкой трактовке социальной политики, включающей в себя практически всю жизнедеятельность общества и не оставляющей ничего за своими рамками. В таком подходе все другие разновидности политики выглядят как составные части социальной.
Вероятно, такая точка зрения основана на достаточно рациональном представлении о том, что целью деятельности общества является само общество. Люди производят и потребляют, реализуют внешнюю и внутреннюю политику, совершают научные и художественные открытия, причем целью всех этих видов деятельности является удовлетворение потребностей индивидов, поддержание и развитие жизнедеятельности общества. Власть, экономика, развитие техники или внешние отношения являются теми средствами, которые призваны обеспечить функционирование общества. С точки зрения такого подхода представляется не вполне оправданным представление о вторичности социальной политики по отношению к экономике.
С точки зрения И.М. Лаврененко, “Социальная политика — это деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколений, создать предпосылки для стабильности и развития общественной системы и достойной жизни людей”.
С одной стороны, социальная политика — это искусство соединения человеческих интересов, интересов индивидов и государства, различного уровня человеческих общностей, групп в сфере социальных отношений, с другой — система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной власти, негосударственных структур, самой личности по вопросам жизнеобеспечения и развития человека (Лаврененко, 2000). Анализ представленных выше взглядов различных авторов на сущность социальной политики показывает, что в каждой из приведенных дефиниций отражена одна из сторон истины. Однако за их рамками остались некоторые проблемы, в частности вопрос о субъекте социальной политики.
На основе вышеизложенного сформулируем определение: социальная политика — это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям.
Государство определяет приоритетные направления социальной политики. Приоритетным является такое направление социальной политики, которое в определенное время имеет преобладающее, первостепенное значение в ее реализации. Основные приоритеты социальной политики на первом этапе включают:
— принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;
— выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;
— решение основных социальных проблем военнослужащих;
— преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 г. на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5–3 прожиточных минимумов
пенсионера к 2016–2020 гг.);
— структурную и технологическую модернизацию здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;
— создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;
— возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
— создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке.
Основные приоритеты социальной политики на втором этапе включают:
— распространение стандартов здорового образа жизни;
— переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;
— внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;
— выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;
— распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;
— создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;
— установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2–2,2 раза).
Приоритеты социальной политики в период после 2020 г. включают:
— улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;
— ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран;
— переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения;
— снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран.
Е.И. Холостова
Лит.: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”; Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб.: Образование — культура, 1998; Капицын В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998. № 8; Лаврененко И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации. 80-е — первая половина 90-х годов XX столетия: Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. М., 2000; Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997; Социальная политика: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой, М.: Юрайт, 2013; Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3: Пер с древнегреч. М.: Мысль, 1994; Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4: Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1984; Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985; Фихте И.Г. Сочинения: В 2 т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993; Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гносис, 1994; Зомбарт В. Идеалы социальной политики: пер. с нем. СПб., 1906; Habermas J. Theorie der Kommunikativen Handelns. Frankfurt a.M., 1985; Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992; Műller I. Die Bedeutung des Subsidiaritatsprinzips auf der Ebene des Staats // Subsidiaritat und Demokratie. Dusseldorf, 1981; Вопросы философии. 1993. № 7. С 20; Journal of Social Policy. Vol. 8. Part 1. January 1979; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992; Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983; Теория и методика социальной работы. Ч. 1. М., 1995; Колков В.В. Социальная безопасность. Ч. 1. М., 1998; Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено схем по теме — 14

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
105.58 кб

Труд и социальная политика

Читать PDF
360.17 кб

Модели социальной политики

Власов Михаил Александрович
Статья посвящена сравнению основных моделей социальной политики. Сравнение и их анализ базируются на системе, включающей в себя политический режим, структуру экономики и вытекающий из них принцип перераспределения благ.
Читать PDF
311.55 кб

Социальные сети и политика

Гульнур Рафаэлевна Суфиянова, Екатерина Олеговна Зудова
Читать PDF
120.02 кб

Сто лет социальной политики

Читать PDF
485.31 кб

Социальная семейная политика

Цинченко Г.М., Шабан Е.С.
Читать PDF
81.63 кб

Социальный киптал и политика

Шевцова О. В.
Читать PDF
319.88 кб

Социальная мифология в политике

Иванов Андрей Геннадиевич
В статье показана связь между социальной мифологией и идеологией.
Читать PDF
367.10 кб

Пространство социальной политики

Романов Павел Васильевич, Ярская-смирнова Елена Ростиславовна
Читать PDF
261.61 кб

Социальная политика Пермского края

Шибаева Ольга Олеговна
Автор рассматривает социальную политику Пермского края как неотъемлемую часть социальной политики РФ в целом.
Читать PDF
97.35 кб

Социальная политика в военной сфере

Кончугов Анатолий Владимирович, Копылов Игорь Александрович
Статья посвящена тенденциям развития и изменения социальной политики российского государства по отношению к своим вооруженным силам.
Читать PDF
308.55 кб

Социальные ИК-технологии и политика

Овчинников Сергей Александрович, Болдырева Елена Петровна
Отмечается, что эйфорию по поводу безграничных возможностейИК-технологий в трансформации государственного управленияпутем повышения прозрачности правительства и улучшения еговзаимодействия с гражданами сменили более взвешенные оце
Читать PDF
2.81 мб

Компетентность в социальной политике

Григорьева Ирина Андреевна
Подход к гражданской компетентности, предлагаемый в данной статье, близок к подходу Д. Равена.
Читать PDF
875.94 кб

Социальная политика: основные понятия

Григорьева Ирина Андреевна
В статье дается социологическое объяснение основных понятий и идей социальной политики, теоретический фундамент, цели и основные определения социальной политики, сложившиеся в современной социологии, субъекты и объекты социальной
Читать PDF
346.53 кб

СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Романов Павел Васильевич, Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна
Авторы рассматривают взаимосвязи двух интеллектуальных перспектив социологии тела и социальной политики.
Читать PDF
294.98 кб

Культурная политика и социальные сети

Панина Татьяна Сергеевна
Исследованы и выявлены негативные факторы влияния социальных сетей на информационную культуру России, рассмотрены основные эффекты их воздействия.

Похожие термины:

  • Социальная политика сильная

    Социальная политика является сильной, если она ориентирована на результативную и последовательную реализацию теоретических принципов и намеченных практических мер по удовлетворению социальны
  • ЗАНЯТОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    деятельность государственных и общественных структур по регулированию занятости с целью согласования процессов реструктуризации экономики и состояния стабильности в обществе. Политика регули
  • Социальная политика региональная

    совокупность теоретических принципов и мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов с учетом их специфики. Формируется и реализуется в регионах России на базе согласова
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА

    целенаправленная система законодательных и административных правил и практик, касающихся положения наемных работников и обеспечения им определенных социальных гарантий. Эта политика должна ор
  • Государственная социальная политика

    совокупность законодательных мер, организационных мероприятий и социальных программ, направленных на обеспечение всех элементов социальной жизнедеятельности человека – здоровье, образование,
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДЕТСТВА

    социальная политика государства, которое исходит из представления и оценки положения детей, как особой социальной группы, их специфических потребностей и интересов и предлагает научно обоснован
  • Социальная политика в отношении пожилых

    Совокупность правил, принципов и подходов государства и общества, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни пожилых людей. Основной задачей государства по отношению к пожилым
  • Социальная политика в отношении инвалидов

    Совокупность правил, принципов и подходов государства и общества в отношении поддержки и помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Данное направление деятельности государства возник
  • Социальная политика в отношении ветеранов

    Совокупность правил, принципов и подходов государства и общества в отношении ветеранов, направленных на создание условий, которые обеспечивают их экономическое и моральное благополучие, достойн
  • СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    социальнотрудовая сфера отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных отношений, а также характеризует степень социального развития. На
  • Социальная политика органов местного самоуправления

    это составная часть политики органов местного самоуправления, направленная на улучшение жизнедеятельности и повышение благосостояния населения, которая регулируется Конституцией РФ, федеральн
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

    Характеризуется как общими оценками общественного развития, так и конкретными действиями всех социальных институтов и граждан по отношению к детям, подросткам и молодежи с учетом их специфики и