ИДЕАЛИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Идеализм
(от греч. idea – мысль, образ). Ідеалізм. Idealism. Философская методологически-мировоззренческая позиция, исходящая из признания вторичности материального мира и производности его от первичного духовного начала, которое в разных философских школах и направлениях может рассматриваться по разному (например, у Гегеля – абсолютный дух), но в конечном итоге, как правило, сверхъестественного и
совпадающего с Богом. См. также Материализм.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ИДЕАЛИЗМ
англ. idealism; нем. Idealismus. 1. Философская ориентация, в противоположность материализму, рассматривающая сознание, дух как первичное по отношению к материи. 2. В социологии - теоретико-методол. ориентации, придающие основное значение в объяснении соц. явлений и процессов духовным и идеальным факторам. См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. 3. Тип мышления и поведения в повседневной жизни; И. характеризуется установкой на духовные ценности.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ИДЕАЛИЗМ
IDEALISM) Философская позиция, согласно которой внешний материальный мир либо конструируется разумом, либо зависит от него. В социологии время от времени используется понятие субъективного идеализма для характеристики таких теоретических позиций, как символический интеракционизм, в соответствии с которыми внешняя социальная реальность не может существовать независимо от повседневных взаимодействий и субъективности социальных деятелей. Марксисты утверждают, что социология в целом идеалистична, поскольку она пренебрегает причинной ролью объективных экономических условий или сводит ее к минимуму. По мнению некоторых марксистов, надстройка, включающая взгляды и убеждения людей, детерминируется экономическим базисом. Однако необходимо отметить, что марксисты в последние годы часто подчеркивали причинную значимость надстройки. Между тем, акцент на субъективности в социологии способствовал привлечению внимания к активной роли социальных деятелей в конструировании социальной реальности. См. также: Базис и надстройка; Детерминизм; Материализм. Лит.: Benton (1977)

Источник: Социологический словарь

Идеализм
в философии) (idealism), система взглядов, согласно к-рой физ. мир находится в зависимости от познающего разума: мы в известном смысле создаем мир. Подобные теории имеют не столь антиинтуитивистский характер, как это кажется: идеалисты не утверждают, что наше опытное знание о мире не соответствует действительности; они считают, что мы лишь даем ему неправильное объяснение. Иными словами, идеалист не станет отрицать, что столы и стулья — это физ. предметы, он просто предложит свое объяснение того, что значит быть физ. предметом, к-рое ставит физ. явление в зависимость от психич. деят-ти. Так, напр., Беркли сказал бы, что предмет — это просто упорядоченная совокупность идей (частных случаев универсалий): у любого воспринимающего субъекта вид стола вызывает соответствующие, связанные между собой восприятия; человек, считающий материальные объекты реально существующими, объяснил бы их независимым от восприятия существованием стола. И. делится на два гл. направления — объективный и субъективный И., внутри каждого из них существует множество разных форм. Наиб, видными представителями И. являются Кант и Гегель.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ИДЕАЛИЗМ
idealism) — 1. (Философия) учение, утверждающее, что мир, с которым мы сталкиваемся, частично или полностью является конструкцией идей. 2. (Социология) доктрина, согласно которой социология должна давать объяснения, прежде всего, обращаясь к субъективным и осознанным усилиям людей (См. также Значимые понимание и объяснение). В философии идеализм — одна из двух основных возможностей, возникающих при рассмотрении отношений между разумом или субъектом и миром или объектом (см. Субъект и объект; Эпистемология). Для познания мира субъектом идеализм предполагает руководствоваться идеями либо теориями, формирующими мир так, как он воспринимается или мыслится. Это означает оценку его эпистемологической противоположности, эмпиризма, как наивного в утверждении о том, что чувственный опыт — единственный источник достоверного знания, а разум изначально является бессодержательным и пассивным. Согласно идеализму Платона, объекты мира были несовершенными версиями идеальных объектов, составлявшими их сущность. Современный идеализм происходит от Канта и Гегеля. Кант доказывает двухстороннее отношение между разумом и миром, причем первый придает универсальные формы, посредством которых субстанциальный и эмпирический мир может восприниматься и осмысливаться. Это ведет к тому, что объективно существующий внешний мир, не структурированный разумом, — непознаваем и что имеется понимание, но не знание разума самого по себе — "номинального", и оно не структурировано формами, которые делают возможным эмпирическое познание, например, пространства, времени и причинности. Гегель, отвергая кантовский непознаваемый мир в себе", достигает полностью идеалистического согласования разума и субъекта как по существу социальных и исторических и одновременно мира, каким он сам себя создал или постулировал в последовательных категориях разума и субъекта. Он предпринимает Ревизию логики (см. Диалектика), с миром, который сам по себе (а не просто "разумом") задуман как последовательность аргументов. Идея о том, что скорее разум конструирует мир, чем наоборот, наиболее очевидна в широком спектре социологических теорий, воспринимающих социальный мир как результат осознанной деятельности человека, обязательно предполагающей мышление и "идеи". "Люди" являются "субъектами", хорошо осведомленными о ситуациях, в которых находятся, и обдумывающими (см. Интенционалъностъ) свои действия. Объяснение деятельности обязательно предполагает ссылку на эту осмысленность и "интерпретирует осмысление" действий обращением к намерению, мотиву и разуму. См. также Уинн. Наиболее значительному критическому анализу смысл 1 подверг Маркс, предпринявший попытку "материалистически" развить Гегеля, поставив его на ноги. Форма социальной истории и развития определяется не последовательными постулированиями "идей", то есть основополагающими движениями разума в непрерывном ряду "духов" определенных "эпох", но одним лишь спектром социальных сил, особенно экономических. По Марксу, именно экономические изменения лежат в основе всех идеологических изменений. Этот акцент на социально-экономический фундамент он оценивает как новую форму материализма, сохраняющую, однако, многое от "диалектики" Гегеля (см. также Диалектический материализм). Недавняя дискуссия по реставрации "материализма" расширила критический анализ Марксом смысла 2, подчеркнув "материальные" аспекты субъективности, в частности, ее построение в социальном контексте, в противоположность идеалистическому субъекту. При этом "субъект" и "объект", "разум" и "мир" построены по существу в социальном и подсознательном симбиозе и внедрены в социальную практику.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
110.47 кб

Внешнеполитический курс Б. Обамы: прагматический идеализм в поисках мира? Интервью с профессором Джо

Предлагаемый вниманию читателей материал интервью с профессором Калифорнийского университета Джоном Уайтли, идейным вдохновителем одного из самых крупных в истории американского телевидения проектов по привлечению внимания граждан
Читать PDF
59.35 кб

Экспериментальное обоснование теории относительности, идеализм, позитивизм и материализм

Борисов Юрий Федорович
Краткая запись доклада профессора Ю.Ф. Борисова, произнесённого им на семинаре "Хроногеометрия" в Новосибирском государственном университете в 1971 году.
Читать PDF
402.53 кб

95. 03. 002. Гулыга А. В. "русская идея" и немецкий идеализм. К возрождению одной культурной реально

Андреева И. С.
Читать PDF
201.47 кб

2010. 02. 041-053. Романтизм и немецкий идеализм. (сводный реферат)

Дмитриева Н. А.
Читать PDF
1,014.92 кб

Абсолютный идеализм Гегеля в контексте современной научной картины мира

Василькова С. Н.
Гегель в «Науке логика» указывал на возможность того, что в будущем теоретические и опытные науки приобретут более осмысленный характер и явятся внешним изображением конкретности внутреннего содержания всеобщего логического закона
Читать PDF
210.22 кб

Анонс международной конференции «Немецкий классический идеализм и феноменология» (13-16 сентября, 20

Читать PDF
171.02 кб

Реализм в системе «Материализм - идеализм»: историко-философский аспект

Коробкова Светлана Николаевна
Современная философская мысль находится в состоянии поиска новых путей развития. Традиционная материалистически-идеалистическая модель оказывается архаичной и плоской. Необходимо выработать адекватные формы рефлексии.
Читать PDF
945.52 кб

Путем зерна"абсолютный идеализм и основания идеологии правового государства в современной России

Бойко П.Е.
Читать PDF
174.71 кб

Актуальность идеализма Германа Когена (предисловие к переводу Р. Мунк «Другой критический идеализм Г

Белов Владимир Николаевич
Предлагается обсуждение вопроса «Зачем изучать Когена?» Дается первый и предварительный ответ, согласно которому изучение мысли Германа Когена актуально для современной философии по крайней мере по пяти причинам.
Читать PDF
345.24 кб

Другой критический идеализм Германа Когена

Мунк Райнир
Предлагается обсуждение вопроса «Зачем изучать Когена?» Дается первый и предварительный ответ, согласно которому изучение мысли Германа Когена актуально для современной философии по крайней мере по пяти причинам.
Читать PDF
191.16 кб

2014. 02. 021. Критический идеализм Германа Когена. Hermann Cohen’s critical idealism / ed. R. Munk.

Белов В.Н., Варюхина Ю.А.
Читать PDF
250.20 кб

Эдуард фон Гартман: постхристианская религия и немецкий идеализм

Золотухин Всеволод Валерьевич
Статья посвящается рассмотрению философии религии Эдуарда фон Гартмана. Автор эксплицирует его критику либеральной теологии: по мнению Э. фон Гартмана, христианство стоит на пороге смерти.
Читать PDF
388.79 кб

Аналитическая работа над Кантом - идеализм, вещи в себе и объект знания

Хауэлл Роберт
В первой части представлен набросок развития интерпретации Канта в аналитической философии.
Читать PDF
334.81 кб

Аналитическое кантоведение, трансцендентальный идеализм и вещь в себе

Соболева Майя Евгеньевна
Интерес к Канту в современной теоретической аналитической философии связан прежде всего с дискуссиями о характере наших чувственных восприятий, об эпистемологическом статусе опыта и о так называемом «конструктивизме».
Читать PDF
377.23 кб

Идеализм современного человека

Кениспаев Жумагельды Кубжасарович, Серова Наталья Степановна
В статье анализируется проблема взаимоотношений человека и мира идей. Философский идеализм, основы которого были сформулированы еще в античности, в современном мире подвергся значительной модернизации.

Похожие термины:

  • Меньшевиствующий идеализм

    идеологический штамп, обозначавший взгляды А. М. Деборина и группы его единомышленников. С осуждения «меныпевиствующего идеализма» в 1931 г. начинается превращение советского марксизма в догматиче
  • ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ

    англ. idealism,, objective; нем. Idealismus, objektiver. Форма идеализма, утверждающая, что основой всего сущего является личностный или безличный всеобщий дух, сверхиндивидуальное сознание.
  • ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИВНЫЙ

    англ. idealism, subjective; нем. Idealismus, subjektiver. Форма идеализма, отрицающая объективное, независимое от субъекта существование материального мира, признающая единственной реальностью индивидуальное сознан
  • АБСТРАКЦИЯ ИДЕАЛИЗИРУЮЩАЯ

    англ. abstraction, idealizing; нем. Abstraktion, idealisierende.
  • ИДЕАЛИЗАЦИЯ

    idealization) — см. Идеальный тип.
  • ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ

    понятие методологии науки, раскрывающее специфику построения и функционирования теоретического и эмпирического знания. Обозначает мысленную конструкцию, которая создается посредством идеализ
  • Нормы идеализированные

    (от лат. norma – правило, образец и позднелат. idealis – идеальный: от греч. idea – мысль, образ). Норми ідеалізовані. Idealized norms. Декларированные обществом нормы, которые не обязательно являются практически д