Евразийство

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЕВРАЗИЙСТВО
учение об исключительности российской цивилизации, обусловленной спецификой ее местоположения (в Восточной Европе и Азии).

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

евразийство
eurasianism. - Философская концепция, основанная на идее геополитического и этнокультурного единства Евразии и утверждающая, что специфика евразийского типа мышления и миропонимания и вся история народов Евразии обусловлены ее географическим и этнолингвистическим положением. См. геополитика.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ЕВРАЗИЙСТВО
Философская концепция, в основе которой лежит идея геополитического и этнокультурного единства Евразии, восходящая к постулату: Россия – Евразия – неповторимый географический и этнокультурный мир (Н.В. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, В.Н. Ильин, П.Н. Савицкий и др.). Евразийство противопоставлено идее европоцентризма.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Евразийство
сложное геополитическое понятие. Соединяет в себе: исторически - восточный сектор человеческой цивилизации; стратегически - актуальный или потенциальный блок государств и наций, отказывающихся признавать императив либерально-демократической идеологии; стратегически - актуальное или потенциальное объединение в военный альянс восточных, "теллурократических" стран; социально - ориентацию на "идеократию", социальное государство, некапиталистический экономический строй.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

ЕВРАЗИЙСТВО
идейное й общественно-политическое течение, делающее акцент на разностороннее своеобразие России, вытекающее из её расположения одновременно на двух континентах - Европе и Азии. Евразийство зародилось в 20-х годах века среди русской эмиграции. Представителями евразийства были Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Л.П.Карсавин, Г.В.Вернадский и другие. Главный их тезис Россия - это самостоятельная цивилизация, синтезирующая в себе черты и достижения как западной, так и восточной культур. В современных условиях, после развала СССР возродилась идея евразийства. Неоднократно выступал с этой идеей и предложениями президент Казахстана Н.А.Назарбаев.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

Евразийство
Философская концепция, основой которой служит идея геополитического и этнокультурного единства Евразии. Теоретические построения евразийства исходят из постулата: Россия-Евразия - неповторимый географический и этнокультурный мир. Идеи евразийства разрабатывали в первой пол. XX в. Н.В. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, В.Н. Ильин, П.Н. Савицкий и др. В настоящее время наблюдается оживление интереса к идее евразийства, как антитезе крайним проявлениям доктрины европоцентризма. Концепцию евразийства необходимо учитывать в языковом планировании и изучении истории развития многочисленных языков народов Евразии.
См. также: Европоцентризм

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

ЕВРАЗИЙСТВО
Идеологическое философское течение русской зарубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания проблему “русского пути”. Идеологические и политические установки Е., его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском общественном сознании. Подлинные евразийцы считали, что России нечего делать в Европе, она должна повернуться в другую сторону, “захлопнуть” окно на Запад, которое отворил Петр I. Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она — симбиоз ордынских, византийских, прочих “восточных начал”. Первый сборник трудов, излагавших доктрину Е., носил программное название “Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев”. К числу теоретиков относятся географ и политический мыслитель П.Н. Савицкий, философы Г.В. Флоренский, Л.П. Карсавин, лингвист Н.С. Трубецкой, музыковед и публицист П.П. Сувчинский. На раннем этапе к Е. примыкали и другие известные русские философы и культурологи. Концепция Е. исходила из того, что идея европейского превосходства, заимствованная европейцами у Древнего Рима, была своего рода бичом человечества, главным источником кризисов ХХ в. П.Н. Савицкий видит сущность европоцентристской программы в “отрицании “абсолютности” новейшей “европейской” культуры, ее качества быть “завершением” всего доселе протекавшего процесса культурной эволюции мира”. Такое отрицание западноевропейской культуры не могло не вызвать терпимого отношения к точке зрения большевиков. Позиции евразийцев и большевиков в ряде мест совпадали. Н.С. Трубецкой отмечал, что “Е. сходится с большевизмом в отвержении не только тех или иных политических форм, но всей той культуры, которая существовала в России непосредственно до революции и продолжает существовать в странах романо-германского Запада, и в требовании коренной перестройки всей этой культуры”. Также сходство наблюдалось и в вопросе “об освобождении народов Азии и Африки, порабощенных колониальными державами”. Скептическое отношение к политическим традициям Запада с их гражданскими правами и свободами приводили евразийцев в конечном счете не только к “выпячиванию” азиатских компонентов России, но и к принятию восточного деспотизма, пренебрежению правами человека.
В сегодняшней России наблюдается оживление интереса к Е., к изучению его наследства. Для реанимации этого учения имеются политические и мировоззренческие предпосылки, связанные в первую очередь с распадом СССР и ожиданием восстановления целостности постсоветского пространства.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ЕВРАЗИЙСТВО
геополитическая историко-культурная доктрина, специфическая форма распространяющегося общественного сознания и государственной политики, издревле укоренившейся на пространстве огромного евроазиатского государства — России. Отправной точкой во всех теоретических построениях данной доктрины стала идея: Россия-Евразия — неповторимый географический и культурный мир. Е. как идеологическая доктрина достигло своего «расцвета» в 20-х гг. XX в. «Евразийцами» называла себя небольшая группа русских интеллектуалов, оказавшихся в эмиграции после 1917 г. Группа была создана в Сибири в 1920 г. и заявила о себе программным сборником «Исход к Востоку» (1921 г.). Затем ее деятельность активизировалась в разных европейских центрах: Праге, Париже, Берлине, где были опубликованы монографические труды и сборники евразийцев. Организаторами и интеллектуальными вождями Е. были: культуролог и лингвист Н. С. Трубецкой; географ, экономист и геополитик Т. Н. Савицкий; правоведы В. Н. Ильин и Н. Н. Алексеев, историки М. М. Шахматов и Г. В. Вернадский; философы и богословы П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин и др. Е. как политическая организация просуществовало недолго, к концу 20-х гг. внутри движения произошел раскол. Однако идеи евразийцев надолго пережили своих создателей. Они нашли продолжение в работах Н. К. Рериха и Л. Н. Гумилева, будоражат умы сегодняшних исследователей и политиков. Стержнем концепции является идея единства жителей Евразии. По мнению приверженцев этой теории, на всю историю народов Евразии воздействует ее географическое положение, которое обусловило этнические и психологические отличия евразийского типа мышления и действия. Для него характерны тонкое осознание органической связи общественной жизни с природой, поистине материковый размах («русская широта») в отношении к миру, взгляд на любые исторически установившиеся формы политической жизни как на нечто относительное.
Все это определяет особый характер евразийского традиционализма. Важнейшей стороной евразийской концепции, помимо географичности, является ее этнологичность. Основоположники евразийского учения не только уделяли большое внимание этническим проблемам России, но и превратили этническую составляющую в один из стержней своей концепции. Исходя из целостности России-Евразии, евразийцы сформулировали тезис об общности судеб населяющих ее народов, способных к достижению такой степени взаимопонимания и таких форм братского сожительства, которые трудно достижимы для них в отношении других этносов Европы и Азии, Основой евразийского суперэтноса является мирное сосуществование и сотрудничество славянских, финно-угорских и тюркских народов, достигаемое на базе их взаимной комплиментарности (симпатии) и расселения в различных экологических нишах.
Вместе с тем проживание в разных экологических нишах не только не мешало, но и помогало сохранению этнических культур Евразии, их взаимному обогащению, что выразилось, к примеру, в мощном финно-угорском и тюркском влиянии на быт, культуру, традиции, государственное устройство, язык и внешний облик русского народа. По евразийской формулировке 1927 г., «Россия представляет собой особый мир», судьбы которого «протекают отдельно от судьбы стран к западу от нее (Европа), а также к югу и востоку от нее (Азия)». При этом важно понимать, что Россия-Евразия — это не синтез Европы и Азии, как представляют это некоторые исследователи евразийства сегодня, призывающие Россию идти по пути Японии или новых индустриальных стран. Это именно особый мир, такого таксонометрического уровня, как Западная Европа или Восточная Азия.
Евразийское учение обладает мощной идеологией, которая может надолго сплотить не только народы России, но и ближнего зарубежья. Наряду с фантастическими элементами в ней присутствуют сильные и тонкие интуиции, предчувствия и прогнозы. Несомненно, Е. как способ мышления и мироощущения имеет глубокие корни в национальной и этнической традиции. Политически острая ситуация только усиливает это ощущение и аетивизирует его. Идеи Е. в наше время обретают второе дыхание. См.: Западничество, Славянофильство.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Евразийство
геополитическая доктрина и общественное движение, возникшее в русской эмигрантской среде в начале 20х гг. XX в. Условной датой их рождения принято считать 1921 г., когда четверо эмигрантов (П. Савицкий, П. Сувчинский, Н. Тру бецкой и Г. Флоровский) выпустили программный сборник «Исход к Востоку». В дальнейшем движение объединило значительную группу ученыхфилософов, историков, экономистов, географов, лингвистов и правовиков, что свидетельствовало о стремлении русских интеллигентов к переосмыслению отечественной истории на основе признания объективной предрешенности происшедшей на родине революции и неготовности принять социализм и коммунизм в качестве перспективы ее развития. Выступив против навязанного Петром I стране политического, идеологического и культурного европоцентризма, авторы концепции е. декларировали отказ от прозападного пути для России на основе понимания нации как самоценности с неповторимым обликом и самостоятельной судьбой. Их воззрение нашло отражение в следующих тезисах:
1) мы чтим европейскую культуру, но не за ней у России будущее, общечеловеческую правду предстоит раскрыть народам именно России;
2) русские как нация занимают срединное положение между европейской и азиатской цивилизациями и призваны играть роль интегратора этих культур. В будущем России предстоит играть роль не только «моста» между эти ми культурами, но и геополитического фактора, влияющего на перспективы евроазиатского континента;
3) родившийся в недрах революции большевизм не имеет будущего, в нем самом заложено отрицание социализма;
4) в расчете на признание евразийцы обращаются не только к славянам, но и к широкому кругу народов Европы и Азии на основе «сродства душ» жителей «леса и степи» и «срединного» положения своей страны. Самобытность своего народа они считают величиной особой, способ ной сформировать свой ареал, объединяющий славян, «туранский» Восток, угрофиннов и волжскотатарские народы. Эта «многослойность» свидетельствует об органичности и самодостаточности этнокультурного единства Евразии;
5) противопоставление западной цивилизации другим народам, к которым авторы доктрины относили и русских, многообещающе для русской нации, поскольку ее «географическая физиология» свидетельствует о мощи и «неутомимости» народа, который в перспективе должен быть вознагражден сторицей за свои страдания. Выступив против национализма, шовинизма и расизма, за дружбу народов, евразийцы видели решение национальных проблем России в федеративном ее устройстве. В лице е. русская эмиграция имела дело с идеологической и политической утопией. Не случайно вскоре после свого появления движение столкнулось с разногласиями в собственных рядах и критикой оппонентов. Содержание теории было воспринято противниками как отказ от тезиса об «общечеловеческой» европейской культуре и универсализме христианского мира. «Поворот к Востоку» был назван тенденцией воз врата к «варварству», а критика петровских реформ виделась нерациональной. Попытки найти корневую связь е. со славянством были сочтены несуразными, а акцент на термине «е.» — стремлением к ослаблению национального духа и подмене понятия «русских». Клерикалы инкриминировали евразийцам пассивное богоискательство и нежелание продолжить традиции русской философскорелигиозной мысли. К середине 1930х гг. популярность евразийского движения упала, происходит рас кол с одним из основоположников е. Н. С. Трубецким, от Л. П. Карсавина отделяются П. Н. Савицкий, Н. Н. Алексеев, В. И. Ильин, меняются теоретические основы е. Российская модернизация, на которую рассчитывали участники движения, не состоялась. Однако, это не дает оснований полагать, что теория и идеология е. оказались бесплодными. В настоящее время после развала СССР, когда российский народ ищет пути реинтеграции народов бывших союзных республик в новых условиях, многие идеи е. (о географическом и духовном единстве Евразии, о единстве исторических судеб русских с другими народами страны, о необходимости творческого обновления традиций для полноценного духовного развития народов и ряд других) дают идейный толчок поискам путей национального возрождения России. Др филос. наук А. И. Доронченков.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
547.30 кб

Евразийство и партнерство интеллигенции в ХХІ в

Козлова О.Н.
В статье анализируется процесс актуализации концепции евразийства в условиях глобализации, в современной России, отношение к этому процессу в мире, а также роль современной интеллигенции в развитии концепции евразийства, диалога к
Читать PDF
137.69 кб

История возникновения термина «культурная среда» на примере статьи П. Н. Савицкого «Евразийство»

Кострица Екатерина Игоревна
Целью работы является определение основных положений статьи П. Н. Савицкого, посвященной проблемам евразийства в контексте развития культурной среды.
Читать PDF
3.21 мб

Евразийство и его постулаты: возможные коррективы

Сорокин Юрий Александрович
Читать PDF
230.92 кб

Славянофильство и евразийство: два возможных проекта переустройства кольца русской цивилизации

Зжу Чуньмин
Статья посвящена вопросу о двустороннем движении (устройство расстройство) кольца русской цивилизации и причинах этого движения.
Читать PDF
306.38 кб

Евразийство: ретроспектива или перспектива развития?

Новоженина Инна Владимировна
Автор актуализирует концептуальные основы евразийства, обосновывая, что евразийская идея вышла на новый виток истории в связи с евразийской экономической интеграцией.
Читать PDF
1.67 мб

Евразийство как форма бытийствования культуры

Лепешев Дмитрий Владимирович
Сведены воедино теоретические разработки для выделения особого евразийского типа мировоззрения, лежащего в основе формирования евразийской цивилизационной идентичности.
Читать PDF
0.00 байт

Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ И ЕВРАЗИЙСТВО

Бабаскин С.А.
Рассмотрены мировоззренческие позиции и концептуальные подходы русского учёного-энциклопедиста, химика, физика, педагога, приборостроителя Д. И. Менделеева (1834-1907 гг.
Читать PDF
277.85 кб

ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА "ЕВРАЗИЙСТВО"

Бабаскин С.А.
В статье даётся анализ идейного направления «евразийство» и степени его соответствия требованиям научной теории. «Евразийство» рассматривается в его классической трактовке начала двадцатого столетия.
Читать PDF
279.91 кб

Международная видеоконференция «Патриарх Никон и  глобальное евразийство». Москва, 26 апреля 2017 го

Рущин Дмитрий Александрович
Читать PDF
254.58 кб

Евразийство в постсоветской России

Смазнов И. А.
В статье рассматривается развитие и становление евразийства в постсоветской России. Основное внимание уделяется функционированию евразийских организации внутри России и за ее пределами.
Читать PDF
411.91 кб

Евразийство о смысле национального вопроса

Шамшурин В. И.
В статье в контексте философско-политического дискурса рассматривается проблема человека в политике и праве. На базе анализа макрометодологических подходов рассматриваются квазитеории в области политической практики.
Читать PDF
244.26 кб

Евразийство в современном идейно-политическом пространстве России

Кинева Татьяна Сергеевна
В статье анализируется трансформация идеологии евразийства в современном идейно-политическом пространстве России через призму существования трех синкретических идеологических полей (национального, либерального, социалистического)
Читать PDF
447.01 кб

Евразийство и фашизм: история и современность

Сачко Галина Владимировна
В статье раскрываются актуальные вопросы сопоставления евразийской и фашистской теории государства и общества.
Читать PDF
1.01 мб

Евразийство — фактор конкурентоспособности глобализации

Абильдинов Артем Анатольевич, Есмуханов Жаслан Алтаевич
В статье рассматривается взаимосвязь двух явлений: глобализации и евразийства. Делается краткий экскурс в историю возникновения этих феноменов, описывается их характерные черты и перспективы развития.
Читать PDF
121.77 кб

Евразийство: от идей к современной практике

Королев Анатолий Акимович
В статье рассматривается реализация основополагающих идей исторических евразийцев, которые имеют большое значение при становлении Евразийского экономического союза (ЕАЭС).