АДОРНО, ТЕОДОР

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Адорно Теодор
немецкий социолог, представитель Франкфуртской школы, внесший вклад в развитие неомарксизма, создание современных концепций отчуждения и авторитарной личности. К его теоретико-методологическому инструментарию зачастую обращаются постмодернисты, исследующие новейшие формы отчуждения. - Соч.: Адорно Т. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000; Эстетическая теория. М.: Республика, 2001; Исследование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001; Философия новой музыки. М.: Логос, 2001; Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003; Диалектика Просвещения: Филос. фрагменты. М.: Медиум, 1997 (в соавторстве с М. Хоркхаймером).

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

АДОРНО, ТЕОДОР

(1903-1969) - нем. философ, социолог, один из ведущих представителей школы франкфуртской (см.). Его первая крупная работа, написанная совместно с М. Хоркхаймером, "Диалектика просвещения" (1947) представляет собой программное изложение соц. философии неомарксизма и даже ее своеобразную философию истории, в свете к-рой эволюция человечества предстает как история "неудавшейся цивилизации" - усугубляющегося "отчуждения", вызванного изначальным конфликтом разума и природы. В противоположность Гегелю, рассматривавшему мировую историю как развитие разума и свободы, в "Диалектике просвещения" история предстает как усугубляющееся безумие (разум, сошедший с ума по причине противостояния природе) и утрата индивидуальной свободы. Неомарксистский метод критики "капиталистич. отчуждения" и "овеществления" применяется А. в анализе современной зап. философии и гносеологии. Социологич. проблематика представлена у А. в коллективном труде "Авторитарная личность" (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Соч.: Philosophie der neuen Musik. В., 1949; The Authoritarian Personality (with co-authors).N.Y., 1950; Negative Dialektik. Fr./M., 1966. Ю.Н. Давыдов

Источник: Российская социологическая энциклопедия

АДОРНО Теодор
ADORNO, Theodor) (1903-1969) Представитель Франкфуртской школы. Адорно большую часть жизни провел в родной Германии. После бегства из нацистской Германии в период с 1934 по 1960 гг. проживал в основном в Соединенных Штатах. Адорно имел обширный круг интересов, включая философию, социальные и культурные исследования, в частности, исследования музыки. Находясь под весьма значительным влиянием идей марксизма, Адорно утверждал, что социальная теория должна сохранять критическую направленность. Исходя из этого, он критиковал многие подходы, используемые в социальных исследованиях (в особенности те, что претендовали на научность и количественный характер), на том основании, что они не могли служить основой для трансформации общества. Наибольшую известность среди социологов Адорно получил в качестве критика современной массовой культуры. Он рассматривал ее как производимую культуры индустриями и манипулирующую массами. Работы Адорно отличаются разноплановостью. Наибольший интерес с социологической точки зрения представляют его книги «Призмы» (Adorno, 1967), «Диалектика Просвещения» (Adorno and Horkheimer, 1973) и «Minima Moralia» (1974). Он является также одним из авторов работы «Авторитарная личность» (Adorno et al., 1950). См. также: Авторитарная личность; Марксистская социология; Маркузе; Массовое общество. Лит.: Jay (1984)

Источник: Социологический словарь

Адорно, Теодор
1903-1969) - немецкий социальный философ, социолог искусства и литературы, один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма, сотрудник, а затем и соруководитель (с Хоркхаймером) Франкфуртского института социальных исследований. Одна из важнейших работ Адорно, написанная совместно с Хоркхаймером "Диалектика просвещения" (1947 г.), трактует историю Запада как процесс углубляющегося безумия, истоки которого в насилии над природой вместо приспособления к ней. Свободу современного человека авторы определяют как негативную, как свободу ОТ, внушающую человеку чувство неуверенности, недостоверности существования. Эти негативные чувства обостряют инстинкт самосохранения, стремление опереться на какую-либо силу (государство, харизматический лидер и пр.), которая замещает авторитет отца. Чувства агрессивности находят выход в ненависти к "чужакам". Социологизируя Фрейда, авторы видят в бессознательном вторичный продукт социальной репрессивности, который исчезнет с ее исчезновением. Социальный характер - это защитный механизм, избавляющий от ощущений страха, бессилия. Социологическая проблематика Адорно представлена в коллективном труде "Авторитарная личность" (1950 г.). В русле идей “авторитарной личности” Фромма и Хоркхаймера, Адорно пытается подтвердить ее конкретно-социологическими исследованиями. Неомарксистская “критическая теория" Адорно была заимствована в 60-е гг. "новыми левыми". Сам Адорно осудил леворадикальный политический экстремизм, отмежевавшись от "новых левых".

Источник: История западной социологии: биографический справочник

АДОРНО ТЕОДОР
Adorno, Theodor) (1903-1969) - немецкий социальный философ, социолог, музыковед и один из ведущих членов Франкфуртской школы критической теории. Его эписто-мологические работы, а также критический анализ современного общества и Массовой культуры вызвали наибольший резонанс. Высланный из Германии нацистами в 1934 г., он переехал сначала в Англию, а затем в США, где оставался до своего возвращения в Германию в 1949 г. В Америке Адорно участвовал в известном эмпирическом исследовательском проекте "Авторитарная личность" (Адорно и др., 1950), включившем в себя изучение расовых предрассудков, национализма и авторитаризма. В 1959 г. он стал руководителем Института социальных исследований, переведенного во Франкфурт из США. Адорно написал более 20 книг по философии, музыке, литературе, Эстетике, социальной психологии и социологии. Его критика капитализма концентрировалась главным образом на коммерциализации и извращении культуры "индустрией развлечений". Так, популярная музыка, написанная исключительно ради продажи, превратилась в стандартизированную и механическую, служа "социальным цементом" существующей системы. Интерес Адорно к методам подавления мысли и к устройству того, что он называл "управляемым миром", привело его в ряды решительных противников традиционных эпистомологических идей и сторонников радикальных перемен в обществе. В эпистомологических работах, например в "Негативной диалектике" (1973), он призывал отказаться от любых теоретических схем и концептуальных построений, превращающихся в догмы, включая марксизм. Адорно отвергал и эмпиризм, и позитивизм, расценивая их как изменяющие разуму и не ведущие более к "просвещению". В его "Эстетической теории" (1984) художественная и критическая теории были наделены "властью" нести "правду" в общество. Здесь же Адорно говорит об управляемом обществе как о построении на основе мифа о всеобщем разуме. Его методология, "негативная диалектика", была инструментом критического анализа общества. Исследователи жизненного пути и трудов Адорно считают его позицию пессимистической и элитарной. Их точку зрения приняли более поздние представители Франкфуртской школы, особенно Хабермас. Другие важные работы Адорно: "Диалектика просвещения" (совместно с Хоркгеймером, 1972), "Философия современной музыки" (1973), "Жаргон подлинности" (1973). См. Беньямин; Methodenstreit (прил.).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Адорно Теодор
(11.09.1903, Франкфурт- на-Майне — 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Нем. социальный философ, социолог иск-ва (гл. обр. музыки) и лит-ры. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма. Сотрудник, а затем и соруководитель (совместно с Хоркхаймером) Франкфуртского ин-та социальных исследований. Свою теоретическую деятельность начинал как авангардистски ориентрованный музыкальный критик, теоретик и социолог музыки, углубленно интересующийся процессами «овеществления» и «фетишизации» в совр. музыке и ее восприятия слушателями. Постепенно перешел к анализу под этим углом зрения и др. областей иск-ва, лит-ры и философии, культуры вообще. Одна из важнейших работ А. «Диалектика просвещения» [1], написанная им совместно с Хоркхаймером, представляет собой программное изложение социальной философии неомарксизма и ее своеобразную философию истории, в свете к-рой эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации»: усугубляющегося «отчуждения», вызванного «буржуазным» разумом, противопоставившим себя природе. Сознательно пародируя Гегеля, рассматривавшего мировую историю под углом зрения развития разума и свободы, А. трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия (разум, сошедший с ума в силу противостояния природе) и утраты индивидуальной свободы («фашизоидный» капитализм и откровенно бесчеловечный фашизм). В духе этих идей, развившихся на почве авангардистски-модернистских эстетических пристрастий, А. подвергает социально- филос. анализу совр. зап. музыку («Философия новой музыки», 1949), к-рая выступает у него как моделирование процесса «отчуждения» (обесчеловечивания вообще) человека, происходящего в условиях «позднего капитализма».
В том же — «культурно-критическом»— духе выдержаны и др. его музыкально- социол. («Призмы. Критика культуры и общество», 1955; «Диссонансы. Музыка в управляемом мире», 1956), литера- турно-социол. («Заметки о литературе», т. I—III, 1958, 1961, 1965) и эстетико- социол. (прежде всего изданная уже посмертно «Эстетическая теория») работы. В них концепция А. предстает как леворадик. вариант элитарной концепции иск-ва. Неомарксистски-авангардистский метод «критики культуры» применяется А. также и при анализе совр. зап. философии и гносеологии в книге «Штудии о Гуссерле и феноменологических антиномиях» (1956), где предлагается социол. «метакритика» теории познания, разоблачающая процессы «фетишизации» на самых глубоких уровнях совр. теоретического знания. Специально социол. проблематика представлена у А. прежде всего в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Двигаясь в русле идеи «авторитарной личности», предложенной Фроммом и конкретизированной Хоркхаймером, А. вместе со своими сотрудниками пытается подтвердить ее на основании конкретно-социол. исследования. Но хотя эта работа получила широкую известность среди зап. социологов, общая ее оценка с т. зр. как концепции, положенной в ее основу, так и примененной в ней методики и техники оказалась в итоге скорее негативной.
На протяжении 50-х гг. А. неоднократно выступает с докладами и статьями, посвященными критике методологии социологии в духе неомарксистской «критической теории»; в том же духе был выдержан и его доклад «О логике социальных наук», произнесенный на съезде зап.-германских социологов в 1961 г. Альтернативу критикуемой им методологии он предлагает в книге «Введение в социологию музыки» [2].
А. исходит из предположения о том, что всякое «систематическое» теоретическое построение, базирующееся на логическом приеме подведения индивидуального под всеобщее (прием генерализации), есть повторение (Номотетинеский метод) и, следовательно, «апологетика» реального процесса подавления уникального индивида «общественной тотальностью» в «позднекапиталистическом обществе». Утверждая в противоположность Гегелю, что целое «неистинно», А. подвергает критике системообразующую функцию теоретического понятия, противопоставляя ему в кач-ве «органона истины» эстетическое выражение [3]. Вульгарно-социол. (Вульгарный социологизм) ходы мысли А. были заимствованы в 60-е гг. «новыми левыми» с характерным для них «тотально» разоблачительным критицизмом. Хотя сам А. и поддержал это движение на первом его этапе, впоследствии он отмежевался от него как от нигилистического и экстремистского.
Однако в леворадик. зап. социологии авторитет А. оставался высоким и после осуждения им политического экстремизма. Несколько пошатнулся он лишь во второй половине 70-х — 80-е гг. Ю. Н. Давыдов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

АДОРНО, ТЕОДОР

(1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы , внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал уже в 17-летнем возрасте с опубликования первой критической статьи "Экспрессионизм и художественная правдивость" (1920), в которой речь шла об экспрессионистской драме. Следом появляются полемические и критические статьи преимущественно о музыке. В них предметом рассмотрения А. становятся музыкальные направления, формирующие образ "музыкального ландшафта" 1920-х. При этом метод анализа А. феноменов передачи музыкального содержания характеризуется акцентированием не художественной выразительности, а когнитивного потенциала музыки, что свидетельствует о рациональном осмыслении музыкального материала. С начала 1920-х вовлечен в интеллектуальную орбиту Франкфуртского института социальных исследований, вокруг которого стала складываться т.наз. Франкфуртская школа.
Философия А. строилась на исходном мотиве о необходимости подвергать критике любые теории общества по мере исторического изменения последнего. Ранние философские работы А. были посвящены критическому разбору философских систем Э.Гуссерля (1924) и С.Кьеркегора (1930), которые критиковались им за пренебрежение факторами социальной реальности и приоритетную трактовку субъекта. В этот же период ярче всего сказались симпатии А. по отношению к марксизму - марксизму неортодоксальному, разработанному Лукачем и Коршем , некоторые установки которого А. будет разделять в течение всей жизни. Наиболее значимой для философии А. была марксистская концепция товарного фетишизма, интегрированная с идеей Лукача об "овеществлении". В 1934 А. эмигрировал из фашистской Германии в Великобританию, с 1938 жил в США. В эмиграции связи А. с институтом особенно укрепились, обернувшись интенсивным интеллектуальным сотрудничеством.
Результатом данной деятельности стала одна из важнейших работ А. "Диалектика просвещения" (1947), написанная им совместно с Хоркхаймером. В ней авторы бросили вызов вере в исторический прогресс , которая составляла незыблемый потенциал марксистской традиции. История общества интерпретирована в книге как универсальная история просвещения. Показано, что в ходе борьбы за выживание человек вынужден постоянно совершенствоваться в управлении миром в своих собственных субъективных целях. Эта постоянная ориентация на господство изменяет сущность человеческого мышления, делая его несостоятельным в осуществлении своей собственной саморефлексии, низводя разум до значения неизменного во всех ситуациях инструмента. Так процесс просвещения оборачивается последовательной рационализацией мира в субъективно-инструментальном смысле. В ходе ее человеческий разум опускается до слепой процедуры формального автоматизма, осуществляемой им исключительно в поле действия самого себя. Логическая и техническая "аппаратура подавления" внешней природы, созданная человеком с помощью науки и техники, через господство и разделение труда подавляет и природу самого человека. Он все меньше распоряжается созданной аппаратурой, которая все более обособляется от него. Опасность медленного дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь силой привычки, еще острее будет обозначена в следующей совместной работе А. и Хоркхаймера "Авторитарная личность" (1950). Люди, считают авторы, сплющиваясь в ходе рационализации в "узловые пункты установившихся реакций и укрепившихся представлений", обнаруживают завуалированные склонности к авторитаризму. На основе проведенных в 1940-е социологических исследований А. выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт как конвенциальность, покорность власти, деструктивность и цинизм. В "авторитарной личности" А. усматривал проявление недуга позитивистской цивилизации, результат действия ее тоталитарных тенденций. Вместе с тем франкфуртские теоретики не утверждали, что просвещение было полностью репрессивным или что инструментальный разум будет полностью отвергнут. Своей критикой прогрессивного историзма они надеялись подготовить в интеллектуальной сфере почву для поиска концепции справедливого общества.
В 1950-1960-е А. продолжал входить в число ведущих мыслителей Франкфуртской школы. Это был наиболее плодотворный период творческой деятельности А. Были написаны, в частности, весьма значительные философские произведения: "К метакритике эпистемологии" (1956), "Негативная диалектика" , "Эстетическая теория" (1970). В них получила дальнейшее развитие развернутая им ранее совместно с Xоркхаймером теория рациональности. В этих же работах А. разрабатывает свою негативную диалектику как диалектический способ противоречиво мыслить о противоречиях. Неудовлетворенность А. формально-логическим мышлением была вызвана его глубокой убежденностью в том, что между вещами и их понятиями имеет место конфронтация, в условиях которой угнетается "нетождественное", т.е. "то, что не уступает себя понятию, дезавуирует в-себе-бытие этого понятия". Высказываясь против систематизации, детерминированности, категориального аппарата как инструментов формально-логического мышления, А. основным принципом своей "негативной диалектики" делает принцип отрицания "тождества". В ее рамках А. отклоняет категорию диалектического снятия, которая вменялась Гегелем в качестве непременного условия осуществления философской системы. А. переосмысливает гегелевскую категорию "определенного" (bestimmte) отрицания, придавая отрицанию другое значение. Если по Гегелю оно являлось движущим моментом, в соответствии с которым диалектика подводила к развертыванию и снятию, то А. поворачивает его как "твердое", "непоколебимое" (unbeirrte) отрицание, которое более не должно приступать к снятию. Принимая во внимание руководящую для Франкфуртской школы идею о социальной обусловленности всех форм духовной жизни, которая и сообщает социальный подтекст адорновской интерпретации логики движения мышления, возможно подчеркнуть, что и в негативной диалектике А. выражается реакция на бесчеловечную общественно-историческую реальность. А. не удовлетворяет позитивное гегелевское отрицание, поскольку он рассматривает его как санкционирующее существующий порядок вещей. Последний, по мнению А., оказывается "недостаточно отрицаемым". В таком истолковании отрицания содержится решающий момент, отделяющий негативную дилектику А. от диалектики Гегеля.
Важнейшую часть теоретического наследия А. составляет философская критика культуры, в сферу которой входят все его многочисленные музыкально-критические работы. Среди них "Философия новой музыки" (1949), "Опыт о Вагнере" (1952), "Призмы. Критика культуры и общество" (1955), "Диссонансы. Музыка в управляемом мире" (1956), "Введение в социологию музыки" (1962). Ключевое значение в этих работах получила критика "массового" коммерческого искусства, искажающего, по А., сознание людей до уровня, на котором критическое мышление оказалось под угрозой искоренения. Стандартизация и псевдоиндивидуализация опровергали притязания массовой культуры угодить индивидуальным вкусам. Критическому сознанию и счастью отдельной личности, по А., могло бы способствовать только "аутентичное" искусство, под которым у него подразумевалось искусство стиля "модерн". Искусство, которое сознательно разоблачает собственные притязания на целостность и самодостаточность, по мнению А., более способно к продуктивному отрицанию общественной реальности, нежели то, которое продолжает держаться своей претенциозности. А. разработал философско-эстетическую концепцию "новой музыки", отстаивая позиции эстетического модернизма и протестуя против призывов вернуться к классической или реалистической альтернативам искусства. Труды А. оказали влияние на современную западную философию, социологию, эстетику, музыковедение, а также на идеологию леворадикального студенческого движения 1960-х. также: "Диалектика Просвещения" (Хоркхаймер, Адорно).
С.Н. Александрова

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
8.19 мб

Теодор Адорно как теоретик искусства

Рыков Анатолий Владимирович
Статья посвящена одному из самых важных сочинений, написанных в XX в. по теории ис­кусства— «Эстетической теории» Теодора Адорно.
Читать PDF
892.38 кб

Вступ до філософії освіти Теодора Адорно

Віталій Брижнік
Стаття присвячена розгляду основних еле ментів філософії освіти Теодора Адорно. Було за уважено критичне ставлення цього соціального мислителя до «напівосвіти» як до культурного продукту індустріально-масової цивілізації.
Читать PDF
2.22 мб

Теодор В. Адорно - философ неидентичности

Кузнецов Михаил Михайлович
Читать PDF
409.81 кб

Теодор Адорно и его «Эстетическая теория»: современный взгляд

Соловьева Г.Г.
В статье анализируется современная перцепция «Эстетической теории» Теодора Адорно, методолога Франкфуртской школы.
Читать PDF
475.43 кб

Теодор В. Адорно: основные этапы жизненного и творческого пути

Кузнецов Михаил Михайлович
Читать PDF
142.43 кб

Концепция «Ускользающей реальности» в философии Теодора В. Адорно

Сивков Денис Юрьевич
В данной статье рассматривается концепция ускользающей реальности в контексте неклассической философии. Феномен ускользания реальности от познающего субъекта находится у таких авторов как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М.
Читать PDF
377.82 кб

Взаємна представленість суб’єкта і об’єкта в “естетичній теорії” Теодора Адорно

О. В. Рябініна, М. В. Болотських
У статті подано аналіз ідей Т.Адорно щодо соціально-естетичного буття мистецтва у контексті актуальних змістів культурної рефлексії. Схарактеризовано дискурс Т.