БЕРГЕР Питер Людвиг

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бергер, Питер Людвиг
р. 1929) - американский социолог, видный представитель феноменологической социологии, директор института экономической культуры Бостонского университета. В работе "Приглашение в социологию" (1963) показал взаимосвязь между "человеком в обществе" и "обществом в человеке". Впоследствии эти идеи использовались Бергером при разработке совместно с Лукманом феноменологической социологии знания в книге "Социальное конструирование реальности". Бергер является автором ряда работ по социологии религии. Предложенная им теория модернизации получила воплощение в книге “Капиталистическая революция” (1986).

Источник: История западной социологии: биографический справочник

БЕРГЕР ПИТЕР ЛЮДВИГ

Berger, Peter) (1929- ) - родившийся в Вене американский социальный теоретик и социолог религии. В "Социальном конструировании реальности" (совместно с Томасом Лукманом, 1966), он дает оценку роли обыденного знания в социальном конструировании повседневной жизни и учреждений, разрабатывая тему в русле феноменологического подхода Альфреда Шюца. В исследованиях религии, включая "Социальную.действительность религии" (1969), он выдвинул спорный тезис о том, что социологи должны занять "методологически атеистическую" позицию и не пытаться обсуждать, является ли религия чем-то большим, чем социальное порождение. Его широко известное введение в социологию — "Приглашение в социологию" (1966) — гимн привлекательности социологии, "игра королей академических дисциплин", по выражению Бергера. См. Структура и воля; Феноменологическая социология.

Источник: Большой толковый социологический словарь

БЕРГЕР Питер Людвиг
(р. 1929) - амер. социолог, ведущий представитель социологии феноменологической. Предметом рассмотрения Б. в работе «Социальное конструирование реальности» (1966), написанной совместно с Лукманом, является социологический анализ повседневного знания. По Б., повседневное знание - это символические смысловые миры, которые дополняются и стабилизируются посредством веры, идеологии и научных дисциплин. Усвоение этого знания осуществляется в процессе социализации, объединяющем множество индивидуальных символических миров, необходимых для межличностного и межкультурного общения. Повседневный мир является человеку как продукт социально-исторической деятельности предшествующих поколений и современников. Однако Б. полагает, что современное общество становится более дифференцированным и анонимным для отдельных личностей вследствие ограничения прямых контактов между индивидами. Поэтому в этих сложных условиях возрастает необходимость обращения к повседневному знанию.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

БЕРГЕР ПИТЕР ЛЮДВИГ

BERGER, Peter L.) (p.1929) Американский социолог. Основные научные интересы Бергера сводятся к социальной теории и социологии религии, хотя он занимался также проблемами «третьего мира», социологией семьи и политической социологией. Известен как новеллист. Его работы носят отпечаток классической социологии, в частности, социологии Маркса, Вебера, Дюркгейма, а также феноменологической социологии. Работа Бергера определяется стремлением к согласованию человеческой автономии и принудительной силы социальной структуры в рамках социологии интерпретации, изучающей, каким образом знание социальных деятелей со временем становится легитимным и само собой разумеющимся. Наибольшее влияние на социологию оказали такие его работы, как «Приглашение в социологию» (Berger, 1963); «Социальное конструирование реальности» (Berger and Luckmann, 1966); «Священный покров» (1967); «Бездомный разум» (1973); «Лицом к модерну» (1977); «Битва за семью» (1983); «Капиталистическая революция» (1986) и «Спасительный смех» (1997). См. также: Деятельность и структура.

Источник: Социологический словарь

Питер Людвиг Бергер
(род. 1929) американский социолог. В молодости эмигрировал из Австрии в США. Одна из ключевых фигур феноменологической социологии, испытал большое влияние работ К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и американского символического интеракционизма. Автор ряда книг по cоциологии знания, теории модернизации, социологии религии. В широко известном труде «Социальное конструирование реальности» (1966), написанном в соавторстве с немецким социологом Т. Лукманом, Бергером был предложен феноменологический вариант социологии знания. В нем Бергер подверг критике ее традиционные концепции (М. Шелер, К. Мангейм, Р. К. Мертон и др.), главный недостаток которых, по его мнению, заключался в чрезмерном внимании к проблеме социальной обусловленности теоретического знания, а также к эпистемологическим и методологическим вопросам социологического анализа. Вместо этого, опираясь на разработанную А. Шюцем феноменологическую социологию, он предложил перенести акцент на изучение формирования повседневного, обыденного знания, лежащего в основе возникновения социальной реальности. По мнению Бергера, подобный поворот должен ознаменовать переход к новой, «гуманистической перспективе» в социологии, в основе которой находятся человек и его жизненный мир, а не анализ макросоциальных структур. Также Бергер является автором книг по социологии религии («Священная завеса», «Еретический императив», «Слухи об ангелах»), посвященных взаимоотношениям религиозного опыта и процессов рационализации, индивидуализации и секуляризации в современных обществах. Ряд работ Бергера посвящен проблемам политической и экономической модернизации, например, в книге «Капиталистическая революция» (1986) Бергер, опираясь на предложенное им понятие «экономической культуры», говорит о революционном характере капитализма, пытаясь доказать, что только последний обладает способностью обеспечить материальное процветание в совокупности с индивидуальными и общественными свободами. (Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция, 2009. С. 221–222.)

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг (1929)
амер. социолог, ведущий представитель феноменологич. социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма. Главные работы Б. посвящены разработке феноменологич. социологии знания, социологии религии,теории модернизации и развития стран "третьего мира", проблемам лит-ры, семьи и т. д. Социология знания Б. в значительной степени обусловлена влиянием А. Шюца, Дж.Г. - Мида, Э. Дюркгейма и М. Вебера. В ранних работах Б. в духе неоортодоксии критиковал институциональную религию, противопоставляя ее подлинной вере. Широкую известность в США и за их пределами получила книга "Введение в социологию" (1963), где показана взаимосвязь между "человеком в об-ве" и "об-вом в человеке". Впоследствии идеи этой книги использовались Б. при разработке совместно с Т. Лукманом феноменологич. социологии знания в работе "Социальное конструирование реальности" (1966) Социология религии, являющаяся составной частью феноменологич. социологии знания, наиболее полно изложена Б. в книге "Священная завеса" (1967) где он стремится показать взаимосвязь между религией и конструированием человеком соц. реальности, проследить процесс секуляризации в историч. перспективе, понять роль и значение религии в современном мире. В рез-те контакта с "третьим миром" Б пришел к выводу о необходимости диалога с различ. религиями, что означало сдвиг "влево" по сравнению с его изначальной неортодоксальной позицией. В то же время политич. взгляды Б. эволюционировали "вправо", что выразилось в его переходе на позиции неоконсерватизма. В "Пирамидах жертв" (1975) Б. равным образом осуждал те способы модернизации, к-рые были реализованы в Китае времен "культурной революции" и в Бразилии в 60-70-е гг., как наиболее характерные примеры экспериментов в рамках социалистич. и капиталистич. моделей развития. Обе эти модели Б. считал в то время неприемлемыми с этич. т.зр., поскольку они требовали колоссальных жертв в настоящем ради призрачных целей в будущем. В "Капиталистич. революции" (1986), явившейся итогом разрабатывавшейся на протяжении многих лет теории модернизации, всякие сомнения относительно того, являются ли благом для развития стран "третьего мира" капитализм и модернизация, у него отпадают, и он становится активным защитником капиталистич. пути развития. Соч.: Социальное конструирование реальности (в соавторстве с Т. Лукманом). М.,1995; Invitation To Sociology. N.Y., 1966; The Sacred Canopy. N.Y., 1967; Facing Up To Modernity. N.Y., 1977; Sociology Reinterpreted (with H. Kellner). N.Y., 1981; The Capitalist Revolution. N.Y., 1986. Е.Д. Руткевич

Источник: Российская социологическая энциклопедия

БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг
р. 1929) - американский социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания . Возглавлял Институт экономической культуры Бостонского университета. Основные сочинения: "Шум торжественных ассамблей" (1961), "Двусмысленное видение" (1961), "Введение в социологию" (1963), "Социальное конструирование реальности" (1966, совместно с Лукманом), "Священная завеса" (1967), "Слухи об ангелах" (1969), "Бездомное сознание" (1973), "Пирамиды жертв" (1975), "Лицом к современности" (1977), "Капиталистическая революция" (1986), "В поисках Восточно-Азиатской модели развития" (1988) и др.
Творчество Б. посвящено разработке проблем феноменологической социологии знания, социологии религии, теории модернизации. Теоретическая концепция Б. синтезирует социологические традиции, идущие от М. Вебера и Э. Дюркгейма , феноменологически ориентированную социологию А. Шюца и символический интеракционизм Дж.Г. Мида . В работе "Социальное конструирование реальности" Б. определяет человеческую реальность как реальность социально сконструированную и уделяет особенное внимание исследованию взаимосвязей между институтами и легитимирующим "символическим универсумом" в виде науки, искусства, философии и религии. Религиозный подуниверсум играет стратегическую роль при конструировании и легитимации реальности, благодаря способности религиозных институтов представлять институциональный порядок во всей его целостности, устанавливая стабильную символическую завесу для всего общества ("Священная завеса"). Символические представления интеграции есть то, что Дюркгейм называл "религией". Это означает, что для анализа институционального порядка необходим анализ знания о социальном мире, имеющегося у членов общества. В сумме оно представляет собой "то, что каждый знает" - совокупность правил поведения, моральных принципов и предписаний, пословицы и поговорки, ценности и верования, мифы и дотеоретический массив знания рецептов, передаваемый по наследству. Теоретически сложные легитимации появляются в определенный момент истории институционализации, конструируя "номос" - когнитивно-нормативный комплекс, упорядочивающий индивидуальный опыт членов общества, хранящий смысл и порядок в объективных и субъективных структурах, который вновь и вновь подтверждается в символических объектах или символических действиях. Символический универсум как матрица значений накладывается на общество и индивидуальные биографии, на явления, происходящие в рамках этого универсума; им охватываются и возможные маргинальные ситуации - мир снов, фантазий, смерть, которые ставят под сомнение само собой разумеющийся характер повседневной жизни. Но большинство современных обществ являются плюралистичными, т.е. в них одновременно сосуществуют несколько символических подуниверсумов, каждый из которых воспринимается как нестабильный и ненадежный, релятивизируется, а акцент реальности переносится на сферу субъективности. Повседневная жизнь также оказывается все менее проникнутой священными силами в ходе осуществления "субъективной секуляризации", последствия которой определяются Б. как деструктивные и приведшие к "кризису идентичности". Секуляризация как один из моментов модернизации враждебна, по мнению Б., трансцендентному измерению человеческого бытия. Выход из кризиса видится Б. в контрмодернизации и в использовании идущего от Шлейермахера индуктивного подхода к интерпретации религиозных феноменов, который позволяет проследить традицию до первоначального опыта и сделать собственный выбор.
С.А. Радионова

Источник: Социология: энциклопедия

БЕРГЕР Питер Людвиг
(17.03.1929, Вена) — амер. социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма, директор ин-та экономической культуры Бостонского ун-та. Главные работы Б. посвящены разработке феноменологической социологии знания, социологии религии, теории модернизации и развития стран «третьего мира», проблемам литры, семьи и т. д. Социология знания Б. в значит, степени обусловлена влиянием феноменологической социологии Шюца, символического интеракционизма Д. Г. Мида, социологической традиции Дюркгейма и М. Вебера. В ранних работах «Шум торжественных ассамблей» (1961) и «Двусмысленное видение» (1961) Б. в духе неоортодоксии критиковал институциональную религию, противопоставляя ее подлинной вере. Широкую известность в США и за их пределами получила книга «Введение в социологию» (1963), где была показана взаимосвязь между «человеком в об-ве» и «об-вом в человеке». Впоследствии идеи этой книги использовались Б. при разработке совместно с Лукманом феноменологической социологии знания в работе «Социальное конструирование реальности» (1966). Социология религии, являющаяся составной частью феноменологической социологии знания, наиболее полно изложена Б. в книге «Священная завеса» (1967), где, применяя разработанный им совместно с Лукманом понятийный аппарат, он стремится показать взаимосвязь между религией и конструированием человеком социальной реальности, проследить процесс секуляризации в исторической перспективе, понять роль и значение религии в совр. мире. Работа «Слухи об ангелах» (1969) была, по собственному выражению Б., «попыткой преодоления кризиса секуляризма изнутри» и возрождения веры в нашем безрелиг. мире, где о сверхъестеств. остались лишь слухи. Единственной возможностью выхода из кризиса Б. считает индуктивный подход к интерпретации религ. истин, восходящий к «теологии сознания» Ф. Шлейермахера. Этот подход представляет собой историко-феноменологический метод исследования религ. феноменов, позволяющий проследить традицию вплоть до первоначального опыта, уловить сущность этого опыта и сделать свой собственный выбор. Отправным пунктом этого метода явл. человеческий опыт, а не божественное откровение, а его цель — поиски сущности христианства, в конечном счете приводящие к усмотрению бога, т. е. к вере. Проблемы модернизации, социального изменения и развития рассматриваются Б. в работах: «Бездомное сознание» (1973), «Пирамиды жертв» (1975), «Лицом к современности» (1977), «Капиталистическая революция» (1986), «В поисках Восточно-Азиатской модели развития» (1988). В рез-те контакта с «третьим миром» Б. пришел к выводу о необходимости диалога с различ. религиями, что означало сдвиг «влево» по сравнению с его изначальной неоортодоксальной позицией. В то же время политические взгляды Б. эволюционировали «вправо», что выразилось в его переходе на позиции неоконсерватизма. В «Пирамидах жертв» (1975) Б. равным образом осуждал те способы модернизации, к-рые были реализованы в Китае времен «культурной революции» и в Бразилии в 60—70-е гг., как наиболее характерные примеры экспериментов в рамках социалистической и капиталистической моделей развития. Обе эти модели Б. считал в то время неприемлемыми с этической т. зр., поскольку они потребовали колоссальных жертв в настоящем ради предполагаемых целей в будущем.
В «Капиталистической революции» (1986), явившейся итогом разрабатывавшейся на протяжении мн. лет теории модернизации, всякие сомнения относительно того, явл. ли благом для развития стран «третьего мира» капитализм и модернизация, у него отпадают и он становится активным защитником капиталистического пути развития.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

БЕРГЕР Питер Людвиг
(р. 1929) - американский социолог, исследователь религии, светский лютеранский теолог, профессор Бостонского университета (США). Родился в Австрии, после Второй мировой войны эмигрировал в США, где получил гуманитарное образование и окончил Новую Школу социальных исследований (1952). В середине 1950-х годов работал в церковных учебных заведениях Западной Германии. С 1956 по 1963 г. преподавал в университете штата Северная Каролина и в Хартфордской теологической семинарии. Затем в качестве профессора работал в Новой Школе социальных исследований и других образовательных центрах США. В 1966-1967 гг. был президентом американского Общества научного изучения религии. С 1981 г. профессор социологии и теологии Бостонского университета, в 1985 г. возглавил Институт культуры, религии и международных связей. Одной из первых научных работ Б. стало социологическое исследование религиозного сектантства (1954). В 1961 г. были опубликованы две его книги по социологии религии - «Рискованное предвидение: взгляд социолога на функции общества и христианское вероисповедание» (по материалам докторской диссертации) и «Шум торжественных ассамблей». Обе работы содержали критику религиозных институтов и теологической мысли современного протестантизма. Б. указал на неспособность протестантских служителей культа религиозного понимать духовные запросы своих прихожан, на формализм и самодовольство официальных религиозных организаций. Главным тезисом Б. стал вывод о расхождении существующих институциональных форм религии с реальной потребностью верующих в трансцендентных основаниях своего бытия. Кроме того, им были поставлены вопросы о совместимости социологического и теологического подходов к религии, о кризисе традиционной идентичности религиозной в современном обществе, о соотношении морального и социального факторов в религиозном поведении. В статье «Рыночная модель в анализе экуменизма» (1963) он одним из первых социологов применил теорию рационального выбора в социологии религии при исследовании современной религиозности. Б. принято относить к представителям феноменологического подхода в социологии религии. В популярном учебнике «Приглашение в социологию» (1963) он указал на взаимосвязь между «человеком в обществе» и «обществом в человеке». Теоретическому объяснению места религии в этой взаимосвязи был посвящен ряд совместных публикаций Б. и Лукмана в 1960-е годы -статьи «Социология религии и социология знания» (1963), «Секуляризация и плюрализм» (1966) и др. В 1966 г. был издан написанный ими в соавторстве и получивший широкую известность труд «Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания». По представлению обоих авторов, фундаментальной данностью для людей является их повседневный «жизненный мир», в котором генерируются необходимые субъективные смыслы существования. Но включенность индивидов в социальную структуру и их взаимодействия в ней наделяют данные смыслы интерсубъективными значениями. Происходит реификация - «овеществление » интерсубъективного содержания вырабатываемых знаний. Из доминирующих элементов этих знаний «конструируется» социальная реальность, которая функционирует уже как нечто внешнее по отношению к людям. Религия позволяет преодолеть возникающее отчуждение, объясняя социальную реальность из того же высшего, трансцендентного смысла, который определяет и индивидуальное бытие человека. На основе этого общего положения в своей следующей книге «Священная завеса: элементы социологической теории религии» (1967; британское издание вышло под названием «Социальная реальность религии») Б. дает развернутую интерпретацию процессов и явлений религиозной жизни общества в понятиях феноменологической социологии знания. Религия трактуется им как коммуникация человека с трансцендентной реальностью и проекция («экстернализация») этого отношения на социальную реальность. На протяжении всей истории с помощью религии конструируются системы общеобязательных значений (сверхъестественное, священное и др.), упорядочивающих внутренний мир и внешние связи людей. По мнению Б., «священный космос» религиозных смыслов сплачивает людей не только в единое вероисповедание, но и в социальную общность, ограждает «священной завесой » повседневный «жизненный мир» от факторов дезинтеграции. Особое внимание Б. уделяет состоянию религии в условиях секуляризации. Мощным фактором секуляризации является рациональность индустриального общества. Неэффективность современных религиозных институтов ведет к утрате «космизирующего» и консолидирующего влияния религии. Секуляризация вызвала широкомасштабный «кризис правдоподобия» религии, крушение убедительности традиционных религиозных определений реальности. Секуляризация сознания («субъективная секуляризация») имеет соответствие в социальной структуре («объективная секуляризация»). Субъективно человек утрачивает уверенность относительно сакральных оснований религии. Объективно же он сталкивается с большим разнообразием религиозных и иных идеологий, предлагающих определения реальности, которые борются между собой за обращение его в свою веру и ни одна из которых не имеет силы принудить его к подчинению. Упразднение государственных религий открывает дорогу плюрализму религиозному, который является коррелятом секуляризации сознания на уровне социальной структуры. Происходит индивидуализация религиозных исканий, при выборе вероисповедания возникает подобие поведения потребителя в рыночной экономике. Если в Европе секуляризация связана в основном с очевидным вытеснением религии на периферию социальной жизни, то в США обнаруживается так называемая «скрытая секуляризация», которая происходит, когда церковные организации активно переключаются с религиозной деятельности на мирскую - образование, благотворительность, спорт, досуг и т. д. Это имеет неоднозначные, часто деструктивные последствия для всего общества - с размыванием «священной основы» религии оно теряет скрепляющие начала. В работе «Слухи об ангелах: современное общество и переоткрытие сверхъестественного» (1969) Б. ставит вопрос о современной роли религии в обществе. По его мнению, человечество как глобальная целостность объединено универсальным трансцендентным смыслом своего бытия, о чем свидетельствует идентичность нравственного осуждения преступлений против человечности, которое выносится людьми, независимо от моральных стереотипов того или иного отдельного общества. При этом у каждого человека свой опыт отношения к трансцендентному. Религия - это система интерсубъективных значений, которая упорядочивает индивидуальный опыт, узаконивает общеразделяемые смыслы, организует социальное пространство верующих. В 1970-е годы Б. посвятил ряд трудов теоретико-методологическим вопросам социологии религии («Диалектика религии и общества: элементы социологической теории», 1973 и др.). В частности, он полагал необходимым для исследователей религии соблюдать так называемый «методологический атеизм», т. е. воздерживаться от привнесения собственных теологических и иных мировоззренческих пристрастий в научную работу и стремиться изучать религиозные феномены такими, какими они предстают в человеческом опыте, не касаясь их статуса в разных системах описания. Такая установка отражает современное состояние самой религии - ее плюралистичность, отсутствие жесткой монополии какой-либо одной традиции. В этой ситуации внимание исследователей должны привлекать не претензии конкретных религий на истину, а мотивы свободного выбора людьми той или иной религии. В работе «Еретический императив» (1979) Б. отметил, что упадок авторитета традиционных религий - это лишь свидетельство кризиса прежних социальных конструкций. Но религиозность при этом не исчезает, поскольку религиозный опыт возникает за пределами социального. Этот опыт, как императив, побуждает человека к выбору новой системы значений «священного космоса». Наблюдение за процессами в странах «третьего мира» и на постсоветском пространстве в 1980- 1990-е годы дало Б. основание для вывода о том, что недавний естественный или вынужденный спад религиозности в этих обществах сменяется ее стабилизацией и перспективой реактивизации. Плюрализм и глобализация изменили характер религиозного опыта, но религия остается влиятельной социальной силой (работы «От кризиса религии к кризису секулярности», 1983; «Десекуляризация мира: глобальный обзор», 1999; «Вопросы веры: скептическое обоснование христианства», 2003). Экономическая модернизация и другие факторы общественного развития не препятствуют религиозности - речь может идти лишь о новых формах ее присутствия (приватизация веры, свобода выбора религии, регулирование своей вовлеченности в группу религиозную и пр.).

Источник: Социология религии. Словарь.