БЛУМЕР Герберт

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЛУМЕР ГЕРБЕРТ
Blumer, Herbert) (1900-1987) - американский социолог, который учился, а затем преподавал в Чикагском университете. Лучше всего известен как преподаватель и автор работ в русле символической интеракционистской традиции, идущей от Дж. Г. Мида (см. Блумер "Символический интеракционизм", 1969). Внедрил термин символический интеракционизм. См. Переменная.

Источник: Большой толковый социологический словарь

БЛУМЕР Герберт
(р. 1900) - амер. социолог, представитель интеракционистского направления. В работе «Символический интеракционизм: перспектива и метод» (1969) Б. выделяет два уровня взаимодействия: символический (свойственный только человеку) и несимволический (свойственный всему живому). Действие (акт человеческого поведения) рассматривается Б. как «диалог» импульсов и его социально значимых определений. Такой подход позволил Б. внести существенный вклад в проблематику массового общества. Данное Б. определение массы как спонтанно возникающей коллективной группировки оказало значительное влияние на концептуализацию понятия массового общества. Анализ моды как механизма социального конформизма и контроля, предполагающего маргинальные слои, впоследствии использовалось при изучении «молодежных революций» 60-х гг.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Блумер, Герберт
р. 1900) - американский социолог и социальный психолог, представитель Чикагской школы интеракционизма, основанной Дж.Мидом. Блумер в 1925-52 гг. преподавал в Чикагском, а с 1952 г. - в Калифорнийском университете. В своей социальной концепции он исходит из того, что значение объекта возникает только в процессе социального взаимодействия, а не определяется присущими ему свойствами. Объект - это прежде всего то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии, а чтобы понять жизнь группы нужно идентифицировать мир ее объектов в терминах значений этой группы. Методология Блумера предполагает отказ от операциональных понятий в пользу содержательных (т.к. социология - наука о человеческих феноменах), выработку "мягких" методов, которые обеспечат доступ к изменчивой "материи" субъективных смыслов социальных действий.

Источник: История западной социологии: биографический справочник

БЛУМЕР Герберт
(07.03.1900, Сент-Луис, США) — амер. социолог и социальный психолог, представитель чикагской школы интеракционизма, основанной Дж. Мидом. В 1925—1952 гг. преподавал в Чикагском ун-те, с 1952 г.— в Калифорнийском ун-те (Беркли). Кроме трудов Мида, Б. опирался на работы интеракционистов первого поколения — Дж. Дьюи, Кули, Томаса. В соответствии с установками прагматизма он исходит из того, что значение объекта определяется не присущими ему свойствами, а его ролью в поведении. Объект, по Б.,— это прежде всего то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии, устойчивость моделей к-рого делает их привычными, т. е. превращает в социальные ин-ты.
Следуя Миду, Б. выделяет два уровня взаимодействия: символический (свойственный только человеку) и несимволический (свойственный всему живому). Усиление интереса к теории Мида (в частности, в связи с развитием феноменологической социологии) привлекло внимание и к работам Б., где действие (акт человеческого поведения) рассматривается как «диалог» импульсов и его социально значимых определений, что требует методологии, соединяющей собственно научные и «гуманистические» пути и приемы исследования, к-рые требуют «интимного знакомства» с изучаемой жизнью. Такой подход позволил Б. в опред. мере избавиться от содержательной бедности сциентистски ориентированной эмпирической социологии. Б. явился одним из пионеров проблематики массового общества в амер. социологии. Его понимание массы как элементарной спонтанно возникающей коллективной группировки сыграло большую роль как в концептуализации определений массовой коммуникации, так и в теоретической ориентации исследований массовых аудиторий. Анализ моды как механизма социального конформизма и контроля, предполагающего маргинальные слои, оказался созвучным проблематике социол. исследований массовых городских беспорядков и «молодежной революции» 60-х гг.
Б. одним из первых социологов разглядел растущую актуальность проблем «черной» Америки, усиливающуюся боевитость черного городского пролетариата, вызываемую его численным ростом и относительным ухудшением условий жизни.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

БЛУМЕР (Blumer) Герберт
1900-1987) - американский социолог и психолог. В 1925-1952 - в Чикагском, с 1952 - в Калифорнийском (Беркли) университетах. Представитель Чикагской школы, ученик Дж.Г. Мида . Пытался переинтерпретировать методологические установки прагматизма (в варианте инструментализма Дьюи) в терминах теории своего учителя. В 1937 предложил термин "символический интеракционизм" для обозначения концепции, классиком которой он по праву считается (кроме Мида ее основы были заложены некоторыми работами Кули - и Морено - ).
Основная работа Б., излагающая его концепцию символического интеракционизма, - "Символический интеракционизм. Перспективы и метод" (1969). Б. исходил из установки Дьюи на определение значения объекта исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект - то, что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие привычным, позволяет его институционализировать. В самом же взаимодействии можно выделить два уровня: 1) несимволический (объединяющий все живое) и 2) символический (свойственный только человеку). Люди производят жесты и интерпретируют жесты других, их поведение словесно отображается и "задается" во многом языком. Действия с символами предваряют, как правило, практически-преобразовательное действие. Посредством знаковой деятельности мы задаем дистанции, т.е. структурируем внешний мир. Развивая и изменяя значения, мы тем самым изменяем и сам мир. Поскольку социальная жизнь является в конечном счете продуктом интерпретаций, оценок и определений, продуцируемых индивидами, координирующими свое поведение, ее исследование должно быть ориентировано на осмысление символических процессов действующих субъектов и поддерживающих действие структур. Конституирующие реальность интерпретации действуют на двух уровнях - внутреннего и внешнего общения. Внутреннее общение продуцирует интерпретации как результат взаимодействия между двумя "Я". Первое - "Мое", т.е. видение себя глазами других, близкое "отраженному (зеркальному) Я" Кули (символы способны вызывать во мне ту же реакцию, что и у других). Второе - собственно "Я", как "субъективное Я" (мое видение самого себя). Второе "Я" - источник креативности, первое "Я" задает дистанцию по отношению к самому себе, позволяя занимать рефлексивную позицию. Внешнее общение задается стремлением к результату и кооперированию действий для его достижения с другим. Во внешнем общении от меня (как и от любого другого участвующего актора) требуется умение "принимать роль другого". (Это требование расспространяется и на исследователя, отрабатывающего свои теории в ходе "разведок" и "проверок", позволяющих согласовать понятийный уровень социологии с фактическими событиями эмпирического мира.) На уровне же повседневных практик эта процедура необходима для согласования взаимных усилий на основе выявления образа "обобщенного другого" (Дж.Г. Мид). Следовательно, любое действие всегда есть "диалог", который человек ведет с самим собой и другими.
В этой связи Б. рассматривает проблемы формирования коллективного ("обобщенного") действия и одним из первых вводит в социологию тему массового общества. Общество у него в целом задается процессуально через ситуации, в которых встречаются конструктивно действующие во взаимодействии индивиды, постоянно рефлексирующие и "дефинирующие", т.е. порождающие дефиниции как идентификации мира, предзадающие предполагаемые способы обращения с предметами (объектами). Теоретическая программа Б. вылилась в требования методологического и методического переосмысления социологии, критику классических социологических доктрин, переоценку роли и сути социогуманитарного знания в целом.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
207.15 кб

2008. 01. 018. Николаев В. Г. Герберт Блумер и символический интеракционизм (i): предисловие к колле

Читать PDF
296.39 кб

2009. 02. 022. Николаев В. Г. Символический интеракционизм Герберта Блумера (III): методологическая

Читать PDF
227.24 кб

2008. 01. 019. Блумер г. Социологические импликации мышления Джорджа Герберта Мида. Blumer H. sociol

Николаева В. Г.
Читать PDF
350.22 кб

2008. 03. 023. Николаев В. Г. Символический интеракционизм Герберта Блумера (II): теоретическая перс