АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (АВ)

Найдено 1 определение
АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (АВ)
термин семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации, характеризующий особенности понимания и интерпретирования респондентом целостных, завершенных коммуникативных актов (произведений, материалов и т.д., реализованных в любой семиотической системе). Впервые использован при описании результатов проекта «Общественное мнение», проведенного в 1969-1974 в г. Таганроге (Б.А. Грушин, Т.М. Дридзе). При АВ происходит «смысловой контакт», или наиболее полное понимание коммуникативной (авторской) интенции, в противоположность частично АВ и неадекватному восприятию. Респондент «считывает» интенциональность произведения, ставшего предметом обсуждения, а также его основные логико-композиционные и эмоциональные «узлы». Он может более или менее адекватно интерпретировать, разделяя главное, второстепенное, третьестепенное и т.д. (по отношению к интенции). Перцептивная готовность к участию в опросе-интервью, как правило, высокая. Определение степени адекватности понимания и интерпретирования респондентом материалов (произведений) происходит посредством метода интенционального (мотивационно- целевого) анализа. Для этой цели выявляются, во-первых, мотивационно-целевые структуры произведений, воспринятых респондентом и, во-вторых, мотивационно-целевые структуры интерпретаций респондентом этих же произведений в «открытых вопросах» комплексной многоуровневой анкеты. Сопоставление результатов первого и второго этапов изучения позволяет оценить степень адекватности понимания и интерпретирования. Искомой точкой отсчета (той, по отношению к которой происходит оценка) оказывается авторская интенциональность, или, по определению Т.М. Дридзе, «равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей». На основании данных об особенностях восприятия принимается решение об отнесении респондента к определённой социоментальной группе. Навыкам АВ практически всегда сопутствуют самостоятельность в выводах и решениях человека, в частности в системах управления, а также умение противостоять формам коммуникации, связанным с манипуляцией и воздействием. В случаях несогласия с авторской позицией респондент заявляет об этом в корректной форме. При восприятии материалов общественно-политического содержания, число респондентов, обнаруживших навыки АВ, в течение нескольких последних десятилетий стабильно и составляет примерно 13-14%. См. также: Частично адекватное восприятие.
Лит.: Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Массовая информация в советском промышленном городе. Под ред. Б.А. Грушина и Л.А. Оникова. М., 1980; Дридзе Т.М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования. М., 1979; Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. М.: Дрофа, 2009; Адамьянц Т.З. Социоментальная личность // Мир психологии. 2012, № 3. Т.З. Адамьянц

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.