Афазия
Афазия
Утрата речевых способностей. Некоторые виды А. сопровождаются потерей способности к пониманию написанных или произнесенных слов, неспособностью правильно строить фразы. Может возникать после перенесенного инсульта. У пожилых людей часто встречается при атеросклеротическом поражении сосудов мозга. А. подлежит длительному лечению под наблюдением невропатолога.
Афазия
aphasia), нарушение речи, вызываемое повреждением головного мозга вследствие травм, ранений головы, а иногда вследствие инфекционных болезней. Описаны две разновидности болезни, названные именами открывших их ученых: франц. врача Поля Брока (1824—80) и нем. врача Карла Вернике (1848—1905). Больные А. Брока, или сенсорной А., говорят телеграфически, без предлогов и союзов. Больные А. Вернике, или моторной А., говорят бегло и грамматически верно, но испытывают трудности с поиском подходящих слов. Это ведет к многословию, неопред, выражениям типа как же это называется и эта штука-м-м-м. Иногда речь превращается в совершенно бессвязный набор слов или бессмысленный жаргон. У больных А. Вернике могут быть затруднения с пониманием речи, даже если восприятие ими др. звуков не затронуто. Нарушение речи не обязательно сопровождается ухудшением др. способностей, таких, как интеллект и память. У большинства людей, больных А., особенно у молодых, речь со временем нормализуется.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Афазия
(от греч. aphasia – утрата речи) – нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функции артикуляционного аппарата и слуха; возникает при локальных поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных заболеваний и травм, опухолей, воспалительных процессов. Проявляется в нарушении фонематической, морфологической и синтаксической структуры речи. Согласно представлениям нейролингвистов, афазия – системное нарушение, складывающееся из: первичного дефекта; вторичных нарушений, возникающих в результате воздействия первичного дефекта; функциональных перестроек работы головного мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции. Выделяют семь форм афазии, каждая из которых связана с одним из факторов, лежащих в основе речевой деятельности, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса:
- акустико-мнестическая афазия - нарушение слухоречевой памяти, проявляющееся в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное передавание двух речевых сообщений и пр.) и в виде трудностей, возникающих в устной речи и при письме под диктовку (поиск нужных слов, вербальные парафразии);
- динамическая афазия - характеризуется недостаточностью последовательной организации речевого высказывания, проявляется расстройством планирования речи, связной устной и активной письменной речи, трудностями актуализации слов, означающих действия;
- моторная афферентная афазия - нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими от расстройства различия близких артикулем (артикуляционных движений), при этом бывает
нарушено письмо, самостоятельное или под диктовку;
- моторная эфферентная афазия - нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (слога) на другое от инертности речевых стереотипов;
- оптико-мнестическая афазия - в основе лежит расстройство зрительной памяти, проявляется в виде затруднений называния предметов и их изображений при большей легкости называния действий;
- семантическая афазия - нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций, например, таких как, брат отца, отец брата, весна перед летом и т. д.; сочетается с нарушениями счета и пространственного мышления;
- сенсорная афазия - нарушение фонематического слуха – способности различения звукового состава слов (трудности понимания устной речи и письма под диктовку).
- акустико-мнестическая афазия - нарушение слухоречевой памяти, проявляющееся в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное передавание двух речевых сообщений и пр.) и в виде трудностей, возникающих в устной речи и при письме под диктовку (поиск нужных слов, вербальные парафразии);
- динамическая афазия - характеризуется недостаточностью последовательной организации речевого высказывания, проявляется расстройством планирования речи, связной устной и активной письменной речи, трудностями актуализации слов, означающих действия;
- моторная афферентная афазия - нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими от расстройства различия близких артикулем (артикуляционных движений), при этом бывает
нарушено письмо, самостоятельное или под диктовку;
- моторная эфферентная афазия - нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (слога) на другое от инертности речевых стереотипов;
- оптико-мнестическая афазия - в основе лежит расстройство зрительной памяти, проявляется в виде затруднений называния предметов и их изображений при большей легкости называния действий;
- семантическая афазия - нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций, например, таких как, брат отца, отец брата, весна перед летом и т. д.; сочетается с нарушениями счета и пространственного мышления;
- сенсорная афазия - нарушение фонематического слуха – способности различения звукового состава слов (трудности понимания устной речи и письма под диктовку).
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Афазия
от греч. а – отрицательная частица и phasis – высказывание) – нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структур речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха.
В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существуют 7 форм афазии, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.
Сенсорная афазия возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В основе ее лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различения звукового состава слов. Для данной формы афазии характерны трудности понимания устной речи, трудности письма под диктовку. Вторично страдают и другие виды речи. Впервые описана С. Вернике (1874).
Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В основе ее лежит нарушение слухоречевой памяти. Проявляется в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление двух речевых сообщений и т. д.), трудностей, возникающих в устной речи (поиск нужных слов, вербальные парафазии), затруднений письма под диктовку. Другие виды речи страдают вторично. Впервые описана как самостоятельная форма афазии А. Р. Лурия.
Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий. Другие виды речи страдают вторично. Впервые описана А. Р. Лурия как один из вариантов амнестической афазии.
Семантическая афазия возникает при поражении зоны ТРО (третичной коры теменно-височно-затылочных отделов) левого полушария (у правшей). В основе ее лежат дефекты симультанного анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных и «квазипространственных» отношений). Проявляется в виде нарушений понимания определенных логико-грамматических конструкций (типа: брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.), отражающих пространственные отношения. В случаях обширных поражений указанной зоны больные не понимают смысла такого типа слов, как над, под, слева, справа и т. д. Данная форма афазии сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, конструктивного праксиса. Впервые описана X. Хэдом (1926).
Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение кинестезической афферентации, поступающей в указанные отделы коры больших полушарий во время произнесения слов. Проявляется в виде нарушения произношения слов, замены одних звуков другими вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова). В этих случаях бывает нарушено самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Другие виды речи страдают вторично. Впервые описана О. Липманом (1913).
Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. В то же время у данных больных не нарушено произношение отдельных звуков. Первично страдают активная устная речь и письмо, вторично нарушаются другие виды речи. Эфферентную моторную афазию следует отличать от дизартрии. Впервые описана П. Брока (1861).
Динамическая афазия возникает при поражении средне– и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, проявляющиеся в нарушениях планирования речи. Характеризуется нарушением связной устной и письменной активной речи, общей речевой аспонтанностью, трудностями актуализации слов, обозначающих действия. Протекает на фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку. Впервые описана К. Кляйстом (1934) под названием «дефект речевой инициативы».
В целом, согласно взглядам А. Р. Лурия, афазии делятся на две категории: парадигматические и синтагматические. Первые связаны с нарушениями кодирования речи (фонематического, артикуляционного и т. д.) и возникают при поражении задних отделов левого полушария; вторые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария мозга.
В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, существуют 7 форм афазии, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.
Сенсорная афазия возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В основе ее лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различения звукового состава слов. Для данной формы афазии характерны трудности понимания устной речи, трудности письма под диктовку. Вторично страдают и другие виды речи. Впервые описана С. Вернике (1874).
Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В основе ее лежит нарушение слухоречевой памяти. Проявляется в виде трудностей понимания речи в усложненных условиях (быстрая речь, одновременное предъявление двух речевых сообщений и т. д.), трудностей, возникающих в устной речи (поиск нужных слов, вербальные парафазии), затруднений письма под диктовку. Другие виды речи страдают вторично. Впервые описана как самостоятельная форма афазии А. Р. Лурия.
Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей легкости называния действий. Другие виды речи страдают вторично. Впервые описана А. Р. Лурия как один из вариантов амнестической афазии.
Семантическая афазия возникает при поражении зоны ТРО (третичной коры теменно-височно-затылочных отделов) левого полушария (у правшей). В основе ее лежат дефекты симультанного анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных и «квазипространственных» отношений). Проявляется в виде нарушений понимания определенных логико-грамматических конструкций (типа: брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.), отражающих пространственные отношения. В случаях обширных поражений указанной зоны больные не понимают смысла такого типа слов, как над, под, слева, справа и т. д. Данная форма афазии сочетается с нарушениями счета, пространственного мышления, конструктивного праксиса. Впервые описана X. Хэдом (1926).
Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В основе лежит нарушение кинестезической афферентации, поступающей в указанные отделы коры больших полушарий во время произнесения слов. Проявляется в виде нарушения произношения слов, замены одних звуков другими вследствие возникновения трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения слова). В этих случаях бывает нарушено самостоятельное письмо и письмо под диктовку. Другие виды речи страдают вторично. Впервые описана О. Липманом (1913).
Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. В то же время у данных больных не нарушено произношение отдельных звуков. Первично страдают активная устная речь и письмо, вторично нарушаются другие виды речи. Эфферентную моторную афазию следует отличать от дизартрии. Впервые описана П. Брока (1861).
Динамическая афазия возникает при поражении средне– и заднелобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В основе ее лежат нарушение сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, проявляющиеся в нарушениях планирования речи. Характеризуется нарушением связной устной и письменной активной речи, общей речевой аспонтанностью, трудностями актуализации слов, обозначающих действия. Протекает на фоне относительной сохранности повторной и автоматизированной речи, чтения и письма под диктовку. Впервые описана К. Кляйстом (1934) под названием «дефект речевой инициативы».
В целом, согласно взглядам А. Р. Лурия, афазии делятся на две категории: парадигматические и синтагматические. Первые связаны с нарушениями кодирования речи (фонематического, артикуляционного и т. д.) и возникают при поражении задних отделов левого полушария; вторые связаны с трудностями динамической организации речевого высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария мозга.
Источник: Словарь справочник по социальной работе