affectual action) - см. Типы социальной деятельности.
Аффективное действие
АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Источник: Большой толковый социологический словарь
Аффективное действие
действие неконтролируемое, эмоциональное, направляемое сиюминутным настроением и предпринимаемое без учета последствий
ДЕЙСТВИЕ АФФЕКТИВНОЕ
англ. action, affective; нем. Handeln, affektives. По М. Веберу - субъективно иррациональное поведение, обусловленное сиюминутными чувствами. См. АФФЕКТ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Аффективное действие
действие, определяющей характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние субъекта: захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги. Понятие «А.д.» было введено М. Вебером для определения выделенного им типа социального действия, который наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и традиционным типами входит в веберовскую типологию деятельности. В отличие от целерационального поведения и подобно ценностно-рациональному аффективное действие имеет свой смысл не в достижении какой-либо «внешней цели», а в определенности (в данном случае чисто эмоциональной) самого этого поведения, его характера, одушевляющей его «страсти» («аффекта»).
АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
действие, определяющей характеристикой к-рого явл. опред. эмоциональное состояние субъекта: захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги. Понятие «А. д.» было введено М. Вебером для определения выделенного им типа социального Д., к-рый наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и традиционным типами входит в веберовскую типологию деятельности. В отличие от целерационального поведения и подобно ценностно-рациональному А. д. имеет свой смысл не в достижении к.-л. «внешней цели», а в определенности (в данном случае чисто эмоциональной) самого этого поведения, его характера, одушевляющей его «страсти» («аффекта»).
Главное в таком Д.— стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, владеющей индивидом: вожделения, стремления отомстить, желания «снять напряжение» и пр. По Веберу, такое поведение находится «на границе» осмысленного и сознательно ориентированного человеческого Д. Однако именно его «пограничный характер», обозначающий «предельный случай» реального человеческого поведения, к-рый никак не может быть предложен в кач-ве общеобязательного образца, позволяет Веберу теоретически сконструировать соответствующий «идеальный тип» социального Д. Он фиксирует меру его минимальной осмысленности, за к-рой Д. перестает быть социальным, человеческим.
Главное в таком Д.— стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, владеющей индивидом: вожделения, стремления отомстить, желания «снять напряжение» и пр. По Веберу, такое поведение находится «на границе» осмысленного и сознательно ориентированного человеческого Д. Однако именно его «пограничный характер», обозначающий «предельный случай» реального человеческого поведения, к-рый никак не может быть предложен в кач-ве общеобязательного образца, позволяет Веберу теоретически сконструировать соответствующий «идеальный тип» социального Д. Он фиксирует меру его минимальной осмысленности, за к-рой Д. перестает быть социальным, человеческим.
ДЕЙСТВИЕ АФФЕКТИВНОЕ
действие, основной характеристикой к-рого является определяющее эмоциональное состояние действующего субъекта: захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги. Понятие, введенное М. Вебером для характеристики выделенного им типа действия, к-рый наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и традиционным типами входит в веберовскую типологию деятельности, положенную в основание веберовской социологии понимающей (см.). В отличие от целерационального действия и подобно ценностно-рациональному Д.а. имеет свой смысл не в достижении к.-л. "внешней цели", а в определенности (в данном случае чисто эмоциональной) самого этого действия, его характера, одушевляющей его "страсти" ("аффекта"). По М. Веберу, такое действие находится "на границе" (а часто и за пределами) осмысленной и сознательно ориентированной человеческой деятельности; однако именно его "пограничный характер", отражающий "предельный случай" реальной деятельности людей, для к-рых оно никак не могло бы быть нормой, дает возможность М. Веберу теоретически сконструировать соответствующий "идеальный тип" действия, обозначающий границу его минимальной осмысленности, за к-рой оно уже вообще перестает быть человеческой деятельностью. Главное в таком действии - стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, владеющей индивидом: месть, вожделение, желание "снять напряжение" и проч., что в общем-то оставляет мало пространства для конструктивного социокультурного творчества. Ю.Н. Давыдов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия