Аграфия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аграфия
(дисграфия) (греческая отрицательная приставка а- и grapho – пишу) – невозможность письма (аграфия) или частичное нарушение процесса письма (дисграфия), возникающие при различных расстройствах речи при достаточной сохранности интеллекта и сформированных навыках письма. У взрослых это одно из проявлений афазии, у детей может выступать как одно из проявлений общего недоразвития речи, связанного с ранним органическим повреждением головного мозга и может наблюдаться при нарушении звукового анализа слов из-за тугоухости или глухоты.
Аграфия имеет место при дефектах тонкой моторики руки и зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, при нарушении связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами. В этих случаях проявляются либо полная утрата способности писать, либо грубое искажение слов, пропуски слогов и букв, неспособность соединить буквы и слоги в слова и пр. Различаются:
- чистая (оптическая)аграфия - не связана с другими синдромами и обусловлена поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария;
- афатическая аграфия - возникает при афазии, когда поражена левая височная кора; обусловлена дефектами фонематического слуха и слухоречевой памяти;
- апрактическая аграфия - возникает при апраксиях;
- конструктивная аграфия - возникает при конструктивной апраксии.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Аграфия
от греч. а – отрицательная частица и лат. grapho – пишу) – нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.
Аграфия у детей – одно из проявлений алалии – следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко аграфия у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов. Аграфия у взрослых – одно из проявлений афазии. В этих случаях форма аграфии зависит от локализации поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой височной области (у правшей) аграфия связана либо с нарушением фонематического слуха, либо с дефектами слухоречевой памяти. При сохранном списывании с текста и сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомых слов, цифр и т. п.) нарушается письмо под диктовку и самостоятельное письмо. В легких случаях больные смешивают звуки, близкие по фонематическим признакам, затрудняются при выделении звуков в словах, сходных по звучанию; втяжелых случаях письмо становится для больных полностью недоступным. При поражении коры нижних отделов левой постцентральной области мозга (у правшей) аграфия бывает связана с нарушением кинестезической основы речевого акта. Больные ошибаются при написании звуков, близких по артикуляции (например д, л, н) и слабоартикулируемых звуков (гласных). Исключение внешней артикуляции еще более затрудняет письмо. При поражении коры нижних отделов левой премоторной области мозга (у правшей) аграфия возникает вследствие нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая «кинетическая мелодия» письма. Правильно записывая отдельные буквы и даже слоги, больные затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности переключения с одного слога или буквы на другой, что нарушает весь процесс письма. При поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга аграфия входит в синдром зрительных гностических расстройств. Возникают трудности перешифровки фонем в пространственно организованные графемы. Пространственно ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты проявляются в самостоятельном письме, письме под диктовку, при списывании текста. Иногда (чаще при поражении затылочно-височных отделов коры левого полушария мозга у правшей) больные вообще не могут написать графему, соответствующую тому или иному звуку; зрительные образы букв распадаются; изображенные больными буквы не имеют никакого сходства с требуемыми. Такое нарушение письма получило название оптической аграфии. Специальную форму аграфии составляют нарушения письма, возникающие при поражении лобных долей мозга, когда письмо страдает, как и другие виды произвольной целенаправленной психической деятельности. В таких случаях в наибольшей степени нарушается самостоятельное активное письмо вследствие дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания букв.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
132.86 кб

Экспериментальное исследование влияния задачи на продуктивность письма при сенсорной аграфии

Козинцева Е. Г.
В статье исследуются механизмы и закономерности изменения психологической структуры письменной речи при аграфии в условиях выполнения различных по содержанию письменных задач.