АГРЕССИВНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АГРЕССИВНОСТЬ
от лат. aggressio - нападение) - англ. aggressiveness; нем. Aggressivitat. Тенденция к агрессии.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Агрессивность
Форма индивидуального, группового или общественного поведения, выражающаяся в нанесении физического, материального, психологического или морального ущерба, либо в уничтожении другого человека или группы людей. Тесно связано с понятием насилие.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

АГРЕССИВНОСТЬ
от лат.aggressio - нападение), совокупностьэтологических элементов, характеризующих отношения между конкурирующими особями, между паразитом и хозяином, хищником и жертвой. Агрессивность является одним из важнейших естественных механизмов расселения организмов, формирования новых сообществ, реорганизации старых, регуляции численности. Этот термин имеет более биологический оттенок, нежели социальный. Агрессия является одним из важнейших способов регулирования взаимоотношений внутри группы и сохранения ее стабильности.

Источник: Глоссарий по биосоциологии

Агрессивность
устойчивая черта личности либо готовность к агрессивному поведению; обусловлена как закреплением индивидуального реагирования в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы. Важная роль принадлежит ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию окружения и пр.
Некоторые проявления агрессии и аутоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр.). В формировании агрессивности и проявлении агрессивных актов большую роль играет нарушение (ненадлежащее развитие) эмпатии, идентификации и толерантности, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

АГРЕССИВНОСТЬ

(лат. aggredi – нападать) – кратковременное эмоциональное состояние или индивидуальная черта личности, для которой характерна стойкая готовность до действий, направленных на причинение психологического или физического вреда. Агрессивными называют такие действия и такое отношение человека, которые, будучи враждебными, одновременно не имеют каких-либо объективных, не могут бать оправданиями обстоятельствами, которые произошли, или причинами морального или юридического характера, например необходимостью самообороны или защиты других людей. Существует: вербальная агрессия – выражение негативных чувств (угроза, проклятия, крик); физическая агрессия – физические действия против кого-либо; прямая агрессия – действие, направленное против любого субъекта или объекта; непрямая агрессия – действие, которое непрямо направлено на другого человека (сплетня, злые шутки), и действия, для которых характерна стихийность (проявления гнева, крики в толпе, толкания); инструментальная агрессия – продуманные действия по достижению определенной нейтральной цели; вражеская агрессия – действия, цель которых – причинение страдания объекту агрессивного поведения; аутоагрессия – действия, направленные на себя (самообвинения, самоунижение, нанесение телесных повреждений в форме вырывания волос, отказа от еды и др.). Агрессивное поведение может иметь скрытый, замаскированный характер, например, человек открывает с силой дверь, делая вид, что не заметил входящего. Характер агрессивного поведения в значительной степени определяют возрастные особенности. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и предъявляет определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко вызывает разные проявления агрессивного поведения. Кризисные, переходные этапы сопровождаются неудовлетворенностью своим положением, протестами, неуравновешенностью. Возрастные кризисы, которые приводят к существенному росту агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяют существующие соотношения и умения. Если взрослые переживают кризисы каждые 7-10 лет, то ребенок – значительно чаше. Возрастная динамика агрессивности у детей соответствует возрастным «кризисам» в 3-4 года, 6-7 лет и в 14-15 лет. Большинство агрессивных действий детей инструментальные, они сосредоточены вокруг предметом: дети ломают, забирают, кидают предметы один в одного, защищают свои вещи от проб отобрать их. Агрессию следует отличать от настойчивости, которая содержит в себе защиту имущества (например, отказ в разрешении взять игрушку), прав, желаний и устремлений. Хотя уровень агрессии детей и зависит от конкретной ситуации. Существуют также стойки индивидуальные различия в склонности к агрессивному поведению. Например, рождение нового ребенка в семье или развод родителей могут вызвать временное усиление агрессии, но сильная агрессия, которая длится больше, чем несколько месяцев, часто является признаком стойкого типа поведения. По мнению большинства специалистов, одним из источников агрессивности детей и подростков выступает семья. Формы проявления агрессии в семейных отношениях содержат: физическое и сексуальное насилие, холодность, обиды, игнорирование, негативные оценки, унижение достоинства личности, эмоциональное неприятия одного из членов семьи. К семейным факторам агрессивного поведения детей относят: необеспеченность базовых потребностей ребенка, игнорирование его интересов; жестокое обращение с ребенком (физические наказания, угрозы, запугивания, грубость, доминирование негативных оценок, запретов, культ силы, ограничение двигательной активности ребенка); хронические конфликты в семье; острая травма или потеря (болезнь, смерть одного из родителей, насилие, раз вод) с акцентом на травматические обстоятельства; низкий родительский потенциал (отсутствие ответственности за воспитание и развитие ребенка), их несостоятельность защитить себя и ребенка; недостаточное влияние отца (его отсутствие), что значительно усложняет нормальное развитие моральной сознательности; потакание родителями ребенку в выполнении его желаний, недостаточная требовательность родителей, их несостоятельность последовательно выдвигать требования или добиваться их исполнения; гиперопека – надмерное количество указаний, повышенная тревожность, например, за здоровье ребенка; несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не формируется четкое понимание норм поведения; личностные особенности родителей (раздраженность матери, жестокость отца, психические заболевания); отсутствие возможности членам семьи побыть в одиночестве из-за, например, маленькой жилплощади. В целом агрессивное поведение в семье формируется по следующему алгоритму: наследования и идентификация с агрессором; защитная реакция в случаях агрессии, направленной на ребенка; реакция протеста на неудовлетворение базовых потребностей.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
265.28 кб

Агрессивность как характеристика отношений в трудовом коллективе

Белова О.Н.
В статье рассмотрена положительная роль агрессивности в трудовом коллективе. Рассматриваются формы перевода деструктивной агрессивности в конструктивную.
Читать PDF
0.00 байт

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ ПРОТЕСТУЮЩИХ (о нелинейном развитии политического насилия)

Арман Мартиросян
Современные исследования указывают на необходимость создания новых методологических парадигм, в которых достойное место должны занимать новые политические воззрения на происходящие в мире изменения.
Читать PDF
0.00 байт

Местная постинъекционная агрессивность растворов лекарственных средств в инфильтрированных тканях и

Ураков А. Л., Уракова Н. А., Михайлова Н. А., Решетников А. П., Шахов В. И.
На основе ультразвуковой визуализации мягких тканей и управляемой инфильтрации «нужного места» разработаны способы профилактики и предотвращения постинъекционного некроза.
Читать PDF
253.35 кб

Агрессивность, враждебность, восприятие эмоциональной экспрессии и тяжесть депрессивного расстройств

Абрамова А. А., Кузнецова С. О.
Читать PDF
0.00 байт

Агрессивность свободнорадикальных процессов в перифокальной зоне -фактор рецидивирования меланомы ко

Франциянц Елена Михайловна, Джабаров Фархад Расимович, Розенко Людмила Яковлевна, Позднякова Виктория Вадимовна
Проведено исследование состояния свободнорадикальных процессов перифокальной зоны меланомы кожи у 56 больных с морфологически верифицированным диагнозом.
Читать PDF
108.38 кб

СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ФИБРИНОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЯЕТ АГРЕССИВНОСТЬ МЕЛАНОМЫ

Бандовкина В.А., Франциянц Е.М., Погорелова Ю.А., Черярина Н.Д.
Читать PDF
76.42 кб

Агрессивность к другой культуре как антикультура

Карягина Ю. А.
В статье раскрывается содержание двух противоположных процессов поликультурное развитие личности (последовательные шаги в становлении от непротивления культурному многообразию к открытости иным культурам) и антикультурное развитие
Читать PDF
125.43 кб

Агрессивность младших школьников в многонациональных классах и ее коррекция

Даниленко Татьяна Васильевна
Показано, что агрессивные и аутоагрессивные проявления в полиэтнических классах встречаются в два раза чаще, чем в этнически однородных. Такие проявления коррелируют с непринятием чужой культуры.
Читать PDF
292.80 кб

Влияние качества сна на агрессивность школьников

Курганов Сергей Александрович
В данной статье рассматривается взаимосвязь сна, сновиде-ний и девиантного поведения, а так же агрессии среди обучающихся средних и старших классов общеобразовательных школ.
Читать PDF
190.72 кб

Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности

Шабалин Олег Михайлович
Многообразие форм человеческой агрессивности, их неоднозначность и сложность приводят к тому, что в настоящее время в психологической науке отсутствует общепринятое определение этого понятия.
Читать PDF
138.46 кб

Агрессивность как фактор риска правонарушающего поведения подростков

Шабалин О. М.
Читать PDF
199.87 кб

Социальная адаптация и агрессивность подростков, воспитывающихся в условиях психической депривации

Зубкова Татьяна Николаевна, Бисалиев Рафаэль Валерьевич
Осуществлен сравнительный анализ уровней социально-психологической адаптации и форм агрессивных и враждебных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях депривации.
Читать PDF
339.87 кб

Агрессивное поведение и агрессивность личности

Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я.
Авторы статьи предприняли теоретический анализ агрессии в контексте, во-первых, ее дифференциации на понятия агрессивного поведения и агрессивности личности, во-вторых, ее деструктивности («негативности») и конструктивности («пози
Читать PDF
128.10 кб

Агрессивность ребенка в системе детско-родительских отношений: специфика и формы проявления, особенн

Тарасова Е. В.
В статье приведены некоторые результаты теоретического анализа и эмпирического изучения проблемы агрессивности ребенка, в частности акцентировано внимание на специфику и формы ее проявления в системе детско-родительских отношений
Читать PDF
273.54 кб

Агрессивность и особенности ее проявления в связи с группой крови человека

Вяткин Бронислав Александрович, Ротманова Наталья Валерьевна
В статье обосновывается возможность и необходимость использования в психологических исследованиях такого биохимического показателя, как группа крови.

Похожие термины:

  • Агрессивность социальная

    Агресивність соціальна. Social aggression. 1. Совокупность массовых, групповых или индивидуальных действий, как правило, находящихся на грани выхода за пределы отношений, регулируемых культурными нормами
  • Агрессивное поведение

    враждебные действия, целью которых являются причинение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное повед