АГРЕССИВНОСТЬ
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Глоссарий по биосоциологии
Некоторые проявления агрессии и аутоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр.). В формировании агрессивности и проявлении агрессивных актов большую роль играет нарушение (ненадлежащее развитие) эмпатии, идентификации и толерантности, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
(лат. aggredi – нападать) – кратковременное эмоциональное состояние или индивидуальная черта личности, для которой характерна стойкая готовность до действий, направленных на причинение психологического или физического вреда. Агрессивными называют такие действия и такое отношение человека, которые, будучи враждебными, одновременно не имеют каких-либо объективных, не могут бать оправданиями обстоятельствами, которые произошли, или причинами морального или юридического характера, например необходимостью самообороны или защиты других людей. Существует: вербальная агрессия – выражение негативных чувств (угроза, проклятия, крик); физическая агрессия – физические действия против кого-либо; прямая агрессия – действие, направленное против любого субъекта или объекта; непрямая агрессия – действие, которое непрямо направлено на другого человека (сплетня, злые шутки), и действия, для которых характерна стихийность (проявления гнева, крики в толпе, толкания); инструментальная агрессия – продуманные действия по достижению определенной нейтральной цели; вражеская агрессия – действия, цель которых – причинение страдания объекту агрессивного поведения; аутоагрессия – действия, направленные на себя (самообвинения, самоунижение, нанесение телесных повреждений в форме вырывания волос, отказа от еды и др.). Агрессивное поведение может иметь скрытый, замаскированный характер, например, человек открывает с силой дверь, делая вид, что не заметил входящего. Характер агрессивного поведения в значительной степени определяют возрастные особенности. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и предъявляет определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко вызывает разные проявления агрессивного поведения. Кризисные, переходные этапы сопровождаются неудовлетворенностью своим положением, протестами, неуравновешенностью. Возрастные кризисы, которые приводят к существенному росту агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяют существующие соотношения и умения. Если взрослые переживают кризисы каждые 7-10 лет, то ребенок – значительно чаше. Возрастная динамика агрессивности у детей соответствует возрастным «кризисам» в 3-4 года, 6-7 лет и в 14-15 лет. Большинство агрессивных действий детей инструментальные, они сосредоточены вокруг предметом: дети ломают, забирают, кидают предметы один в одного, защищают свои вещи от проб отобрать их. Агрессию следует отличать от настойчивости, которая содержит в себе защиту имущества (например, отказ в разрешении взять игрушку), прав, желаний и устремлений. Хотя уровень агрессии детей и зависит от конкретной ситуации. Существуют также стойки индивидуальные различия в склонности к агрессивному поведению. Например, рождение нового ребенка в семье или развод родителей могут вызвать временное усиление агрессии, но сильная агрессия, которая длится больше, чем несколько месяцев, часто является признаком стойкого типа поведения. По мнению большинства специалистов, одним из источников агрессивности детей и подростков выступает семья. Формы проявления агрессии в семейных отношениях содержат: физическое и сексуальное насилие, холодность, обиды, игнорирование, негативные оценки, унижение достоинства личности, эмоциональное неприятия одного из членов семьи. К семейным факторам агрессивного поведения детей относят: необеспеченность базовых потребностей ребенка, игнорирование его интересов; жестокое обращение с ребенком (физические наказания, угрозы, запугивания, грубость, доминирование негативных оценок, запретов, культ силы, ограничение двигательной активности ребенка); хронические конфликты в семье; острая травма или потеря (болезнь, смерть одного из родителей, насилие, раз вод) с акцентом на травматические обстоятельства; низкий родительский потенциал (отсутствие ответственности за воспитание и развитие ребенка), их несостоятельность защитить себя и ребенка; недостаточное влияние отца (его отсутствие), что значительно усложняет нормальное развитие моральной сознательности; потакание родителями ребенку в выполнении его желаний, недостаточная требовательность родителей, их несостоятельность последовательно выдвигать требования или добиваться их исполнения; гиперопека – надмерное количество указаний, повышенная тревожность, например, за здоровье ребенка; несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не формируется четкое понимание норм поведения; личностные особенности родителей (раздраженность матери, жестокость отца, психические заболевания); отсутствие возможности членам семьи побыть в одиночестве из-за, например, маленькой жилплощади. В целом агрессивное поведение в семье формируется по следующему алгоритму: наследования и идентификация с агрессором; защитная реакция в случаях агрессии, направленной на ребенка; реакция протеста на неудовлетворение базовых потребностей.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)