АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ

Найдено 1 определение
АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ
ее инициаторы и обеспечивающие реализацию идеи. Их можно назвать «акторами» или «агентами» инноваций, выполняющих различные функции в инновационном процессе. Одни выступают как авторы идеи новшества; другие — как лица, принимающие решения, и менеджеры; третьи — как маркетологи, изучающие и прогнозирующие спрос на новшество; четвертые — как разработчики технической документации (ноу-хау) изготовления этого новшества; пятые — как его производители.
Понятие «актор инновации» — собирательное; это может быть не один, а несколько человек, выполняющих разные функции. Первая функция — изобретение самой идеи практического новшества. Такие люди представляют собой инновационный капитал об-ва и заслуживают поддержки — моральной и материальной. Их право интеллектуальной собственности должно быть защищено законом и обычаем. Вторая функция — придание идее новшества такой степени конкретности, которая достаточна для подготовки к реализации. Это требует практического склада ума, что свойственно не всем изобретателям. Они — незаменимые соавторы изобретателей. Третья функция — воплощение идеи новшества в виде заявки на осуществление в организации. Персональный состав авторов фиксируется в заявке, что необходимо для обеспечения их авторских прав.
Директор фирмы — лицо, принимающее решения относительно инноваций, определяет весь ее жизненный цикл: принятие/отклонение заявки; назначение менеджера проекта; принятие/отклонение проекта; определение срока старта инновации; поэтапное выделение средств (человеческих, финансовых и др.) на реализацию проекта; при неблагоприятных обстоятельствах принятие решения о прекращении действий по ее внедрению. Менеджер проекта — основная фигура, обеспечивающая эффективное управление инновационным процессом. Его функции: координация и контроль качества подготовки обоснования и плана реализации проекта; поэтапная координация деятельности сторон-участниц при сохранении прямой ответственности за представителями этих сторон; отслеживание потребительского спроса и поведения клиентов; учет и регистрация динамики реализации проекта; контроль прохождения рубежей (ключевых событий) проекта; предупреждение, обнаружение причин рассогласований сбоев в инновационном процессе; подготовка предложений о досрочном завершении проекта при обнаружении признаков его неэффективности; оценка персонального вклада участников, их поощрение и санкции; организация проверки и приема результатов проекта.
Совр. менеджер инновационного проекта должен иметь высшее образование по специальности «Управление инновациями» (направление 6588200 — Инноватика) или по одной из базовых специальностей, относящихся к сфере деятельности фирмы, иметь солидную подготовку в области экономики и менеджмента, представлять собой творческую личность с четко выраженными организационными способностями.
По функциям в инновационном процессе можно выделить: экспертов, маркетологов, разработчиков, проектировщиков, изготовителей и распространителей. В зависимости от особенностей новшества и проекта как целого целесообразно выделять и другие функциональные группы участников. Их персональный состав в некоторых случаях стабилен, в других — неустойчив, меняется от этапа к этапу.
Лит.: Колосов В. Г. Введение в инноватику. — СПб.: СПбГПУ, 2002.

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.