АНАЛИЗ ПОЗИЦИОННЫЙ (АП)

Найдено 1 определение
АНАЛИЗ ПОЗИЦИОННЫЙ (АП)
метод организационной диагностики (часть развивающего диагностического интервью), позволяющий консультанту выявить различия мнений персонала об особенностях и о проблемах организации; понять причины этих различий и линию разделения. Никак не меньшее, а часто и большее значение имеют группы, базирующиеся на очевидных и легко определяемых признаках – принадлежности к разным, отделам, цехам, службам. Различие в интересах конструкторов и технологов, закупочных и продающих отделов, центрального офиса и филиалов и т.п. можно считать естественным. На практике мы видим самые разные основания для возникновения групп интересов в организации. Мы называем их позиционными группами, т.е. группами, различающимися разным отношением к происходящим или назревающим изменениям. Таких позиционных групп в организациях бывает настолько много, что необходимо проводить специальное исследование в зависимости от их значения для принятия и реализации согласованных решений. При анализе важно выделять два типа позиционности: тонкоструктурные и толстоструктурные. Границы первой позиционности проходят в сознании людей, а границы второй – сугубо подразделенческие, профессиональные и проч. Не надо думать, что тонкоструктурные признаки потому и тонки, что невлиятельны. Отнюдь. Люди, например, голосуют за те или иные партии не потому, что они пенсионеры или аспиранты, с высшим или со средним образованием. Это сказывается, но, главным образом, на выборах граждане руководствуются своими убеждениями, ценностными ориентациями, взглядами на жизнь. Теперь главный вопрос: зачем консультанту по управлению анализировать позиционную структуру организации? Ответ: во-первых, затем, чтобы учитывать отношение разных категорий и групп персонала к предполагаемым изменениям; во- вторых, чтобы знать, кого вовлечь в разработку решений по этим новшествам; в-третьих, потому что позиционный анализ даёт консультанту информацию о возможных точках сопротивления предстоящим изменениям и основания для разработки мер по преодолению их или нейтрализации. Любая организация представляет собой своего рода политическую конструкцию, где очень многое определяется соотношением интересов разных групп. Выяснить это соотношение можно именно через позиционный анализ. Иногда борьба позиционных сил в организации столь велика и многостороння, что мы составляем целую карту позиционностей. Анализ такой карты дает более-менее систематизированное представление о распределении позиционных групп в их комплексе и взаимозависимостях. А.И. Пригожин

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.