АНДЕРКЛАСС

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Андеркласс
социальная категория людей, выпавших из социальной структуры общества; те, кто живет вне рамок общества, господствующей культуры и общепринятого образа жизни, кто стал носителем культуры обездоленных.

Источник: Краткий словарь по социологии

Андеркласс
слой общества, образуемый деклассированными элементами (пьяницы, наркоманы и др.), потерявшими человеческий облик; "социальное дно" общества; слой общества, находяйщийся ниже (под) всех классов в социальной иерархии.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

андеркласс
underclass англ. under ‘под, внизу’ + class ‘класс’ — термин приписывают американскому социологу и антропологу О. льюису (Oscar Lewis, 1961). - Социальная категория людей, выпавших из социальной структуры общества; те, кто живет вне рамок общества, господствующей культуры и общепринятого образа жизни, кто стал носителем культуры обездоленных. тж. маргинал.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

андеркласс
«исключенные» социальные группы, характеризующиеся не только крайней бедностью, но и дискриминацией в отношении интеграции в общество, социальной пассивностью и «негативной самоидентификацией». Для А. характерны низкий уровень доходов и благосостояния, образования, продолжительности жизни, социальных притязаний наряду с высоким уровнем девиации и наличием особой субкультуры. По мнению Н.Е. Тихоновой, понятие А. не тождественно социальной эксклюзии. - Литература: Балабанова Е.С. Андеркласс: понятие и место в обществе // Социологические исследования, 1999. №12; Тихонова Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России, 2003. Т. XII, № 1; Ее же. Малообеспеченные в современной России: специфика уровня и образа жизни // Социологические исследования, 2009. №10.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

АНДЕРКЛАСС
UNDERCLASS) He совсем точное понятие, указывающее на класс людей, находящихся в некотором смысле на дне обществе или отделенных от большей его части. Существует множество различных определений андеркласса. Его членами в большинстве случаев считают длительно безработных, людей, получающих государственные социальные пособия, а также тех, кто вовлечен в теневую экономику или совершение преступлений. Как таковой андеркласс составляют главным образом представители ряда групп, таких, как пожилые, люди с ограниченными физическими возможностями или больные в течение долгого времени, безработные, особенно молодые безработные, семьи с одним родителем и определенные этнические группы. В дискуссиях, которые развернулись в Соединенных Штатах, последний момент имеет особенно важное значение: американский андеркласс составляют главным образом черные. Внимание как американских, так и британских исследователей сосредоточивается в частности на предполагаемом отсутствии благополучной семейной жизни в среде андеркласса. Утверждается, что дети, растущие в семьях в одним родителем, неспособны вырваться из андеркласса из-за отсутствия квалификации и сформировавшейся зависимости от социальных пособий. Эта позиция, таким образом, наследуется и передается. Поскольку идея существования андеркласса напрямую связана с вопросом о реформах в сфере социального обеспечения, она составляет предмет оживленных политических дебатов в британском и американском обществах. В частности именно на этой идее основываются предложения сократить бюджетные расходы на социальное обеспечение посредством содействия получателям пособий в выходе на оплачиваемую работу (и решительного убеждения этих людей в необходимости данного шага). См. также: Бедность; Государство всеобщего благосостояния; Женщины и работа; Рабочий класс; Статус. Лит.: Scott, J. (1993)

Источник: Социологический словарь

АНДЕРКЛАСС
далее - А.; от англ. under - "под") - термин, возникший в американской социологии в конце 1950-х - начале 1960-х, в рамках этнических и расовых исследований, для обозначения дискриминируемых этнических групп, компактно проживающих в гетто. Первоначально предполагал "исключенную" группу, которая в каком-то смысле находится вне основного направления движения общества, однако столь жесткая формулировка вызвала многочисленные возражения. В настоящее время используется в различных трактовках для обозначения дискриминируемых и "исключенных" групп с негативной коллективной идентификацией , вне зависимости от их этнической принадлежности.
Проблемы социального неравенства волновали людей задолго до возникновения социологии . Еще Аристотель в "Политике" писал, что в любом государстве есть три элемента: один класс очень богат, другой - очень беден, третий же - средний. Размышляя о стабильности государства, он отмечал, что у государств, в которых много бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов, поскольку бедность порождает бунт и преступления.
В первых социологических трактовках "низшего" класса отсутствует единая терминология. К. Маркс в своей классовой теории выделял люмпен-пролетариат, который по своей сути являлся тем, что в современной социологии обозначается как А. Маркс определял люмпен-пролетариат как "остатки и отбросы всех классов". В эту группу он включал мошенников, жуликов, старьевщиков, содержателей публичных домов, шарманщиков, нищих и другие "отбросы общества". М. Вебер в работе "Основные понятия стратификации" указывал на существование "негативно привилегированного класса", в который он включал тех, кто не имел ни собственности, ни квалификации, которые можно было бы предложить на рынке. У.Л. Уорнер на основе разработанной им теории репутаций выделял 6 классов, из которых "низший низший" (низший слой низшего класса) состоял из наиболее бедных и отверженных членов общества.
Расовые и этнические исследования стали особенно актуальными в США и Западной Европе после второй мировой войны, вследствие захлестнувшей их волны иммиграции из стран третьего мира, а также процессов демократизации и либерализации общественной жизни, приведших к снижению уровня всех форм социального контроля . Ожидаемой ассимиляции не произошло; "не принятые" этнические меньшинства самогеттоизировались, криминализовались, укреплялась их негативная коллективная идентификация; на этой почве развивалась катастрофическая эскалация этнических конфликтов. Возникла необходимость в пересмотре стратификационно-классовых схем, интегрировании в них расово-этнического фактора. Мнения о значимости этнического фактора в социальной стратификации разделились. В США, где социальную структуру традиционно представляют в виде "лестницы", лишенной жестких непроницаемых ("классовых") перегородок, А. рассматривается в терминах стиля жизни. Так, в качестве "симптомов" принадлежности черных гетто к А. называются "низкий уровень притязаний, низкий уровень образования, нестабильность браков, высокий процент незаконнорожденных, безработица, преступность, наркомания и алкоголизм, высокая заболеваемость, низкая продолжительность жизни" (К. Кларк). В Европе, где в исследованиях социальной структуры преобладает классовый подход, в рамках традиционных дискуссий между марксистами и веберианцами дебатируется вопрос о том, составляют ли иммигранты особые, наиболее обездоленные, слои рабочего класса (и, следовательно, не являются А.), или этническая принадлежность полностью лишает их статусных и властных преимуществ, в результате чего иммигранты оказываются в худшем положении, чем рабочий класс, не только в экономической сфере, но и в сфере потребления, т.е. образуют А.
Несколько позже понятие "А.", как и многие термины, касающиеся дискриминации и первоначально появившиеся в рамках этнических исследований, было распространено на все дискриминируемые и исключаемые группы. Согласно определению Ф. Паркина, А. образуется "в результате социального исключения групп с негативной коллективной идентификацией". Шведский экономист и социолог Г. Мюрдаль определяет низший класс как "ущемленный в своих интересах класс, состоящий из безработных, нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов". По определению К. Аулетты, А. состоит из четырех четко различимых категорий: 1) пассивных бедных граждан, как правило, в течение длительного времени получающих государственные пособия; 2) членов агрессивных преступных группировок, терроризирующих улицы большинства городов (в эту категорию нередко входят бросившие школу молодые люди и наркоманы); 3) людей, зарабатывающих на жизнь в "теневом" секторе экономики; 4) алкоголиков, бродяг, бездомных, попрошаек и выпущенных из мест заключения.
В современной социологии используются два основных критерия для выделения А. В первом подходе (преимущественно, американском) превалирует точка зрения на А. как на собрание антисоциальных элементов - это люди, не имеющие легальных средств существования, легальных доходов, профессии, легального занятия, легальной собственности. Он пополняется за счет несовершеннолетних правонарушителей, отчисленных из школ учащихся, наркоманов, живущих на пособие матерей-одиночек, грабителей, особо опасных преступников, сутенеров, торговцев наркотиками, попрошаек и т.п.
Согласно второму подходу (преимущественно, европейскому), А., помимо антисоциальных, включает также беднейшие слои населения. У индивидов, семей и групп населения, находящихся в состоянии бедности, отсутствует достаточное количество ресурсов для поддержания стандартов питания, времяпрепровождения, условий жизни и быта, традиционных для общества, к которому они принадлежат. Поэтому они "действительно исключены из нормальных отношений, жизненных традиций, деятельности" (П. Таунсенд) и с течением времени неизбежно начинают пополнять антисоциальные слои.
Рассматривая социальную структуру современной России, Н.М. Римашевская не использует термин А., но наряду с элитой и средними слоями выделяет слой "маргиналов", характеризующихся низкой адаптацией, асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности, а также "криминалитет", обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.
В А. формируется специфическая культура. Характерные черты этой культуры - нежелание что-либо менять в жизни, иметь легальные доходы и занятия; презрение к общественным нормам, моральная деградация. Иногда эта культура формируется поколениями. Общество старается отгородиться от таких групп, внутри которых также появляется своя стратификация и субкультуры . Существуют (и иногда даже специально создаются) отдельные поселения таких групп, контроль за которыми со стороны общества часто весьма затруднителен.
При всем многообразии стратификационных систем, А. ни в одну из них не входит, что показывает его существенную особенность среди других классов.
М.С. Терещенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
405.58 кб

Андеркласс в классово-стратификационной структуре российского общества

Жвитиашвили А. Ш.
Читать PDF
149.34 кб

2004. 04. 011. Доманьски г. Феминизируется ли восточноевропейский «Андеркласс»? Domanski H. is the E

Рахманов А. Б.
Читать PDF
287.77 кб

Андеркласс и маргинальность: сравнительный анализ современных теорий и Чикагской концепции

Гусев Алексей
В данной работе производится сравнительный анализ современных исследований нижних слоев и работ социологов Чикагской школы, посвященных бедности и девиации.
Читать PDF
60.45 кб

Исследования андеркласса в современном российском обществе: основные методологические подходы

Батуренко Светлана Алексеевна
В данной статье анализируется проблема исследования андеркласса в современном российском обществе. Автор описывает основные методологические подходы, разрабатываемые в отечественной социологии.