АНИМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 1 определение
АНИМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
(фр. animer – вдохновлять, побуждать к определенной деятельности) – деятельность, направленная на побуждение индивида, группы, сообщества к осознанию и раскрытию потенциала, создание условий для реализации разносторонних возможностей, осуществление социокультурных и социообразовательных программ и проектов. В педагогическом контексте анимация – это направление социальной деятельности, ориентированной на реализацию профессиональных действий специалиста с целью оздоровления социального климата, создания атмосферы креативности (творчества), оказания помощи людям в адаптации к социальным изменениям, содействие их интеграции в социокультурное пространство, побуждение их к взаимодействию через привлечение к просоциальной деятельности. Само понятие социокультурной анимации возникло во Франции после Второй мировой войны и тесно связано с теорией социально-воспитательной среды. Воспитательные инициативы, направленные на позитивную социализацию ученика за пределами школы и в широких слоях социальной работы, возродились в конце 1960-х гг. наравне с другими социальными движениями. Основными причинами развития концепции анимации были: понижение общественной активности, как в городских, так и в сельских общинах, необходимость активизации воспитательного потенциала социально-культурного пространства ребенка. Термин «аниматор» был введен для характеристики организаторов деятельности детей в свободное от учебных занятий время и использовался в основном в контексте идеи педагогизации досуга. Позже французские педагоги (в частности, Р. Торайя) пришли к выводу, что педагогическая анимация охватывает не только внешкольную и внеурочную деятельность школьника, но и активно внедряется в учебно-воспитательный процесс. Постепенно происходит эволюция в плане понимания анимации в таком направлении: от категории социокультурной к категории социальнопедагогической. Так, на Первом Национальном Конгрессе по вопросам анимации, который состоялся в 1966 году, социолог Ж.-П. Имоф в своем докладе определил анимацию как деятельность в группе или с группой, коллективом, социальным окружением, направленную на развитие взаимодействия внутри этой группы с использованием методов прямого участия и интеграции. Основной функцией анимации была определена адаптация личности к новым формам социальной жизни с учетом таких аспектов, как работа по инадаптации и развитию личности, коллектива. Анимация постепенно приобретает признаки методологии установления взаимоотношений между людьми и их связей с культурой на разных уровнях ее выражения. П. Безнар, известный французский ученый, отметил, что в основе анимации – синтез таких разных и сложных научных областей, как психология, история, социология, политические науки и др. В научной литературе выделяют анимацию социальную, культурную, социокультурную, социовоспитательную, педагогическую и т.д. Профессиональное поле специалиста по анимационной деятельности достаточно широко. В зависимости от различных критериев анимацию классифицируют как: городскую, уличную (по географическому критерию); социальную, культурную (по содержанию, специфике уровня внедрения); политическую, коммерческую, школьную, эстетическую (по сектору основной деятельности); профессиональную, волонтерскую (по статусу аниматора); общественную, частную; прибыльную, неприбыльную (по виду финансирования); анимацию, сконцентрованную на содержании, группе, отношениях, обучении (по педагогическому критерию).
Анимационную деятельность также можно охарактеризовать и по некоторым вспомогательным критериям: анимация молодежи, взрослых, людей пожилого возраста и т.д. (по возрасту личности); анимация среды рабочих, крестьян, служащих и т.д. (по профессиональному своеобразию); анимация по гендерному признаку и по культурному уровню участников; анимация музыкального досуга, туризма, спортивная анимация, театральная, киноклуб, фотоклуб, рукоделие (по содержанию мероприятий) и т.д. В процессе социального развития менялись содержание и формы анимационной деятельности, что обусловило расширение ее функций. Сегодня различают такие основные функции анимации: социальная функция адаптации и интеграции, реализация которой обеспечивает процесс социализации личности и ее готовность к динамическим изменениям в обществе как на политико-экономическом уровне, так и на культурном; рекреалогическая функция, связанная с досугом и его организацией – благодаря хорошо подготовленной и организованной деятельности специалистов-аниматоров культурный досуг становится основой дальнейшего культурного, деятельностного, практически направленного личностного роста в соответствии с культурными запросами разных категорий молодежи; учебно-воспитательная функция – анимация содействует дополнению образования, развитию культурных, а также духовных потребностей и интересов личности; превентивная функция – анимация позволяет предвидеть и ограничить девиации, помогает в урегулировании общественной жизни; критическая функция – речь идет о возможностях анимации в нормализации, содействии в установлении качественно новых отношений между людьми и группами, в поиске нового способа жизни, более качественного и содержательного; устанавливает новое отношение к окружающему материальному и духовному миру; благоприятствует развитию критического мышления личности; культурная функция. Анимация широко распространена в работе с молодежью – в различных детских и юношеских объединениях, молодежных клубах, досуговых учреждениях.
Значительного развития достигла анимация в социокультурных центрах, где анимационная деятельность осуществляется для всех слоев населения независимо от возраста, как в сфере культурного досуга, так и в сфере образовательнопрофессиональной. В последнее время актуальной является новая форма анимационной деятельности – в жилищных секторах-кварталах, основной целью которой есть создание благоприятных условий для позитивноактивной жизнедеятельности и взаимодействия людей в конкретном территориальном и культурном пространстве. Центры социально-культурной анимации создаются также на предприятиях. Активно развиваются новые направления анимационной деятельности в сфере туризма, гостиничного бизнеса, спорта, медицины. В современном понимании понятие «социальный аниматор» отражает качественно новую грань профессиограммы специалиста, личность и деятельность которого направлены на создание и реализацию анимационного проекта с целью активизации воспитательной, культурной и социальной деятельности людей, для улучшения взаимопонимания, создания атмосферы толерантности, креативности в конкретной группе, инициирования просоциальных действий, улучшения условий самого процесса социализации личности в определенной среде и в обществе в целом. Цель социального аниматора – не только и не столько определять проблемную ситуацию, в которой пребывает человек, и помогать в ее разрешении через посредническую деятельность (между человеком или группой людей, которые нуждаются в социально-педагогической помощи разного характера, и социальными институциями, которые непосредственно занимаются социальной поддержкой), а прежде всего – стимулировать, «вдохновлять» личность на самораскрытие, саморазвитие и самопомощь. О специалисте, который обладает анимационной культурой, можно говорить в том случае, когда ему присущи определенный уровень знаний и умений их реализовывать, способность к преобразовательной социальной практике. В современной социальной работе анимация – явление новое и находится в стадии развития.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
13.16 мб

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В СОВЕТСКОМ АНИМАЦИОННОМ КИНО 1950-1980 ГГ

Голикова-Пошка Евгения Владимировна
В статье рассматривается использование визуальных и вербальных приемов социальной рекламы в советском анимационном кино второй половины ХХ века.
Читать PDF
1.27 мб

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Головко Т.И.
В статье рассматриваются методологические и организационные аспекты ис-пользования технологий социально-культурной анимации и рекреации в оптимизации межлично стных взаимоотношений и развитии духовно-творческих качеств личности уч
Читать PDF
45.92 кб

Социально-культурная анимация Франции в современном франко-русском диалоге

Ковальчук Аделаида Сергеевна
В данной статье рассматривается значение социально-культурной анимации Франции в развитии франко-русских отношений. Деятели русской культуры жили и создавали культурные ценности во Франции, французы — в России.
Читать PDF
231.34 кб

Педагогическая анимация - социально-профессиональный феномен современности

Шульга Ирина Ивановна
В статье раскрываются теоретические подходы к анализу социально-культурного и психолого-педагогического феномена педагогической анимации с позиций философской, психологической, педагогической науки.
Читать PDF
154.42 кб

Социально-культурная анимация и её особенности в педагогической антропологии

Горбачев Александр Александрович, Дмитриева Анна Вячеславовна
В статье рассмотрены антропологические основы социально-культурной анимации как педагогического явления и средства культуры и искусства.
Читать PDF
55.92 кб

Театральная анимация как направление социальнокультурной ресоциализации личности

Мацукевич Ольга Юрьевна
В статье раскрыт воспитательный потенциал театральной анимации. Сделан вывод о возможности применения театральной анимации в системе социализации личности.In article the educational potential of theatrical animation is opened.
Читать PDF
2.11 мб

Анимационные экскурсии как способ формирования социально значимых качеств у молодёжи

Чернышева Татьяна Леонидовна
Представлена анимационная экскурсия как способ формирования у молодёжи качеств, недостаток которых отмечают педагоги.
Читать PDF
664.10 кб

Синергетика в креативной практике создания социально-культурных анимационных программ

Курина Вера Алексеевна, Шиканова Е.А.
В статье представлена точка зрения по вопросу организации социально-культурных анимационных программ в образовательном процессе и жизнедеятельности населения; обозначена интеграция креативной практики социально-культурной деятельн
Читать PDF
378.39 кб

Потенциалы анимационной деятельности как средства социального воспитания студентов вуза

Петрова Мария Сергеевна
Учитывая сложившуюся социокультурную ситуацию современного общества, потребность эффективно использовать потенциалы досуга, правомерно говорить о необходимости усиления внимания к анимационной деятельности как средству социального
Читать PDF
552.12 кб

Социально-культурная анимация как средство профилактики девиантного поведения детей-сирот

Моисеева Мария Георгиевна
В статье рассматриваются основные подходы к использованию технологии социально-куль-турной анимации в работе с детьми-сиротами.
Читать PDF
259.68 кб

Модель профилактики девиантного поведения детей-сирот средствами социально-культурной анимации

Моисеева М. Г.
Представлена модель профилактики девиантного поведения детей-сирот средствами социально-культурной анимации как педагогическая система по формированию психологического барьера против асоциального поведения детей-сирот, включающая
Читать PDF
240.54 кб

Технологии социально-культурной анимации как средство коррекции девиантного поведения подростков

Сайкина Л. В., Шарапова О. В.
The article considers the peculiarities of correction of teenagers' deviant behaviour on the basis of one of the most intensively developing trends in modern socio-cultural activity socio-cultural animation, which presupposes real
Читать PDF
966.06 кб

Технология социально-культурной анимации как средство воспитания коллективизма у детей и подростков

Дмитриева А.В.
В статье рассматривается технология социально-культурной анимации, которая имеет конкретную цель воспитание коллективизма у детей и подростков.
Читать PDF
144.57 кб

Современное состояние изучения социально-культурной анимации в российской педагогической науке: анал

Тарасов Л. В.
В статье представлены результаты аналитико-библиографического обзора современных российских монографий, учебных пособий и диссертаций по социально-культурной анимации.
Читать PDF
70.89 кб

Социально-культурная анимация и рекреация в системе вузовской подготовки бакалавров социально-культу

Ярошенко Николай Николаевич
В статье раскрыто содержание нового профиля подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурной деятельности «Социально-культурная анимация и рекреация», предусмотренному ФГОС ВПО третьего поколения по направ