(фр. animer – вдохновлять, побуждать к определенной деятельности) – деятельность, направленная на побуждение индивида, группы, сообщества к осознанию и раскрытию потенциала, создание условий для реализации разносторонних возможностей, осуществление социокультурных и социообразовательных программ и проектов. В педагогическом контексте анимация – это направление социальной деятельности, ориентированной на реализацию профессиональных действий специалиста с целью оздоровления социального климата, создания атмосферы креативности (творчества), оказания помощи людям в адаптации к социальным изменениям, содействие их интеграции в социокультурное пространство, побуждение их к взаимодействию через привлечение к просоциальной деятельности. Само понятие социокультурной анимации возникло во Франции после Второй мировой войны и тесно связано с теорией социально-воспитательной среды. Воспитательные инициативы, направленные на позитивную социализацию ученика за пределами школы и в широких слоях социальной работы, возродились в конце 1960-х гг. наравне с другими социальными движениями. Основными причинами развития концепции анимации были: понижение общественной активности, как в городских, так и в сельских общинах, необходимость активизации воспитательного потенциала социально-культурного пространства ребенка. Термин «аниматор» был введен для характеристики организаторов деятельности детей в свободное от учебных занятий время и использовался в основном в контексте идеи педагогизации досуга. Позже французские педагоги (в частности, Р. Торайя) пришли к выводу, что педагогическая анимация охватывает не только внешкольную и внеурочную деятельность школьника, но и активно внедряется в учебно-воспитательный процесс. Постепенно происходит эволюция в плане понимания анимации в таком направлении: от категории социокультурной к категории социальнопедагогической. Так, на Первом Национальном Конгрессе по вопросам анимации, который состоялся в 1966 году, социолог Ж.-П. Имоф в своем докладе определил анимацию как деятельность в группе или с группой, коллективом, социальным окружением, направленную на развитие взаимодействия внутри этой группы с использованием методов прямого участия и интеграции. Основной функцией анимации была определена адаптация личности к новым формам социальной жизни с учетом таких аспектов, как работа по инадаптации и развитию личности, коллектива. Анимация постепенно приобретает признаки методологии установления взаимоотношений между людьми и их связей с культурой на разных уровнях ее выражения. П. Безнар, известный французский ученый, отметил, что в основе анимации – синтез таких разных и сложных научных областей, как психология, история, социология, политические науки и др. В научной литературе выделяют анимацию социальную, культурную, социокультурную, социовоспитательную, педагогическую и т.д. Профессиональное поле специалиста по анимационной деятельности достаточно широко. В зависимости от различных критериев анимацию классифицируют как: городскую, уличную (по географическому критерию); социальную, культурную (по содержанию, специфике уровня внедрения); политическую, коммерческую, школьную, эстетическую (по сектору основной деятельности); профессиональную, волонтерскую (по статусу аниматора); общественную, частную; прибыльную, неприбыльную (по виду финансирования); анимацию, сконцентрованную на содержании, группе, отношениях, обучении (по педагогическому критерию).
Анимационную деятельность также можно охарактеризовать и по некоторым вспомогательным критериям: анимация молодежи, взрослых, людей пожилого возраста и т.д. (по возрасту личности); анимация среды рабочих, крестьян, служащих и т.д. (по профессиональному своеобразию); анимация по гендерному признаку и по культурному уровню участников; анимация музыкального досуга, туризма, спортивная анимация, театральная, киноклуб, фотоклуб, рукоделие (по содержанию мероприятий) и т.д. В процессе социального развития менялись содержание и формы анимационной деятельности, что обусловило расширение ее функций. Сегодня различают такие основные функции анимации: социальная функция адаптации и интеграции, реализация которой обеспечивает процесс социализации личности и ее готовность к динамическим изменениям в обществе как на политико-экономическом уровне, так и на культурном; рекреалогическая функция, связанная с досугом и его организацией – благодаря хорошо подготовленной и организованной деятельности специалистов-аниматоров культурный досуг становится основой дальнейшего культурного, деятельностного, практически направленного личностного роста в соответствии с культурными запросами разных категорий молодежи; учебно-воспитательная функция – анимация содействует дополнению образования, развитию культурных, а также духовных потребностей и интересов личности; превентивная функция – анимация позволяет предвидеть и ограничить девиации, помогает в урегулировании общественной жизни; критическая функция – речь идет о возможностях анимации в нормализации, содействии в установлении качественно новых отношений между людьми и группами, в поиске нового способа жизни, более качественного и содержательного; устанавливает новое отношение к окружающему материальному и духовному миру; благоприятствует развитию критического мышления личности; культурная функция. Анимация широко распространена в работе с молодежью – в различных детских и юношеских объединениях, молодежных клубах, досуговых учреждениях.
Значительного развития достигла анимация в социокультурных центрах, где анимационная деятельность осуществляется для всех слоев населения независимо от возраста, как в сфере культурного досуга, так и в сфере образовательнопрофессиональной. В последнее время актуальной является новая форма анимационной деятельности – в жилищных секторах-кварталах, основной целью которой есть создание благоприятных условий для позитивноактивной жизнедеятельности и взаимодействия людей в конкретном территориальном и культурном пространстве. Центры социально-культурной анимации создаются также на предприятиях. Активно развиваются новые направления анимационной деятельности в сфере туризма, гостиничного бизнеса, спорта, медицины. В современном понимании понятие «социальный аниматор» отражает качественно новую грань профессиограммы специалиста, личность и деятельность которого направлены на создание и реализацию анимационного проекта с целью активизации воспитательной, культурной и социальной деятельности людей, для улучшения взаимопонимания, создания атмосферы толерантности, креативности в конкретной группе, инициирования просоциальных действий, улучшения условий самого процесса социализации личности в определенной среде и в обществе в целом. Цель социального аниматора – не только и не столько определять проблемную ситуацию, в которой пребывает человек, и помогать в ее разрешении через посредническую деятельность (между человеком или группой людей, которые нуждаются в социально-педагогической помощи разного характера, и социальными институциями, которые непосредственно занимаются социальной поддержкой), а прежде всего – стимулировать, «вдохновлять» личность на самораскрытие, саморазвитие и самопомощь. О специалисте, который обладает анимационной культурой, можно говорить в том случае, когда ему присущи определенный уровень знаний и умений их реализовывать, способность к преобразовательной социальной практике. В современной социальной работе анимация – явление новое и находится в стадии развития.
АНИМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
АНИМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)