Анимизм

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Анимизм (animism)
Вера в то, что духовные сущности управляют событиями в мире.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Анимизм
представление, согласно которому элементы природного мира являются разумными формами жизни, влияющими на людей.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

АНИМИЗМ
animism) — вера в то, что явления природы, например, горы или растения, обладают духом или жизненными силами и что происходящее в мире есть результат их воздействия. Ср. Тотемизм.

Источник: Большой толковый социологический словарь

АНИМИЗМ
от лат. anima - душа, дух) - англ. animism; нем. Animis-mus. 1. Вера в существование душ и духов. 2. Характерная для первобытных народов вера в то, что все явления внешнего мира имеют собственную душу; первоначальная форма религиозности, по Э. Тайлору. 3. По Ж. Пиаже - особенность психики ребенка раннего возраста считать окружающие предметы живыми, "оживлять" неодушевленное.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

АНИМИЗМ
ANIMISM) Одно из основных понятий эволюционной теории религии, которая разрабатывалась в XIX в. Анимизм являлся, как утверждалось, частью первобытной философии, объяснявшей такие явления, как сны, галлюцинации и смерть одушевленностью животных и растений и существованием человеческой души. В эволюционной схеме культурного развития на смену как теологии, так и анимистической философии приходит позитивистская наука. Последующие теории рассматривали религию скорее с точки зрения ее социальных функций, нежели ее индивидуальных и когнитивных характеристик.

Источник: Социологический словарь

Анимизм
animism), наделение душой всех существ, неживых предметов и природных явлений. В антропологии термин А. обозначает религ. веру, согласно к-рой мир населен духами, способными помогать или вредить человеку. Напр., меланезийские племена верили во всепроникающий дух мана, к-рый способен творить как добро, так и зло. Умилостивить духов можно было с помощью магических заклинаний и амулетов, разл. табу. Нек-рые антропологи 19 в. считали А. примитивнейшей формой религии; в наст, время, однако, ученые предпочитают избегать подобных определений. А. — обычно один из осн. элементов всех классификаций неевроп. религий.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Анимизм
(от лат. animus – душа, дух, разумное начало, мысль). Анімізм. Animism. 1. Согласно Г. Спенсеру (Herbert Spencer) и Э. Тайлор (Tylor Edward Burnett) – вера в душу и духов, как одна из первоначальных форм религии, свойственная первобытным людям. Данная точка зрения была высказана в полемике с идеей фетишизма (почитание различных предметов и явлений природы) Ш. де Бросса (Charles de Brosses) высказанной им в работе “Очерк первобытной религии”. Фетишизм для де Бросса – “всякая религия, которая имеет в качестве объекта культы животных или неодушевленных земных существ”. Эти объекты – фетиши – представляются обиталищем духов (например, талисманы, амулеты, славянские обереги, индейские вампумы и т. д., что впоследствии стали называть магическими предметами). Другими словами, де Бросс вслед за французскими материалистами, искал земные корни религии и приходил к мысли, что она не изначальна, а производна, вторична. Позже Г. Спенсер (Herbert Spencer) и Э. Тайлор (Tylor Edward Burnett) пытались растянуть время (историю) сущестствования религии, относя ее практически в бесконечное прошлое. И делали это посредством идеи А., как бы изначальной и по сути религиозной веры первобытного человека в душу и духов. 2. Характеристика духовной культуры, свойственной еще не выделившемуся из природы первобытному человеку и потому воспринимавшему ее в категориях собственной жизнедеятельности. Это не вера в собственном смысле в душу и духов, ибо для такой веры необходимо хотя бы понятие о них, а способ объяснения воздействия на человека явлений природы и восприятие их по аналогии с человеческой жизнедеятельностью. В более поздних описаниях особенности такого восприятия названо одушевлением или одухотворением в действительности не одухотворенных предметов. См. также Синкретизм и Фетишизм.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Анимизм
(от лат. anima, animus – дух, душа), вера в существование духов и душ как сверхъестественных существ (образов), которые заключены в материальные тела (души) или существуют сами по себе (духи) и управляют всеми явлениями и процессами материального мира.
Души и духи могли быть зооморфными, фитоморфными, но часто, в соответствии с характерным для архаических верований антропоморфизмом, они персонифицировали природные явления (гром, ветер и т.п.) и объекты (деревья, источники и т.п.), наделялись сознанием, собственной волей и другими человеческими свойствами, в частности, способностью вредить людям (например, духи болезней). Однако, они не противопоставлялись этим объектам как их духовные сущности – дух мог отождествляться с фетишем, погибать вместе со своим вместилищем и т.п. Душа человека воплощалась в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание), его органах (сердце, голова). Допускалась возможность перевоплощения душ. Для А. характерно противопоставление видимого («своего», освоенного) и невидимого (потустороннего мира духов), живого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, одушевлённого и неодушевлённого. А. возник в эпоху первобытности и универсален для всех культур человечества, это – элемент всякой религии. Часто его отождествляют с полидемонизмом.
Термин «А.» был введён Э.Тайлором, который на основе обширного этнографического материала показал, что представления о душе прошли долгий путь исторического развития. На ранних стадиях душа воображалась смертной, материальной (например, мягкой на ощупь, по убеждению эскимосов), имеющей животный облик и телесные потребности (в пище, питье, жилище и проч.). С течением времени вырабатывается утвердившееся в поздних религиях понимание души как бессмертного бестелесного существа, имеющего вид человека, в теле которого она пребывала или пребывает.
Анклав – (франц. enclave, от лат. inclavo – запираю на ключ), территория или часть территории одного государства, окружённая со всех сторон территорией другого государства. Например, Лесото в Африке. Если А. имеет выход к морю, его называют полуанклавом. Например, Калининградская область в России.
А. называют также часть территории этнической одного этноса, которая со всех сторон окружена этнической территорией или территорией государства другого этноса. Например, Южная Осетия, находящаяся на территории Грузии; армянское население Нагорного Карабаха на территории Азербайджана.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия и термины. Изд-во Дальневост. ун-та 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
353.08 кб

Религия и экология: культура отношения к природе в анимизме и Библии

Чернов Андрей Владимирович
В статье речь идет об отношении к природе в анимистических культах, которые часто признаются более экофильными системами, нежели традиционное библейское мировоззрение.