Анн Робер Жак Тюрго

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Анн Робер Жак Тюрго

(1727—81), франц. гос. деятель, философ-просветитель и экономист. Окончил теологич. факультет Сорбонны, но отказался от духовной карьеры. Филос. воззрения Т. формировались под воздействием идей просветителей, с к-рыми он сотрудничал в Энциклопедии Дидро и ДАламбера. Материалистические и сенсуалистические взгляды сочетались у Т. с признанием роли бога-творца как первоисточника бытия. Доказывая постоянство действия законов природы, Т. сформулировал один из первых вариантов рационалистической теории обществ, прогресса, предвосхитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трех стадиях культурного прогресса человечества: религ., спекулятивной и науч.; впоследствии эту идею развивал Конт. Осн. соч. Т. - Размышления о создании и распределении богатства (1766). Вслед за физиократами Т. отстаивал принцип свободы эконом, деят-ти. Т. придавал большое значение собственности и ее роли в иерархическом делении об-ва, различая внутри земледельческого класса и класса ремесленников предпринимателей и наемных работников ( класс).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ТЮРГО (Turgo) Анн Робер Жак
1727-1781) - французский государственный деятель, философ-просветитель и экономист. Получил теологическое образование, но под влиянием идей новой философии (Дж. Локк, Вольтер, Ш.Л. Монтескье) отказался от духовного звания и поступил на государственную службу в Парижский парламент. Будучи министром финансов и экономики (1774-1776), проявил себя как радикальный буржуазный министр, деятельность которого была введением к Французской революции. На посту генерального контролера финансов провел ряд антифеодальных реформ, которые вызвали сопротивление привилегированных сословий и после отставки Т. были отменены.
Философские воззрения Т. формировались под воздействием идей просветителей Д. Дидро и ДАламбера, с которыми он сотрудничал в "Энциклопедии". Т. сформулировал тезис о прогрессе как всеобщем историческом законе: "…Масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству". Т. указывал на связь между способом добывания средств к жизни и складывающимися в этом обществе социальными отношениями. В политической экономии Т. примыкал к физиократам, развивая их экономическую теорию.
В основном сочинении "Размышления о создании и распределении богатства" (1766, рус. пер. 1905) Т. отстаивал принцип свободы экономической деятельности. Он впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества, различая внутри "земледельческого класса" и "класса ремесленников" предпринимателей и наемных работников. Т., идеолог нарождавшегося капитализма, по словам К. Маркса , был одним из интеллектуальных героев, свергнувших феодальный режим.
И.А. Андрос

Источник: Социология: энциклопедия

ТЮРГО Анн Робер Жак
(10.05.1727, Париж—20.03.1781, там же) — франц. философ-просветитель, социолог, экономист, гос. деятель. Получил теологическое образование (семинария, Сорбонна), но под влиянием философии Локка, Ф. Вольтера, Монтескье отказался от духовного сана и поступил на гос. службу. Был министром финансов и экономики (1774—1776 гг.), где проявил себя как решительный защитник молодой франц. буржуазии. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро. В философии Т.— сторонник деизма и сенсуализма, один из предшественников Конта, завершитель школы физиократов, основанной Ф. Кинэ. Социол. концепция Т. строится на обобщенном материале истории, к-рую, в отличие от мн. физиократов, хорошо знал. Т. явл. автором одной из первых теорий прогресса. Если в природе царит неизменная цикличность — зарождение, гибель и возрождение, то в человеческой истории, по его мн., происходит последовательное движение ко все большему совершенству.
Человечество переживает то счастливые времена, то периоды бедствий, но человеческий разум постоянно прогрессирует. Большое место в социол. концепции Т. принадлежит экономическому развитию. Он создал уникальную для своего времени теорию развития об-ва в соответствии с типом производства на каждом историческом этапе.
Начальный этап определяется собирательством и охотой. Форма социальной организации на этом этапе — племя, состоящее из отд. семей. Переход к скотоводству означал возрастание богатства и зарождение духа собственности. Возникает потребность в рабах появляются гораздо более многочисленные обществ, объединения, нуждающиеся в органах власти (вожди). Земледелие порождает собственность на землю и разделение труда: развивается гос-во — «политическое тело», усиливается неравенство, имеющее, по Т., положительное значение в развитии наук и иск-в, т. к. освобождает часть людей от тяжелого физического труда. Анализируя совр. ему социальный уклад, Т. вплотную подошел к осознанию классового антагонизма собственников и наемных рабочих. Прогрессивные для своего времени экономические реформы и соч. Т. по политической экономии получили высокую оценку среди передовых умов Франции, в т. ч. вождей франц. революции. Маркс и Энгельс считали Т. одним из наиболее революционных социально-экономических теоретиков 18 в. Идеи Т. оказали значит, влияние на дальнейшее развитие социологии, философии, истории, политической экономии.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.