АНТИУТОПИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АНТИУТОПИЯ
англ. anti-Utopia; нем. Anti-Utopie. Идейное течение современной обществ, мысли, к-рое в противоположность утопии ставит под сомнение возможность достижения соц. идеалов и установления справедливого обществ, строя.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

АНТИУТОПИЯ
самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции. (В аналогичном смысле в западной социологической литературе употребляются также понятия "дистопия", т.е. "искаженная, перевернутая" утопия, и "какотопия", т.е. "страна зла".) А. можно представить в качестве своеобычной саморефлексии жанра социальной утопии . А. существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума: подвергается сомнению сама возможность позитивного воплощения какого бы то ни было преобразовательного интеллектуального проекта. При этом, если в жанре традиционной утопии происходит воображаемое обращение авторов в прошлое и настоящее, то в стилистике А. доминирует обращенность в будущее.
Конституирование А. как особого интеллектуального жанра совпало по времени (20 в.) с установлением достаточно жестких общепринятых дисциплинарных границ в сфере гуманитарного знания, поэтому А. почти всецело представляет собой литературное явление. (Исторически А. ведет свое происхождение от сатирической традиции Свифта, Вольтера, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честерстона и др., а также от жанра романов-предостережений, к которому обращались в своем творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек и др.) 20 в. породил ситуацию, когда некоторые проекты утопических обществ с различной степенью самоадекватности стали реальностью. Разочарование в прогрессе, кризис идеалов европоцентризма, негативные эффекты функциональной дифференциации общества актуализировали жанр А., которая постоянно обращалась к репрессированным пластам общественной жизни. [Согласно мысли Оруэлла , А. становится возможной лишь после того, как "утопия была дискредитирована".] Переход от абстрактного интереса по поводу проектов преобразования общества к опасениям, связанным с перспективой их претворения в жизнь, был сформулирован Бердяевым : "Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?"
Главными темами А. выступают как проблемы невозможности непосредственного межиндивидуального общения вкупе с утерей личностью своего духовного мира (Замятин), так и абсолютизированные до крайности негативные тенденции современного общества: нивелирующее людей потребление (О. Хаксли), тотальный контроль бесчеловечной государственной власти (Оруэлл), прогрессирующий индивидуализм (Р. Шекли) и т.д. Оруэлл, Новояз.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Антиутопия
(от греч. anti – против и u – нет и topos – место). Антиутопія. Antiutopia. 1. Культура мышления, отвергающая в принципе прогностическую возможность (функцию) социально-научного знания. 2. Направление в общественной мысли, нашедшее свое воплощение в одноименном направлении в художественной литературе. Это прежде всего так называемые романы-“предостережения” Дж. Оруэлла (George Orwell), О. Хаксли (Aldous Huxley), А. Азимова (Isaac Asimov), Р. Бредбери (Raymond Douglas "Ray" Bradbury) и др. Не смотря на весьма позитивно воспринимаемый пафос этих романов, нельзя не обратить внимания на их роль в снижении социальной ценности научного предвидения, осуществляемого под благовидным предлогом борьбы с утопиями. В этом смысле, А. – противоположное по своему социальному смыслу любым оптимистическим научным концепциям будущего общественносправедливого порядка. Все логические конструкции будущего общественного строя, основанного на принципах справедливости, А. считает насилием над “человеческой природой”, нарушением моральных норм, приводящих к тоталитаризму, и неизбежному социальному злу. Как ни странно, в А. утопичным считается сама борьба с социальным злом, которая объявляется принципиально неустранимым из общественной жизни. Получается, что не социальное зло, а именно борьба с ним, борьба за социальную справедливость, враждебны культуре и “природе человека”. А часто сопровождаются глубокой тревогой за “судьбу личности в буржуазном обществе”, протестом против социальных манипуляций, бюрократизма и “технократической” цивилизации. Основными признаками социально-культурной трактовки прогресса А. является пессимизм, скрытое отрицание справедливости как универсального принципа морали и права, отрицание прогностической функции обществознания и рассмотрение любой социальной теории будущего как утопической по своему содержанию и смыслу. Под утопией здесь понимается любая социально-теоретическая модель будущего, отвергающая современное несправедливое общество в силу ее принципиальной практической неосуществимости. Здесь критическое отношение к конкретной практике построения социальносправедливого общества превращается в самоцель, в отрицание практического воплощения социальной справедливости вообще. А. отвлекается от того факта, что положения социальной теории, в том числе и социологии, являются только исходными принципами для социальной практики. Технологическая же реализация данных принципов зависит не только от фундаментальной теории (философской или социологической), но и от множества внешних факторов как объективного, так и субъективного порядка и даже характера понимания самой справедливости. А., говоря о “человеческой природе”, отбрасывает многие отличительные особенности самой этой “человеческой природы”, т. е. существование человека в мире по законам культуры, ибо природа человека и есть его культура. Среди таких особенностей не последнюю роль играет понимание того: – во-первых, что социальное неравенство людей отнюдь не есть логическим или объективно-закономерным продолжением их естественного раздичия; – во-вторых, что это только исторически приобретенная черта культуры социальных отношений; – втретьих, что одним из главных законов существования людей по законам культуры есть необходимость предвидения и конструирования системы социальных отношений в соответствии с определенными принципами заранее созданной социально-теоретической модели; – в-четвертых, что собственно культурным существованием людей есть только такое, где человек является самоцелью всех социальных преобразований, в чем, собственно, и проявляется общечеловеческий, а не только социально-классовый смысл социальных преобразований, и что только в таких условиях возможно осуществление подлинно справедливого общества. Во всех же других случаях оно строится только в соответствии с принципами социально-классовой морали: либо в интересах абсолютного меньшинства (что наблюдалось практически всб историю классового общества), либо в интересах абсолютного большинства. См. также Социальное будущее.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
564.73 кб

Антиутопия «Жуткого города»

Вахштайн Виктор Семенович
Рецензия на книгу: C. Маккуайр. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство/Пер. с англ. М. Коробочкина. М.: Strelka Press, 2014.
Читать PDF
142.92 кб

Английская социальная антиутопия и сатира реставрации и раннего просвещения (1660-1714)

Эрлихсон Ирина Мариковна
В статье анализируются сюжет и жанровые особенности произведений английских авторов второй половины XVII начала XVIII веков.
Читать PDF
790.39 кб

Антиутопия и ужасное как тень культуры

Хафизова Н.А.
Анализируются такие художественные феномены, как антиутопия и ужасное, ставшие в современном искусстве самыми распространенными, можно сказать, даже востребованными. Вопросу об истоках этого явления и посвящена данная статья.
Читать PDF
379.42 кб

Сказка о короле Матиуше Первом как социально-педагогическая антиутопия Януша Корчака

Куприянов Борис Викторович
В тексте статьи автор, интерпретируя сказку Януша Корчака о короле Матиуше Первом, размышляет о возможности гуманизации воспитания, о вечных противоречиях между взрослыми и детьми, о смысле и драме педагогической профессии.
Читать PDF
279.08 кб

Корпоративный университет: утопия, антиутопия или реальность?

Покровский Н. Е.
Читать PDF
357.14 кб

Корпоративный университет: утопия, антиутопия или реальность?

Покровский Н. Е.
В статье приводятся дополнительные аргументы к определению роли и места университетов в качестве экономической корпорации.
Читать PDF
187.07 кб

Антиутопия как способ осознания единства цели и различия путей ее достижения гуманизмом и утопией

Петрихин А. В.
В данной статье феномен гуманизм рассматривается как конструктивное движение к преобразованию действительности.
Читать PDF
151.26 кб

Утопия и антиутопия как специфические формы отношения к модусу будущего

Дыдров Артур Александрович
Будущее представляет собой, безусловно, всегда актуальный для человека и человечества модус времени. Отношение к этому модусу может проявляться самым различным образом и в самых различных формах.
Читать PDF
556.72 кб

Антиутопия ХХ века как метод предвидения будущего

Филатов В. И.
Исследуется антиутопия как метод исследования будущего. В условиях ограниченности научного предвидения развития социальных систем большое значение имеют общие, философские методы, методы предвидения.
Читать PDF
600.19 кб

Утопия и антиутопия: типология и взаимоотношения

Черепанова Розалия Семеновна
Читать PDF
1.20 мб

Между технологической утопией и антиутопией: игры и социальное проектирование

Аргамакова А.А.
Научно-технологический прогресс открывает перед человечеством новые возможности, но также создает новые угрозы. В XXI веке благодаря развитию технологий цивилизация сделает фантастический рывок вперед.
Читать PDF
333.09 кб

Гастрономические риторики утопий и антиутопий

Сохань Ирина Владимировна
Статье анализируются гастрономические сюжеты утопий и антиутопий. Пища рассматривается как способ связи человека и власти, как возможность контроля и трансформации его идентичности.
Читать PDF
0.00 байт

Антиутопическая диалектика: путь от «Винтика» к человеку

Долгина Е. С.
В статье рассматривается один из основных вопросов антиутопической диалектики: проблема пробуждения человеческого сознания в условиях тоталитарного государства. Анализируется «сознательная» эволюция Д-503, героя романа «Мы» Е.И.
Читать PDF
313.03 кб

Гуманизация воспитания как утопия (в социально-педагогической антиутопии Януша Корчака)

Куприянов Борис Викторович
В тексте статьи автор, интерпретируя сказку Януша Корчака о короле Матиуше Первом, размышляет о возможности гуманизации воспитания, о вечных противоречиях между взрослыми и детьми, о смысле и драме педагогической профессии.
Читать PDF
345.59 кб

Антиутопии: будущее без человека

Константинов Дмитрий Владимирович
На материале романов-антиутопий анализируются взаимоотношения человека и культуры. Подчеркивается, что подлинная культура несет в себе особые артефакты, позволяющие человеку воссоздавать и длить в себе человеческое.