АНТРОПОМОРФИЗМ
АНТРОПОМОРФИЗМ
от греч. ап-thropos - человек и morphe - форма, вид) - англ. anthropomorphism; нем. Anthropomorphismus. Наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. См. АНИМАТИЗМ, АНИМИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, ФЕТИШИЗМ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
АНТРОПОМОРФИЗМ
anthropomorphism) — приписывание человеческих форм или свойств естественным явлениям, животным, божеству, духам и т.д. Антропоморфизм — центральная особенность многих систем религии и космологии, которые часто устанавливают связь между человеческими делами и естественными, а также сверхъестественными сферами.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Антропоморфизм
(от греч. anthropos – человек и morphe – форма, вид), олицетворение, уподобление человеку («очеловечивание»), наделение человеческим обликом и свойствами (развитыми формами психики, сознанием и т.п.) различных предметов и явлений живой и неживой природы, небесных тел, животных, религиозных и мифологических образов и представлений.
А. возникает как первоначальная форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеческой психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам человеческой способности действовать, жить, умирать, испытывать переживания и т.п. (небо хмурится, земля спит). А. появился на ранних ступенях развития человеческого общества в рамках племенных культов, которые выделились из тотемизма. А. – неотъемлемая особенность религиозных верований и мифологии. Он является одним из основных гносеологических корней религии.
А. возникает как первоначальная форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеческой психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам человеческой способности действовать, жить, умирать, испытывать переживания и т.п. (небо хмурится, земля спит). А. появился на ранних ступенях развития человеческого общества в рамках племенных культов, которые выделились из тотемизма. А. – неотъемлемая особенность религиозных верований и мифологии. Он является одним из основных гносеологических корней религии.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
Антропоморфизм
(от греч. anthropos – человек и morphe – форма). Антропоморфізм. Anthropomorphism. Система представлений, в которых отождествляются человек и природа. А. – историческая форма духовной культуры, в которой человек не выделял себя из природы (а личность из общества) и поэтому воспринимал ее явления в качестве подобных ему самому, что дает основание современным и более ранним исследователям интерпретировать данный факт как наделение природы человеческими качествами. Методологически термин “наделение” в принципе неверен, ибо предполагает развитую способность противопоставления человеком себя самого всему окружающему его миру, т. е. весьма высокое интеллектуальное развитие, которое только и способно к неадекватным аналогиям и мистификации. Иными словами, первобытный человек не “наделял” природные явления собственными качествами (способностями), а не выделял себя из природы, а, значит, не был способен и к мистификации. Приписывание первобытному человеку способности к антропорфизации мира своей основой имеет некорректное применение метода сравнения, когда производится сравнение современным человеком своего собственного сознания (сознание человека, выделевшего себя из природы) с сознанием первобытного человека (еще не выделявшим себя из природы). Обраптное сравнение, при его адекватном применении, к подобным выводам не привело бы. Первобытный человек мыслил себя неотъемлемой частью природы, которая, изменяясь, воспринималась ним как такая, которая живет так же, как он сам. Иными словами, при некорректном применении метода сравнения, современный исследователь, "способный" к мистификации в силу игнорирования существующих знаний о предмете познания, приписывает эту свою способность первобытному человеку. Это означает, что первобытное сознание не знало, например, религии, и что последняя возникает значительно позже, в период разложения единого, нерасчлененного синкретического сознания на формы общественного сознания, одной из которых является и религия. См. также Зооморфизм, Культурный синкретизм, Мистификация и Синкретизм.