АНТРОПОМОРФИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АНТРОПОМОРФИЗМ
от греч. ап-thropos - человек и morphe - форма, вид) - англ. anthropomorphism; нем. Anthropomorphismus. Наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. См. АНИМАТИЗМ, АНИМИЗМ, АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, ФЕТИШИЗМ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

АНТРОПОМОРФИЗМ
anthropomorphism) — приписывание человеческих форм или свойств естественным явлениям, животным, божеству, духам и т.д. Антропоморфизм — центральная особенность многих систем религии и космологии, которые часто устанавливают связь между человеческими делами и естественными, а также сверхъестественными сферами.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Антропоморфизм
(от греч. anthropos – человек и morphe – форма, вид), олицетворение, уподобление человеку («очеловечивание»), наделение человеческим обликом и свойствами (развитыми формами психики, сознанием и т.п.) различных предметов и явлений живой и неживой природы, небесных тел, животных, религиозных и мифологических образов и представлений.
А. возникает как первоначальная форма мировоззрения и выражается не только в наделении животных человеческой психикой, но и в приписывании неодушевлённым предметам человеческой способности действовать, жить, умирать, испытывать переживания и т.п. (небо хмурится, земля спит). А. появился на ранних ступенях развития человеческого общества в рамках племенных культов, которые выделились из тотемизма. А. – неотъемлемая особенность религиозных верований и мифологии. Он является одним из основных гносеологических корней религии.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

Антропоморфизм
(от греч. anthropos – человек и morphe – форма). Антропоморфізм. Anthropomorphism. Система представлений, в которых отождествляются человек и природа. А. – историческая форма духовной культуры, в которой человек не выделял себя из природы (а личность из общества) и поэтому воспринимал ее явления в качестве подобных ему самому, что дает основание современным и более ранним исследователям интерпретировать данный факт как наделение природы человеческими качествами. Методологически термин “наделение” в принципе неверен, ибо предполагает развитую способность противопоставления человеком себя самого всему окружающему его миру, т. е. весьма высокое интеллектуальное развитие, которое только и способно к неадекватным аналогиям и мистификации. Иными словами, первобытный человек не “наделял” природные явления собственными качествами (способностями), а не выделял себя из природы, а, значит, не был способен и к мистификации. Приписывание первобытному человеку способности к антропорфизации мира своей основой имеет некорректное применение метода сравнения, когда производится сравнение современным человеком своего собственного сознания (сознание человека, выделевшего себя из природы) с сознанием первобытного человека (еще не выделявшим себя из природы). Обраптное сравнение, при его адекватном применении, к подобным выводам не привело бы. Первобытный человек мыслил себя неотъемлемой частью природы, которая, изменяясь, воспринималась ним как такая, которая живет так же, как он сам. Иными словами, при некорректном применении метода сравнения, современный исследователь, "способный" к мистификации в силу игнорирования существующих знаний о предмете познания, приписывает эту свою способность первобытному человеку. Это означает, что первобытное сознание не знало, например, религии, и что последняя возникает значительно позже, в период разложения единого, нерасчлененного синкретического сознания на формы общественного сознания, одной из которых является и религия. См. также Зооморфизм, Культурный синкретизм, Мистификация и Синкретизм.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
8.83 мб

Антропоморфизм – «троянский конь» рекламы

Кошкин Александр Леонидович
Материал статьи связан с проблемой образа человека в рекламе как воплощения принципа антропоморфности.
Читать PDF
215.83 кб

Антропоморфизм как форма познания мира

Титова Татьяна Александровна
В статье рассматривается проблема антропоморфизма в философии, показаны его познавательные и эвристические возможности в разных областях социогуманитарных наук.The article regards the problem of anthropomorphism in philosophy.
Читать PDF
258.92 кб

Антропоморфизм и антропоцентризм как возможность сохранения человеческого в ситуации постчеловечеств

Титова Т. А.
Статья посвящена проблеме антропоморфизма и антропоцентризма. Проблема антропоморфизма рассматривается как некоторый срез, развитие проблемы антропоцентризма.
Читать PDF
122.68 кб

«Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность

Горевой Дмитрий Александрович
В статье рассматриваются различные варианты теории антропоморфного происхождения религии.
Читать PDF
31.04 мб

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ МИТОФИЗИКИ И РАДИКАЛЬНЫЙ АНТРОПОМОРФИЗМ (ДЕБОРА ДАНОВСКИ, ЭДУАРДУ ВИВЕЙРУШ ДЕ КАСТР

Шалагинов Денис
Читать PDF
294.98 кб

Аспекты восприятия фотоизображений в авраамистических культурах: традиция антропоморфизма и проблемы

Петрова Ксения Юрьевна, Хазанов Олег Владимирович
Исследуются основные принципы и традиции восприятия изображений в авраамистических культурах.
Читать PDF
748.07 кб

Антропоморфный метод распознавания эмоций в звучащей речи

Вартанов Александр Валентинович
Предложен новый эффективный метод автоматического распознавания эмоций по речевому сигналу, основанный на четырехмерной сферической модели эмоций и принципах кодирования информации в нервной системе.
Читать PDF
184.90 кб

Православные репрезентации Бога и имплицитное антропоморфное мышление

Малевич Татьяна Владимировна, Колкунова Ксения Александровна, Кожевников Денис Дмитриевич
Теологическая некорректность является результатом сосуществования двух уровней религиозных понятий, разделенных по когнитивной сложности.
Читать PDF
709.17 кб

Анализ программ киборгизации и антропоморфизации в контексте философии «Хай-тек»

Середкина Е. В.
Рассматривается становление новой философии «хай-тек» (Philosophy of Hi-Tech), проблемное поле которой формируется в точке пересечения биосоциального и технологического, организма и механизма.
Читать PDF
243.01 кб

И. Кант в борьбе с антропоморфизмом

Кучеренко Александр Владимирович
Читать PDF
586.45 кб

Нарратив как «Инструмент» процесса антропоморфизации

Титова Татьяна Александровна
Статья посвящена анализу нарратива как средства, посредника в процессе антропоморфизации.
Читать PDF
361.07 кб

Процесс антропоморфизации представлений о мире и его источники

Умеров Эрвин Нуззетович
В работе анализируется влияние особенностей природы человека: биологической, психологической, социальной, на формирование общей картины мира, которая представлена в нашем сознании и является основой для существования и жизнедеятел