АРЕНД Ханна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Аренд Ханна
немецко-американский социальный теоретик, предвосхитившая многие идеи постмодернизма. Специалист в области изучения тоталитаризма. – Соч.: Аренд Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996. - Литература: Аренд Ханна // Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

АРЕНД Ханна
(1902- 1975) - немецко-амер. социолог, специалист в области социологии труда и политической социологии. По А., человеческая деятельность делится на три типа: труд, работа, активность. Труд обусловлен биологической необходимостью продолжения жизни, а в работе человек создает собственный «надприродный мир». Труд и работа - основа активности, благодаря которой человек творит нечто принципиально новое. Согласно А. универсальными характеристиками человеческой деятельности выступают «рожденность», реализуемая в активности, и «смертность», выраженная в пассивности индивида. В социальной жизни «смертность» связана с тоталитаризмом, а «рожденность» - с революцией. В работе «Истоки тоталитаризма» (1973) А. выделяет характерные черты тоталитарной идеологии: расизм и антисемитизм, империализм, засилье бюрократии. Революция как «перехват истории», выход из «приватности» труда и работы есть единственное политическое явление, которое предполагает начало - «рожденность».

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

АРЕНД Ханна
(14.10.1902, Ганновер — 04.12.1975, Нью-Йорк) — нем.-амер. философ и политолог, ученица Ясперса, Хайдеггера, Бультмана, Гуссерля. Изучала философию и теологию в Марбурге, Гейдельберге и Фрайбурге, с 1933 г. в эмиграции в Париже, с 1941 г.— в Нью-Йорке, проф. Новой школы социальных исследований. В этот период близка позициям неомарксизма (Франкфуртская школа). А. приобрела известность работами о происхождении и сущности тоталитаризма, в к-рых тоталитарные идеология и система господства (отличаемая от тирании, деспотии и диктатуры) прослеживались от их истоков в европ. культуре 18—19 вв. Тоталитаризм, по А,— «вещь в себе», «конкретная универсалия», обладающая собственной формой и логикой. Характерные черты тоталитарной идеологии: расизм и антисемитизм, империализм, засилье бюрократии. Террористический характер тоталитарного режима — не рез-т прагматического расчета или выражение человеческой агрессивности, но «дедукция» из идеологии, не затрагивающая душевных глубин человека.
Антропология А. оптимистична. Человеческая деятельность делится на три типа: труд, работа, активность. Труд присущ человеку наряду с животными (animal laborans) и диктуется биологической необходимостью продолжения жизни; в работе — в обработке и трансформации природы — человек (homo faber) создает собственный «надприродный» мир. Труд и работа — основа активности, которая «не физична», а обнаруживается лишь в рез-те феноменологического описания. Благодаря активности человек творит нечто принципиально новое. Универсальные определения существования — «рожденность» и «смертность». «Рожденность» реализуется в активности, «смертность» — в пассивности, «окостенении» индивида. В обществ, жизни «смертность» связана с тоталитаризмом, «рожденность» — с революцией, к-рая есть проявление активности, следовательно, глубоко антропологична. Революция — «перехват истории», выход из «приватности» труда и работы, это — «единственное политическое явление, которое сталкивает нас с началом», т. е. с «рожденностью». Взгляды А. носят либерально-гуманистический характер.
Модель тоталитаризма вырабатывалась А. на основе анализа буржуазно-авторитарных режимов 20—30-х гг., и прежде всего нацистской Германии. В то же время представления о тоталитаризме были ею распространены на Советский Союз. Идеи А. сыграли важную роль в формировании совр. зап. политологии, в частности советологии, а ее антропологическая концепция — в становлении проблематики ряда отраслей социальной психологии, философии и социологии труда. Широкая публицистическая деятельность А. привлекала внимание к проблемам гуманизма.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
211.14 кб

Философ и государство: Ханна Арендт о философии Сократа

Алексей Жаворонков
Настоящая статья посвящена критическому анализу эпистемических, моральных, социальных и политических аспектов арендтовской интерпретации сократического метода.
Читать PDF
285.54 кб

Ханна Арендт о Канте и современные проблемы политической философии

Сморгунов Леонид Владимирович
Читать PDF
653.08 кб

СОЦИАЛЬНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ УТОПИЯ? ХАННА АРЕНДТ И "DIE WANDLUNG"

Жаворонков Алексей Геннадьевич
Настоящая статья посвящена разбору эссе Арендт, опубликованных в журнале «Die Wandlung» с 1946 по 1949 гг., а также ее более поздних работ, объединенных темой преобразования в ситуации кризиса мышления.
Читать PDF
102.26 кб

97. 03. 003. Нордманн И. Ханна Арендт. Nordmann I. Hannah Arendt. - Frankfurt A. M. ; N. Y. : Campus

Андреева И. С.
Читать PDF
89.41 кб

2000. 02. 012. Лейн. Э. Ханна Арендт: теоретик противоречий. Lane А. Hannah Arendt: theorist of dist

Брандес М. Э.
Читать PDF
121.85 кб

2003. 04. 009. Бэр П. Определяя «Беспрецедентное»: ханна Арендт, тоталитаризм и критика социологии.

Сокулер З. А.
Читать PDF
3.32 мб

Ханна Арендт о тоталитаризме: политический и нравственный дискурсы (по страницам «Истоков тоталитари

Семенова Р.У.
An attempt has been madeto analyze the views of H.

Похожие термины:

  • АРЕНДТ ХАННА

    Arendt, Hannah) (1906—75), полит, философ. Род. в Германии, но после установления нацистского режима эмигрировала в США. А. разработала оригинальную полит, концепцию, в к-рой отсутствует разделение на левых и