АРХЕТИП

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АРХЕТИПЫ
archetypes) — см. Юнг.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Архетип
неосознаваемая базовая схема представлений, тенденция к образованию общих для людей представлений независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций, уровня психического развития и т.д.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

Архетипы
от греч. arche - начало и typos - образ) – бессознательные структуры психики, лежащие в основе первичных схем образов и априорно формирующие активность воображения. Они лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах и верованиях, в сновидениях и произведениях искусства.

Источник: Словарь терминов по модулю «Город как социальная система»

АРХЕТИП
Устойчивый образ, имеющий древнее происхождение, передаваемый из поколения в поколение. Понятие введено в научный оборот К. Юнгом, считавшим, что А. отражают структурные элементы человеческой психики как скрытые в коллективном бессознательном врожденные и универсальные формы человеческого воображения.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

архетип
1) прообраз; исконный тип; 2) по К.Г. Юнгу – врожденные образы, бессознательные идеи, составляющие коллективное бессознательное. - Литература: Архетип и символ. М., 1991; Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994; Модернизация России и конфликт ценностей. М. 1994; Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

архетип
archetype греч. arche ‘начало’ + typos ‘образ’. - термин швейцарского психолога К.Г. Юнга (Carl Jung, 1935). - Мотив или образ, многократно повторяющийся в мифах, сказках, фантазиях, сновидениях. Сущность архетипа непознаваема, трансцедентна. В социальном психоанализе — врожденные образы, бессознательные идеи, составляющие коллективное бессознательное.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

АРХЕТИП
(от греч. arche - начало и typos - отпечаток, форма, образец) - архаические прообразы коллективного бессознательного, составляющие основу общечеловеческой символики и лежащие в основе социальной активности людей. А. находит воплощение в повседневных социальных представлениях, ценностях и установках, носящих неосознанный характер, а также в продуктах элитарного творчества.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

Архетип
(от греч. arche – начало и typos – отпечаток, образец). Архетип. Archetype – Согласно К. Юнгу (Carl Gustav Jung) – структурные элементы коллективного бессознательного, служащие основой социальной символики и проявляемые в форме мифов, сказок, сновидений, преданий и т. д. На А. построены все социальные структуры. Это как бы не воспринимаемые на рациональном уровне общие представления о справедливости, красоте, любви, счастье, насилии и все другие структурообразующие основы социальной жизни.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

АРХЕТИП
от греч. arche - начало и typos - образ) - англ. archetype; нем. Archetypus. 1. В позднеантичной философии - прообраз, идея. 2. По К. Г. Юнгу - изначальные, врожденные психические структуры, образы, составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др. созданий фантазии, в т. ч. художественной. 3. Наиболее древний, неизвестный текст, к к-рому восходят остальные тексты письменного памятника. 4. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших модификаций.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

АРХЕТИП
от греч. arcetypos: arch - начало и typos - образ) - в позднеантичной философии прообраз, идея. В соц. науках (социологии, соц. психологии) А. связан с концепцией коллективного бессознательного К. Юнга, в "аналитич. психологии" к-рого А. - это врожденные априорные, праисторич. образы, общие для отдельных рас, нации и всего человечества, структурная единица коллективного бессознательного. А. - это всеобщие мысленные представления о действительности и ее образы. Помимо когнитивных представлений А. могут содержать и всеобщие эмоциональные компоненты отношения к тем или иным объектам действительности. Концепция коллективного бессознательного у Юнга носит религиозно-идеалистич. характер. А., согласно этой концепции, лежат в основе нац. и общечеловеческих мифов, выявляются в произведениях искусства. Лит.: Yung C.G. Collected works. N.Y., 1960. С.К.Рощин

Источник: Российская социологическая энциклопедия

АРХЕТИП
греч. arche - начало и typos - образ; первообраз, проформа) - понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает "коллективное бессознательное", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют "комплексы" (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются "А." - универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело - архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят "защитную стену символов", позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию. также: Юнг.
В.Н. Фурс

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
110.01 кб

Архетип и символ как основные формы выражения культурных смыслов рекламы

Кошетарова Людмила Николаевна
Многоплановое явление рекламы рассматривается как феномен культуры со способностью к смыслообразованию. Символы и архетипы рассматриваются как основные способы реализации культурных смыслов рекламы.
Читать PDF
99.75 кб

Трансформация образа Софии в древнерусской культуре: архетип и его персонификации

Розанова Светлана Сергеевна
Статья посвящена исследованию архетипического образа Софии-Премудрости. Автор рассматривает воплощение феминной мудрости в персонификациях русской церковной и народной культур.
Читать PDF
365.63 кб

Архетип и смысл культуры

Вдовушкина Наталия Сергеевна
Данная статья посвящена рассмотрению соотношения архетипа и смысла с точки зрения философского подхода.
Читать PDF
184.44 кб

Поэзис как архетип культуры

Сурина Татьяна Владимировна
Рассматривается культура как творческое событие в структурно-феноменологическом плане. В качестве ключевой категории, позволяющей прояснить архетипическую логику этого события, берется понятие Poiesis.
Читать PDF
353.54 кб

Ценностный архетип и ценностный геном в русской духовной культуре

Москвин Константин Сергеевич
Цель данной работы анализ происхождения понятий «ценностный архетип» и «ценностный геном» и их особенностей в русской духовной культуре.
Читать PDF
343.34 кб

Теургия - языческий архетип в духовной традиции башкир. Свойства его проявления в семантике современ

Янбухтина Альмира Гайнулловна
Статья посвящена художественной культуре башкирского народа его традиционному искусству, в котором значительное место отведено соприкосновению язычества и ислама, их сложным переплетениям, трансформации.
Читать PDF
271.67 кб

Изначальный архетип Украины и России

Гуцуляк Олег Борисович
В статье анализируется общеславянский базисный архетип «Рай-Сад-Царство», трансформировавшийся в украинской ментальности в архетип «Обособленного места (края)», а в русской ментальности в архетип «Странствующего Царства», обуслови
Читать PDF
218.35 кб

Сопоставление понятий «Картина мира» и «Модель мира»: архетип миф религия наука

Садыкова М. А.
В статье рассмотрены и проанализированы некоторые аспекты понятий «картина мира» и «модель мира», активно используемых в современной лингвистике и некоторых смежных с ней науках.
Читать PDF
190.37 кб

Жанна д'Арк: мифологема и архетип (Пеги, Клодель, Франс)

Тайманова Т. С.
В статье дается культурологический анализ образа национальной французской героини в свете мифологической (Е. М. Мелетинский, А.Ф. Лосев) и психоаналитической (К.Г. Юнг) теорий.
Читать PDF
0.00 байт

Архетип Матери, как определяющая сущность женской ментальности

Андреева П. А.
В статье рассматриваются качества, вписанные в категорию «женской ментальности», позволяющие сформировать картину мира женщины.
Читать PDF
0.00 байт

Миф и архетип как основа шаманского мировоззрения

Нам Елена Вадимовна
Рассматривается символическая функция мифа как наиболее раннего примера по осмыслению и символизации человеческого опыта взаимоотношений с реальностью, а также осуществляется анализ того, каким образом мифологическое сознание поро
Читать PDF
352.14 кб

Образ человека как архетип

Антонян Ю. М.
статья раскрывает исследование образа человека как архетипа с позиции психологии, философии, социологии, религии в различных социальных культурах, психологических теориях и житейских представлениях.
Читать PDF
453.85 кб

Архетип материнства в проблеме бессмертия

Васильева Ирина Ивановна
Рассмотрены особенности архетипа материнства в проблеме бессмертия в языческой и христианской культурах
Читать PDF
94.73 кб

Понятие «Культурный архетип» как инструментарий анализа национального искусства

Колчева Эльвира Мазитовна
В статье категория «культурный архетип» обосновывается как эффективный аналитический инструментарий этнонационального искусства, отражающихся в нем этнокультурных процессов.
Читать PDF
194.08 кб

Образ тэнгу: архетип воина в шаманской традиции воинской культуры Японии

Лестев А.Е.
В статье рассмотрены основные черты образа тэнгу в японской мифологии и народных сказках.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Культурный архетип

    первичные социокультурные идеи, заложенные в основе этнонациональных культур, и достаточно устойчивые по отношению к социальной и даже исторической динамике общества.
  • АРХЕТИП (А)

    (греч. arhe – начало и typos – образ) – одна из категорий культурологии, представляющая собой укоренённость в опыте людей первообраза социальной практики, связанного с регуляцией своих отношений. Пон