АРОН РАЙМОН
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
Источник: Социологический словарь
социологии во Франции. Так, в 1958 г., благодаря его усилиям в ряде университетов Франции был выпущен журнал "Европейские архивы по
социологии". В 1959 г. под руководством А. начал свою деятельность Центр европейской социологии, посвятивший свою работу фундаментальным научн. исследованиям. В своих социологич. взглядах мыслитель эволюционировал от умеренного радикал-социализма в предвоенные годы - к либерализму, а затем к неоконсерватизму. Он постоянно проводил сравнение между позициями различн. ученых, будучи в значительной степени компаративистом. Размышляя о социологии, А. продолжал работу, начатую в 1935 г. и посвященную эпистемологическим проблемам обществ. наук. В своих ранних трудах придерживался презентивизма в истолковании истории, фактов, затем под влиянием О. Шпенглера и А. Тойнби перешел к более умеренному историч. релятивизму и скептицизму, к-рые сочетались с умеренным технологич. и экономич. детерминизмом. Не вступая в прямую полемику со школой Э. Дюркгейма, он пытается показать границы социологич. позитивизма и не соглашается с его притязаниями. Считает правильным тезис о невозможности сведения соц. фактов к природным и смешения методов обществ. и естественных наук. Согласно его т. зр., идеи М. Вебера о "понимании" могут стать отправным пунктом для размышлений об особенностях обществ. наук, хотя и должны быть исправлены и дополнены. Согласно определению А., социология есть исследование, претендующее на научн. подход к социальному как таковому либо на элементарном уровне межличностных отношений, либо на уровне больших совокупностей, классов, наций, Цивилизаций, или, говоря иначе, на уровне глобальных об-в. По его мнению, это определение позволяет понять, почему непросто написать историю социологии и определить, где начинается и где заканчивается социология. Одна из особенностей творчества А. - острая критика философии марксизма, границы возможностей к-рой он отметил еще в 1935 г. После 1945 г. А. критиковал господствующие в то время трактовки марксизма: догматическую, использовавшуюся скорее в политических, чем научн., целях; экзистенциалистское прочтение марксизма Ж.П. Сартром и его противоречия; наконец, марксизм Л. Альтюссера, не менее односторонний и далекий от творчества К. Маркса. Во всем этом А. видел (при той значимости, к-рую имел марксизм) дополнительное доказательство исторической произвольности той или иной филос. позиции и силы политич. мифов. Соч.: Этапы развития социологической мысли., М., 1993; Le developement de la socictc industrielle et la stratification sociale. P., 1965; The Industrial Society. N.Y., 1966. Н.Г. Осипова
Источник: Российская социологическая энциклопедия
В отношении социальной реальности релятивизм А. остался непреодоленным до конца жизни, несмотря на субъективное стремление выйти за его пределы. В работах по истории социологии А. отдавал предпочтение консервативным тенденциям (Дюркгейм, Токвиль и др.), пытался найти «альтернативу» историческому материализму. А.— один из авторов концепции деидеологизации. Он отрицал объективную историческую закономерность, диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений, понятие обществ.-экономической формации.
Объект социального исследования рассматривался им лишь как производное от субъективных моментов (мотивация, ценностные ориентации субъектов действия, т. зр. исследователя). Этот подход А. предлагал как новую, «неидеологическую» теорию об-ва, единственно верную, т. к. она изучает «то, что есть в действительности». А.— один из создателей теории единого индустриального общества. Ссылаясь на предсказания Сен-Симона о строительстве большой индустрии и на теорию Конта об универсальном индустриальном об-ве, А. писал, что в процессе промышленного строительства выкристаллизовывается единый тип об-ва, а советская и зап. системы явл. лишь его разновидностями, хотя имеют нек-рые формальные различия. Основой теории «индустриального общества» явл. концепция детерминизма технологического. У А. эта концепция носит противоречивый характер: пытаясь отмежеваться от ее крайностей, он одновременно выдвигает тезис о взаимодействии техники и об-ва; причем это взаимодействие он концептуализирует с помощью одной из версий теории факторов, настаивая на принципиальной невозможности выделить среди них объективно более «значимые». Понятие техники А. трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, полностью игнорируя марксистское понятие труда.
В последние годы в своей концепции индустриального об-ва А. акцентировал момент отрицания социального прогресса, разрабатывая т. наз. «диалектику пессимизма». С одной стороны, утверждает он, прогресс науки и техники в 20 в. порождает опред. идеалы, с др.— делает невозможным их осуществление; этот факт приводит к массовому пессимизму, являющемуся осн. характеристикой обществ, сознания века. Драма цивилизации, по мн. А., состоит в противоречивости способов существования и идеалов демократического и индустриального об-ва. Индустриальное об-во требует жесткой дисциплины, иерархии, субординации, демократические же идеалы ориентируют на равенство, свободу, самоопределение личности. Дисгармония этих двух тенденций совр. цивилизации делает ее нестабильной.
1905-1983) - французский философ, социолог, публицист. Учился в Высшей нормальной школе вместе с Сартром (1924-1928). С 1930 - профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода Гитлера к власти возвратился во Францию, преподавал в Гаврском лицее, Тулузском университете. В 1955-1968 - зав. кафедрой социологии Сорбонны, с 1970 - зав. кафедрой современной цивилизации в "Коллеж де Франс". С 1962 - вице-президент Всемирной социологической ассоциации. С 1963 - член Французской академии моральных и политических наук. Почетный доктор Базельского, Брюссельского, Гарвардского университетов. В ранний период творчества испытал влияние баденской школы неокантианства, особенно своего учителя Л. Брюневиля, а затем - М.Вебера и Гуссерля. Опубликовал более 60 крупных монографических исследований, в которых философская рефлексия органично взаимопереплетается с теоретическими социологическими изысканиями, а также с исследованиями эпистемологических и методологических проблем исторического познания. Основные работы А.: "Критическая философия истории" (1935), "Измерения исторического сознания" (1961), "Разочарование в прогрессе" (1963), "Восемнадцать лекций об индустриальном обществе" (1963), "Эссе о свободах" (1965), "Этапы развития социологической мысли" (1967), "От одного святого семейства к другому. Очерки о воображаемых марксизмах" (1969), "В защиту упадочной Европы" (1977) и др. К А. вполне применима оценка, данная им Конту : философ в социологии, социолог в философии.
Социальная действительность и процесс ее исторического развития, согласно А., в своих основных структурах надындивидуальны и подвластны строго научному анализу. Однако, это не отвергает микроанализа, раскрывающего намерения, ожидания, мотивы поведения действующих в исторических процессах лиц. Такой подход позволяет постигнуть все области социального целого в их связи между переменными величинами. А. - один из авторов концепции деидеологизации, которая, по его утверждению, дает возможность построить единственно верную "неидеологическую" теорию общества, изучающую "то, что есть в действительности". В 1963 А. опубликовал курс лекций, прочитанный им в Сорбонне в 1955-1956 под названием "Восемнадцать лекций об индустриальном обществе". Эту публикацию правомерно считать исходным пунктом широко распространенной в 1960-1970-х на Западе теории индустриального общества. Теоретико-методологической основой этой теории явилась концепция технологического детерминизма, базирующегося на постулате об определяющей роли техники (и технологии) в общественном развитии. Понятие техники А. трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной действительности. Понятие "индустриального общества" дало А. возможность установить связь экономического роста, определяемого статистически-математическим путем, с общественными отношениями и возможными иными видами роста - культурного, цивилизационного, политического. Поэтому максимизация роста - производства или потребления, с точки зрения А., не является абсолютным благом, и общественное развитие не следует понимать как "бег на скорость".
Согласно А., в границах индустриального общества утратил остроту и обоснованность исторический конфликт между капитализмом и социализмом, ибо они выступают как две разновидности одного и того же типа социума. Тем не менее, вопреки широко распространенной точке зрения, А. никогда не являлся апологетом теории конвергенции: он еще в 1966 предвещал неизбежное поглощение социализма капитализмом (а не их слияние) ввиду более высокой эффективности экономики Запада. Отмирание тоталитарных политических систем и идеологий, опиравшихся, в частности, на марксову концепцию исторического закона, обусловливается, по А., исторической обреченностью марксистско-ленинской теории общественного прогресса. А. утверждал, что "только либералы, пессимисты и, быть может, мудрецы призывают человечество брать на себя лишь те задачи, которые оно может выполнить. Поэтому они не делают историю и довольствуются тем, что комментируют ее. Марксисты принадлежат к другому семейству. Они соизмеряют задачи не со своими силами, а своими мечтами". В контексте обсуждения проблемы смысла и ценностей эволюции человеческой цивилизации симпатии А. на стороне гуманистической направленности социального знания, его "человеческого измерения". Такой теоретико-методологический подход, в его понимании, позволяет философско-социологическим концепциям углубляться в сложную сеть человеческих поступков. Основными компонентами и одновременно стержневой линией развертывания последних являются: связь "средства-цели", мотивации поведения, система ценностей, побуждающая людей совершать те или иные действия, а также ситуации, к которым действующий субъект адаптируется и в зависимости от изменения которых он определяет свои цели. История, по А., не может быть полностью обыденным знанием, поскольку это элиминирует ощущение свободы в истории: исторический макроанализ призван раскрывать намерения действующих в исторических событиях лиц. Только определенная философская система, по мнению А., может обеспечить историческую реконструкцию существенных связей между разнообразными данными о прошлом.
Е.М. Бабосов
Источник: Социология: энциклопедия