АРТТЕРАПИЯ
Арттерапия
один из методов социальной реабилитации, где в качестве терапевтических средств используются различные формы искусства (музыка, театр, танец, изобразительное творчество и др.).
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
АРТТЕРАПИЯ
1) интегративная отрасль науки, синтезирующая научные знания искусства, психологии, медицины и обосновывающая возможность применения искусства и художественной деятельности в коррекционной работе с людьми, в т.ч. с детьми. Которые имеют отклонения в развитии и в активизации потенциальных возможностей, познавательно-информационных потребностей;
2) совокупность методик, которые базируются на применении разных видов искусства, направленных на стимулирование креативных проявлений человека, которые имеет проблемы, с целью коррекции психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в его личностном развитии;
3) направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;
4) метод терапевтического воздействия. Сущность арттерапии состоит в терапевтической и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструкции психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, екстериоризации переживаний, которые связаны с ней, черед продукт художественной деятельности, а также создания новых позитивных переживаний, возникновения креативных потребностей и способов их удовлетворения. Арттерапия включает: изотерапию (лечебное влияние средств изобразительного искусства – лепка, рисование, декоративно-прикладное искусство); библиотерапию (лечебное влияние чтения); имаготерапию (лечение посредством образа, театрализацию); музыкотерапию (лечение музыкой); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (лечебное влияние движений 0 хореография, коррекционная ритмика).
Основными функциями арттерапии являются: катарсисная (очищение, освобождение от негативных состояний); регулятивная (снятие нервнопсихического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование позитивного психоэмоционального состояния); коммуникативнорефлексная (обеспечивает коррекцию нарушения общения, формирование адекватного мотивированного поведения, самооценки). Систематизация арттерапии базируется, во-первых, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, далее - см.выше); во-вторых, в медицине, психологии. артпедагогике виды терапии дифференцируются в зависимости от лечебно-коррекционного воздействия на человека и форм организации этих воздействий (индивидуальное, групповое). Понятие арттерапии (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и Л. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который благодаря художественному творчеству помогал психически больным людям передавать в рисунках свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым они освобождались от них. В дальнейшем это понятие нашло более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К.Роджерс, А.Маслоу). Как самостоятельное направление в лечебно-реабилитационной педагогической и социальной работе арттерапия существует несколько десятилетий. Как эмпирический метод арттерапия начала формироваться с середины ХХ столетия, когда распространялся опыт некоторых художников и арт-педагогов (А.Хилл в Великобритании), которые привлекли пациентов различных лечебных заведений к занятиям изобразительного искусства. В то же время ряд психотерапевтов с психоаналитической подготовкой начали использовать принципиально новые формы интеракций – работы с изобразительной продукцией клиентов (М.Наумбурх в США). В 60-80-е годы ХХ ст. были созданы первые профессиональные объединения, которые содействовали внедрению и более четкому определению роли арттерапевтических методов в различных отраслях практической работы. Начали действовать первые центры арттерапевтической подготовки, в некоторых странах достоялась государственная регистрация арттерапии как самостоятельной специальности. Арттерапию применяют в медицине (психиатрии, терапии, хирургии и др.), в психологии (общей, медицинской, специальной), в педагогике (специальной и коррекционной). Арттерапию как направление, связанное с воздействием различных средств искусства на человека, используют как самостоятельно, так и в совокупности с медикаментозными, педагогическими и другими средствами. Последнее время арттерапия все больше входит в коррекционноразвивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными отклонениями в развитии и в лечебно-реабилитационную работу с различными категориями клиентов как традиционными (психически больными), так и новыми (социальные сироты, правонарушители, осужденные, беженцы и др.)
2) совокупность методик, которые базируются на применении разных видов искусства, направленных на стимулирование креативных проявлений человека, которые имеет проблемы, с целью коррекции психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в его личностном развитии;
3) направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;
4) метод терапевтического воздействия. Сущность арттерапии состоит в терапевтической и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструкции психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, екстериоризации переживаний, которые связаны с ней, черед продукт художественной деятельности, а также создания новых позитивных переживаний, возникновения креативных потребностей и способов их удовлетворения. Арттерапия включает: изотерапию (лечебное влияние средств изобразительного искусства – лепка, рисование, декоративно-прикладное искусство); библиотерапию (лечебное влияние чтения); имаготерапию (лечение посредством образа, театрализацию); музыкотерапию (лечение музыкой); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (лечебное влияние движений 0 хореография, коррекционная ритмика).
Основными функциями арттерапии являются: катарсисная (очищение, освобождение от негативных состояний); регулятивная (снятие нервнопсихического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование позитивного психоэмоционального состояния); коммуникативнорефлексная (обеспечивает коррекцию нарушения общения, формирование адекватного мотивированного поведения, самооценки). Систематизация арттерапии базируется, во-первых, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, далее - см.выше); во-вторых, в медицине, психологии. артпедагогике виды терапии дифференцируются в зависимости от лечебно-коррекционного воздействия на человека и форм организации этих воздействий (индивидуальное, групповое). Понятие арттерапии (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и Л. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который благодаря художественному творчеству помогал психически больным людям передавать в рисунках свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым они освобождались от них. В дальнейшем это понятие нашло более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К.Роджерс, А.Маслоу). Как самостоятельное направление в лечебно-реабилитационной педагогической и социальной работе арттерапия существует несколько десятилетий. Как эмпирический метод арттерапия начала формироваться с середины ХХ столетия, когда распространялся опыт некоторых художников и арт-педагогов (А.Хилл в Великобритании), которые привлекли пациентов различных лечебных заведений к занятиям изобразительного искусства. В то же время ряд психотерапевтов с психоаналитической подготовкой начали использовать принципиально новые формы интеракций – работы с изобразительной продукцией клиентов (М.Наумбурх в США). В 60-80-е годы ХХ ст. были созданы первые профессиональные объединения, которые содействовали внедрению и более четкому определению роли арттерапевтических методов в различных отраслях практической работы. Начали действовать первые центры арттерапевтической подготовки, в некоторых странах достоялась государственная регистрация арттерапии как самостоятельной специальности. Арттерапию применяют в медицине (психиатрии, терапии, хирургии и др.), в психологии (общей, медицинской, специальной), в педагогике (специальной и коррекционной). Арттерапию как направление, связанное с воздействием различных средств искусства на человека, используют как самостоятельно, так и в совокупности с медикаментозными, педагогическими и другими средствами. Последнее время арттерапия все больше входит в коррекционноразвивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными отклонениями в развитии и в лечебно-реабилитационную работу с различными категориями клиентов как традиционными (психически больными), так и новыми (социальные сироты, правонарушители, осужденные, беженцы и др.)
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)