Автокоммуникация
Автокоммуникация
естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Автокоммуникация
форма коммуникации, которая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем, и получателем сообщения. То есть сопровождает любую человеческую деятельность в виде внутренней речи, но может протекать и в опредмеченной форме (монолог, дневник и пр.).
Источник: Социологический словарь проекта Socium
автокоммуникация
autocommunication греч. autos ‘сам, само-’ + лат. communicatio ‘разговор’; букв. ‘общение, разговор с самим собой’. - тип информационного процесса в культуре, организованный как такая передача сообщения, исходным условием которой является ситуация совпадения адресата и адресанта, т.е. сам отправитель является также и адресатом сообщения, которое передается по каналу «Я — Я». Примером могут являться дневники, автобиографии, прочтение собственных текстов, мантры и др. термин введен отечественным культурологом, семиотиком и литературоведом Ю.М. лотманом (1973, 2000) в рамках бинарной оппозиции коммуникации, или гетерокоммуникации, и автокоммуникации как двух возможных вариантов направленной передачи сообщения. тж. эго-текст (М.Ю. Михеев, 2007; С.И. Митина, 2008).
АВТОКОММУНИКАЦИЯ
форма коммуникации, к-рая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем, и получателем сообщения. А. сопровождает любую человеческую деятельность в виде внутренней речи, но может протекать и в опредмеченной форме (монолог, дневник, не предназначенные другим записи и пр.). Являясь интериоризированной формой соц. отношений, А. имеет важное значение в формировании внутреннего мира личности. Основополагающую роль А. имеет в процессе художественного творчества и восприятия искусства. Субъектом А. может выступать не только отдельная личность, но и группа, как это бывает при коллективных ритуалах. Лит.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Лотман М.Ю. О двух моделях коммуникации в системе культуры//Труды по знаковым системам. Тарту, 1973; Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978. М.Й. Лауристин.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
автокоммуникация
1) по Ю.М. Лотману – тип коммуникации, в которой сообщение передается по каналу «Я – Я» (разговор самим с собой, дневники, автобиографии); 2) в синергетико-коммуникативной парадигме – одна из составляющих тринитарного представления мира: первая – Umwelt – окружающая среда, внешняя по отношению к индивиду; вторая – Mitwelt – структура коммуникативных отношений с окружающими людьми; третья – Eigenwelt – структура коммуникативных отношений индивида с самим собой. По признаку преобладания А. Ю. Лотман выделял особо креативные «культуры-грамматики», ориентированные на творческое воссоздание текстов на основе их рефлексивного переосмысления. Концепция А. получила широкое распространение в социологическом постмодернизма для осмысления порождения текста, Смерти Автора и других проблем. - Литература: Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации // Ю.М. Лотман. Избранные статьи. Таллинн: «Александра». 1992. - Т. 1; Синергетика. Будущее мира и России. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.