БАЛАНДЬЕ Жорж

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БАЛАНДЬЕ (Balandier) Жорж (1920)
франц. социолог, представитель динамич. подхода. В противоположность социологии, фокусирующей свое внимание на устойчивых, постоянных элементах социального, динамич. социология стремится подчеркнуть не просто трансформации, а сам факт принципиальной незавершенности во всяком соц. устройстве. Эти незавершенность, непрочность, хрупкость характеризуют любой обществ. порядок и делают его способным к самоизменению. Согласно концепции Б., социология должна быть способной определять временные рамки, свойственные различн. сегментам об-ва, равно как и улавливать конъюнктурные особенности. Всякое исследование, к-рое хочет быть "актуальным", обязано учитывать одновременно как явные процессы, действующие на протяжении длительного периода, и их импульсы, проистекающие из соц.-политич. контекста, так и скрытые силы, к-рые проявятся лишь в конфликтной ситуации. В рамках динамич. подхода Б. предлагает исследовать, каким образом социология, ставящая в центр размышлений политич. отношения (власть, порядок), может создавать трансверсальные (сквозные) объекты, сравнивать отдаленные друг от друга ситуации, с тем чтобы конституировать политич. антропологию, берущую на вооружение предшествующие эпистемологические достижения. Соч.: Anthropologie politique. P., 1969. Н.Г. Осипова

Источник: Российская социологическая энциклопедия

БАЛАНДЬЕ Жорж
(21.12.1920, Айевилле, Верхняя Сона) — франц. социолог, социальный антрополог, африканист. Руководитель исследований в Высшей школе практических исследований (с 1954), проф. социологии в Сорбонне (с 1962), заведующий лабораторией африканских социол. и географических исследований Национального центра научных исследований (с 1966), главный редактор журнала «Cahiers internationaux de sociologie». Б. сочетает изучение отдельных африканских об-в, стран, регионов с анализом проблем теоретической социологии и антропологии. В своих трудах он опирается на идеи Маркса, Конта, П.-Ж. Прудона. Среди современников наибольшее влияние на его исследования оказали концепции Гурвича и британской социальной антропологии. Следуя традиции дюркгеймовской школы, Б. включает этнологию в социологию, а антропологию рассматривает как сравнительную и кач. социологию. Он выступает против деления об-в на неподвижные, «неисторические» и исторические. Разрабатывая «динамистскую социологию», основанную на диалектике, Б. подчеркивает, что динамика, многомерность, противоречивость в той или иной форме характерны для всех об-в, включая «традиционные».
Каждое об-во постоянно осуществляет выбор между возможными вариантами развития, между традицией и «мутацией»; оно постоянно творит, проектирует себя. Исследуя политику, Б. не ограничивает ее функцией принуждения, а рассматривает ее как стратегию об-ва и его отдельных систем. В связи с этим он обосновывает существование политики в племенных социальных образованиях, не обладающих гос. аппаратом. Исходя из своих теоретико-социол. представлений, Б. доказывает необходимость постоянного социального обновления, реформ, осуществляемых с участием широких слоев населения. Значение его исследований определяется вкладом в изучение развивающихся стран, стремлением преодолеть европоцентризм, вниманием к анализу динамики и противоречивости обществ, развития. А. Б. Гофман

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.