категория вынужденных мигрантов.
Беженцы
Беженцы
БЕЖЕНЦЫ
лица, покинувшие место постоянного проживания в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств.
БЕЖЕНЦЫ
вынужденные мигранты вследствие экономической и политической нестабильности, межнациональных конфликтов, войн, распада государственных образований.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
БЕЖЕНЦЫ
лица, в силу чрезвычайных обстоятельств покинувшие страну, в которой они постоянно проживали. Их поведение связано с вполне обоснованным опасением, что они могут стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе, сексуальной ориентации или политических взглядов. В средние века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквях. Впоследствии появилось понятие политического убежища, которым пользовались диссиденты и революционеры. В 1922 г. Лига Наций приняла первое соглашение о статусе русских и армянских Б., которым были предоставлены проездные документы особого образца (нансеновский паспорт). Впоследствии действие этого соглашения было распространено на всех Б. из Турции и нацистской Германии. После второй мировой войны была создана Нансеновская международная организация по делам беженцев, преобразованная в 1951 г. в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Б. не могут быть признаны лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, включая акты терроризма. С 2001 г. мировая общественность отмечает 20 июня Всемирный день беженцев. В 2009 г. число Б. в мире достигло 42 млн. человек.
Источник: Словарь по волонтерству.
Беженцы
refugee), люди, к-рые по полит., расовым или идеолог, причинам, либо в рез-те таких катаклизмов, как голод или бедствие, вынуждены бежать из родной страны. 20 в. отличается грандиозным и беспрецедентным кол-вом Б., общемировое число к-рых в 1990 г. было оценено в 15 млн., подавляющее большинство из них — выходцы из развивающихся стран. Причины, по к-рым люди покидают родину, сложны и разнообразны, но два гл. фактора — это вооруж. конфликты, или внутр. нестабильность, и нарушения прав человека, усугубляющиеся при вспышках национализма, социальных конфликтах, иностр. интервенции, росте населения и т.д. Однако гос-ва неохотно предоставляют политическое убежище Б. из опасения разрыва отношений с их родиной, поощрения массового потока беженцев, предоставления защиты идеологически ненадежной группе и взятия на себя доп. эконом, бремени. Несмотря на совершенно бесспорное определение статуса беженца, вопреки Конвенции ООН 1951 г., пр-ва могут закрыть свои границы для Б., обращаться с ними, как с нелегальными иммигрантами, высылать прибывающих или подвергать их тюремному заключению или преследованию. Реакция пр-в может быть вызвана идеолог, причинами. Так, Б. из стран быв. Вост. блока в 1950—70-х гг. считались невозвращенцами, обладающими высоким интеллектом, тогда как в Европе и Сев. Америке в отношении к растущему числу Б. из развивающихся стран применялась политика все более ограниченного допуска (важным исключением в 1970-х гг. были чилийцы и др. латиноамериканцы, а также выходцы из Индокитая в нач. 1980-х гг., вызывавшие всеобщее сочувствие). В Пакистане, напр., ок. 2,8 млн. афганских Б. получили огромную помощь, тогда как иранским Б. почти не была оказана правит. поддержка. Даже если Б. удается получить законный статус, восстановить удовлетворительные социально-эконом. условия существования очень трудно. Руководство Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев и др. агентства пытаются облегчить (ослабить) непосредственные проблемы, такие, как нехватка продовольствия и отсутствие жилья. Однако в долгосрочном плане будущее мн. Б. не сулит радужных перспектив: они не смогут вернуться, домой (репатриация — желание большинства Б.), т.к. обстоятельства, вынудившие их бежать, остаются неизменными; возможность постоянного поселения в чужой стране ограничена, и даже если это происходит, процесс адаптации в новой обстановке, включая обучение новому яз., вызывает большие трудности. Мн. Б. видят свое будущее как жизнь в плохо оборудованных долговрем. лагерях.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
БЕЖЕНЦЫ
лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Понятие «беженцы» стало употребляться после первой мировой войны. В дальнейшем проблема Б. не раз приобретала особую остроту. В современном мире насчитывается около 25 млн. Б. Проблема Б. нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по делам В. (УВКБ). В 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о статусе Б. В 1967 г. вступил в силу Протокол, касающийся статуса Б., который предусматривал некоторые изменения конвенции. Имеются также международные органы, занимающиеся проблемой Б. на региональном уровне. Они могут создаваться на постоянной и временной основе.
Термин «Б.» употребляется в документах международных организаций в различных значениях. Он может, например, не относиться к лицам, покинувшем страну своего гражданства или обычного местожительства вследствие стихийных бедствий. В Конвенции 1951 г. предусмотрены некоторые ограничения понятия В., связанные со временем наступления событий, послуживших причиной того, что соответствующие лица покинули страну своего гражданства или обычного местожительства до 1 января 1951 г. Конвенция и Устав УВКБ включают в понятие «Б.» лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства. принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений, либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не могут или не желают вернуться вследствие таких опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства. Их нередко называют лицами без гражданства, поскольку практически их статус ничем не отличается от статуса лиц без гражданства. Принадлежность к категории политических Б. может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Однако проблема Б. не может решаться по единому образцу в силу влияния различных факторов(социальный и национальный состав Б., причины, побудившие их покинуть родину, и т.д.). СССР в 1989 г, присоединился к Конвенции о статусе Б., а Российская Федерация как правопреемница СССР стала участницей этого документа. Был принят Закон о статусе беженцев. Первые Б. на территории РФ появились в 1988 г. после событий в г. Сумгаите. С тех пор из зон межнациональных конфликтов ближнего зарубежья, а также из стран дальнего зарубежья (Афганистан, Ирак, Турция, Сомали и др.) в Россию прибыло немало Б. Их проблемами занимается Федеральная миграционная служба при Правительстве Российской Федерации. 19 февраля 1993 г. был принят закон Российской Федерации «О беженцах», который определил правовой статус Б.
Б. — прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территорию другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Для получения статуса Б. необходимо ходатайство лица в соответствующий орган федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания в любом из субъектов РФ. Ходатайство подается незамедлительно по прибытии и рассматривается в течение 5 дней. После регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения, где ему предоставляются необходимые для поддержания жизни условия — питание по установленным нормам, медицинская помощь, единовременное пособие и др.
Закон устанавливает и обязанности ходатайствующих по получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения, Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган федеральной миграционной службы или в суд в течение месяца. Решение о признании Б. принимается соответствующим органом миграционной службы субъекта РФ в течение трех месяцев.
Лицу, признанному Б., выдается удостоверение установленного образца. При отказе лицу вручается письменное уведомление с указанием его причин. Отрицательное решение может быть обжаловано в том же порядке, как и отказ в принятии ходатайства. Лица, признанные Б., пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Они вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних. Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать Б. всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, устройстве на новом месте жительства. См.: Апатриды. Вынужденные переселенцы. Геноцид, Миграция межэтническая, Перемещенные лица.
Термин «Б.» употребляется в документах международных организаций в различных значениях. Он может, например, не относиться к лицам, покинувшем страну своего гражданства или обычного местожительства вследствие стихийных бедствий. В Конвенции 1951 г. предусмотрены некоторые ограничения понятия В., связанные со временем наступления событий, послуживших причиной того, что соответствующие лица покинули страну своего гражданства или обычного местожительства до 1 января 1951 г. Конвенция и Устав УВКБ включают в понятие «Б.» лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства. принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений, либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не могут или не желают вернуться вследствие таких опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства. Их нередко называют лицами без гражданства, поскольку практически их статус ничем не отличается от статуса лиц без гражданства. Принадлежность к категории политических Б. может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Однако проблема Б. не может решаться по единому образцу в силу влияния различных факторов(социальный и национальный состав Б., причины, побудившие их покинуть родину, и т.д.). СССР в 1989 г, присоединился к Конвенции о статусе Б., а Российская Федерация как правопреемница СССР стала участницей этого документа. Был принят Закон о статусе беженцев. Первые Б. на территории РФ появились в 1988 г. после событий в г. Сумгаите. С тех пор из зон межнациональных конфликтов ближнего зарубежья, а также из стран дальнего зарубежья (Афганистан, Ирак, Турция, Сомали и др.) в Россию прибыло немало Б. Их проблемами занимается Федеральная миграционная служба при Правительстве Российской Федерации. 19 февраля 1993 г. был принят закон Российской Федерации «О беженцах», который определил правовой статус Б.
Б. — прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территорию другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Для получения статуса Б. необходимо ходатайство лица в соответствующий орган федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания в любом из субъектов РФ. Ходатайство подается незамедлительно по прибытии и рассматривается в течение 5 дней. После регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения, где ему предоставляются необходимые для поддержания жизни условия — питание по установленным нормам, медицинская помощь, единовременное пособие и др.
Закон устанавливает и обязанности ходатайствующих по получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения, Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган федеральной миграционной службы или в суд в течение месяца. Решение о признании Б. принимается соответствующим органом миграционной службы субъекта РФ в течение трех месяцев.
Лицу, признанному Б., выдается удостоверение установленного образца. При отказе лицу вручается письменное уведомление с указанием его причин. Отрицательное решение может быть обжаловано в том же порядке, как и отказ в принятии ходатайства. Лица, признанные Б., пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Они вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних. Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать Б. всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, устройстве на новом месте жительства. См.: Апатриды. Вынужденные переселенцы. Геноцид, Миграция межэтническая, Перемещенные лица.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.