БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Национальная безопасность
national security state), понятие, используемое для описания и объяснения увеличения аппарата нац. безопасности, что особенно было важно в эпоху холодной войны (1946— 90). Мн. считают, что сочетание внеш. опасности, исходящей от идеологич. и полит, противников, и опасений внутр. подрывной деят-ти с необходимостью защиты ядерных программ ведет к росту воен. орг-ций, разведывательных структур и контрразведки. Одним из конкретных проявлений этого процесса является военно-промышленный комплекс, к-рый, как полагают, произрастает на основе общих интересов воен., разведывательных служб и оборонной пром-ти. СИТА и быв. СССР служат тому примером, а такие страны, как Великобритания и Франция, создали свои структуры Н.6., хотя и меньших масштабов. Распространено мнение, что приоритет мер воен. безопасности и секретности влечет за собой милитаризацию пр-ва, сопровождаемую необъективностью, а в ряде случаев и посягательством на гражданские права.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Безопасность национальная
условия обеспечения нормального функционирования и развития наций и других этнических общностей. Включает комплекс внутриполитических, экономических, социальных, экологических, геополитических и военных мер, предусматривающих суверенное существование нации и формируемого ею государства. Имеет соответствующую материальную базу и социально-политическую структуру, позволяющие на основе правовых, включая международные, гарантий, политической устойчивости и общественного согласия обеспечивать реализацию национальных интересов. Предполагает предупреждение актов внешнего военного давления, вооруженное противостояние потенциальному противнику, недопущение вмешательства во внутренние дела. Развал Советского Союза и упразднение оборонительной системы Варшавского договора, глубокий хозяйственный кризис поставили нынешнюю Россию на грань политической и экономической зависимости от Запада, чреватой негативным иностранным воздействием на ее внутренние дела. Беспрецедентное вмешательство НАТО в национальные проблемы балканских стран, агрессия США в Ираке и в Югославии, разработка западными политологами сценариев развала нашей страны и другие подобные акты нагнетания международной напряженности требуют создания российской внешнеполитической оборонительной доктрины и комплекса законов по защите и поддержке отечественных науки, культуры, образования и предпринимательства. Среди внутренних задач б.н. на первый план сегодня выступает пресечение сепаратистских тенденций, ориентированных на политическое и государственное расчленение Российской Федерации, формирование армии на контрактной основе. Др филос. наук А. И. Доронченков.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
состояние, условия и факторы, обеспечивающие жизнедеятельность нации, при которых гарантируется защищенность ее жизненно важных интересов, стабильное и устойчивое развитие. Н. б. отражает, следовательно, связь безопасности с нацией, т.е. с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных, этнических и иных связях. Это значит, что под нацией понимается как социально-этническая общность, так и территориально-политическая целостность («нация-государство»). Впервые понятие Н. б. было употреблено в 1904 г. в послании президента Рузвельта Конгрессу США, где он обосновывал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности». В последующие годы эта проблема стала одной из важных в американских политологических исследованиях. Источник понятия Н. б. американские авторы видят в теории «национальных интересов». Этот подход был предложен социологом У. Липпманом. Большинство исследователей определяют Н. б. через силу, т.е. преобладание мощи над другими государствами либо с позиций взаимодействия государств в целях создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений. В настоящее время проблема Н. б. является центральной в исследовательской деятельности школы «стратегического анализа». в Российской Федерации проблема Н. б. была выделена в особую в научном и практически-политическом плане с начала 1990 г. В настоящее время ряд научных институтов занимаются комплексным исследованием этой проблемы. Созданы Совет Безопасности на федеральном уровне, а также в некоторых республиках, находящихся в составе РФ. В Н. б. выделяются три уровня безопасности: личности, общества и государства. Их место и роль динамичны и определяются характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитетные и тоталитарные режимы, постоянно создающие такие критические условия, выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. Для демократического общества безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности. Н, б. включает в себя внутренние и внешние аспекты. В разное время, в разных обстоятельствах на первый план выступает тот или другой аспект. Равно как и наибольшую опасность может представлять то внутренняя, то внешняя опасность.
В содержательном плане в Н. б. вычленяются различные области, структурные элементы, к которым в первую очередь относятся: политическая, экономическая, экологическая, информационная, военная, демографическая, психологическая безопасность культурного развития нации. См.: Суверенитет национальный, Принцип невмешательства во внутренние дела, Принцип территориальной целостности государства.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ
состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации и защищенность жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз через достижение сбалансированности интересов каждого из участников отношений путем оптимального соотношения с интересами других субъектов. В узком понимании Б. - это защищенность политических, экономических, социальных и иных отношений и организационных связей, материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов личности, общества и государства от угроз; это состояние системы отношений, при котором реализуются жизненно важные интересы личности, общества и государства.
Б. необходимо рассматривать, во-первых, в структурном аспекте, во-вторых, как состояние, и, в-третьих, как процесс, т.е., в функциональном плане.
В структурном аспекте Б. рассматривается как система жизненно важных интересов и их субъектов (носителей отношений); угроз им, обусловленных различными факторами, процессами и действиями; субъектов (носителей) угроз.
Структурный аспект проблемы предполагает выделение основных факторов, влияющих на реализацию интересов, а через последние - на Б. государства и субъектов хозяйствования. Эти факторы можно разделить на группы, характеризующие: а) политическую, экономическую, социальную, информационную, военную и иные сферы; б) материальное обеспечение: производства, социальной политики, здравоохранения и пр.
Как состояние Б. характеризуется степенью достижения наибольшего соответствия (сбалансированности) между жизненно важными интересами личности, общества и государства, создания условий для оптимального функционирования системы общественных отношений, обеспечивающей удовлетворение потребностей и реализацию интересов.
В функциональном плане Б. тождественна понятию "обеспечение Б." и должна рассматриваться как процесс обеспечения, достижения единства жизненно важных интересов; выявления и предупреждения угроз им; противодействия субъектам угроз, что фактически будет обеспечивать создание и упрочнение условий надежного функционирования социальной структуры в ходе ее развития.
Особенности внешних и внутренних процессов, политических, экономических и социальных факторов развития республики со всей остротой ставят вопрос об обеспечении Б. Беларуси, о защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, определении компетенции каждого из субъектов системы обеспечения Б., построении модели обеспечения Б., применимой как на национальном, государственном уровне, так и в различных сферах жизнедеятельности.
Исходным пунктом построения такой модели является определение основных понятий, принципов моделирования, элементов системы обеспечения Б.Н.
В наиболее общем плане Б. рассматривается как отсутствие опасности (или защищенность от угроз) для функционирования или развития объекта, процесса, явления, то есть характеризует свойство или состояние (стабильность, устойчивость) последних.
Применительно к социальной структуре, социальной общности, Б. означает функционирование и развитие этой социальной структуры и ее элементов (на микро- или макроуровне) без опасности, прежде всего, со стороны другой социальной группы, общности или их представителей, а также со стороны других факторов (природных, техногенных и пр.).
Определяющее значение для формирования системы Б. социальной структуры имеют жизненно важные интересы, которые реализуются и для человека, и для общества, и для государства в различных сферах их жизнедеятельности. Интересы каждого из субъектов социума находятся в постоянном развитии и изменении. Соответственно, обеспечение Б. в социальном плане в целом должно рассматриваться как создание условий по устранению опасности (негативного воздействия) для жизненно важных интересов личности, общества и государства, в том числе и экономических.
Интересы каждого из элементов социальной системы противоположны и даже могут находиться в противоречии с интересами других. Наличие противоречий интересов и отсутствие механизмов их разрешения создают предпосылки для возникновения угроз в целом и угроз-действий в частности. Соответственно преодоление противоречий интересов составляет практическую деятельность по обеспечению Б. в целом.
С этих позиций определение Б. в наиболее общем виде для социальных систем в различных сферах их деятельности формулируется как защищенность жизненно важных интересов социальной структуры или ее отдельного элемента от внешних и внутренних угроз, где последние выступают или реализуются как противоположные, противоречивые интересы каждого элемента социального сообщества.
Б. выражает состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы на различных уровнях ее функционирования - межгосударственном, межпартийном (групповом), межличностном и т.д., и в различных сферах деятельности - политической, экономической, социальной, информационной и пр. Субъектами этих отношений выступают производители и потребители, индивиды, социальные группы и элиты, государственные институты и общественные организации.
Иными словами, базовыми терминами в дефиниции Б. являются: "интересы", "состояние", "объект", "угрозы", "субъект" и т.д.
Объектом Б. являются жизненно важные интересы личности, общества и государства с учетом того, что они выражают определенные общественные отношения.
Тенденция развития социальных структур реализует процесс усложнения системы социальных, экономических и политических связей и отношений, изменения структуры и формы существования человеческого социума. На базе разделения труда идет процесс кооперации, концентрации, создания системы транснациональных систем отношений и форм их существования и реализации.
На каждом новом этапе, на каждом новом уровне, в новой форме социального существования изменяются и задачи, решаемые социумом, системы взаимоотношений между группами, принципы и критерии их оценки. Однако многообразие форм и методов решения задач для отдельного институционального образования на каждом этапе развития человечества, все более трансформируется в направлении решения общечеловеческих ценностей.
В то же время, каждое из социальных, государственных образований на каждом этапе решает проблему защиты своих национальных, государственных интересов, обеспечения Б. существующих социальных образований - национальных государств. Однако уже сегодня государственность не может однозначно реализовать интересы развития социума в силу различия интересов как внутри национального образования, так и между ними.
Изменение системы интересов внутри национально-государственных образований, выдвижение на первый план общечеловеческих интересов привело к возникновению и новых социальных общностей, которые не имеют государственной формы существования и включают в себя субъектов, принадлежащих к разным национально-государственным структурам (например, ООН).
Именно под влиянием формирования новой системы интересов, требующей и новой системы взаимоотношений между социальными структурами, привело к трансформации ряда национально-государственных образований. В основе его лежит противоречие между осознаваемыми планетарными, глобальными, общечеловеческими интересами и ценностями, с одной стороны, и неизменными, или государственно закрепленными, но не в полной мере соответствующими реалиям, национальными интересами.
Новое планетарное мышление и интересы - это сохранение экологии планеты, новый экономический порядок, борьба со СПИДом - "чумой 20 в." и т.д.
Старые национально-государственные интересы - это завоевание и передел рынков сбыта, гипертрофирование национальных интересов, роль мирового жандарма или третейского судьи и пр.
Соответственно, наметилось противопоставление тенденции к интеграции, реализации общечеловеческих интересов и ценностей, с одной стороны, и защиты своих национальных или государственных интересов, что привело к вычленению понятий международная, всеобъемлющая Б. и разграничению содержания и объемов государственной и национальной Б. Для государственной Б. присуща ориентация на защиту государственного образования в виде системы органов власти и управления, государственно легитимированных идеологии, политики, экономической системы и т.д.
Содержание и объем национальной Б. отличается от государственной по охвату той системы интересов граждан, организаций, социальных структур, находящихся в противоположности с официально провозглашаемыми.
В то же время, господствующее положение практически во всех социально-государственных, национальных системах занимают государственные интересы, поскольку они (их реализация) обеспечена системой государственной власти, механизмом реализации.
На международной арене, в системе надгосударственных связей, отношения и интересы реализуются через систему общественных организаций, структур. Например, - ООН. Но сложившаяся практика отношений показывает, что межгосударственные образования (типа НАТО, в которых господствующее положение занимают интересы ведущего государства) оказываются более деятельными, что и приводит к превалированию государственных интересов в противовес или с ущемлением глобально-национальных, общечеловеческих интересов.
Международная Б. исходит из необходимости учета национальных и интернациональных интересов всех государств и всех групп государств и рассматривает их соотношение на международном и национальном уровнях, реализуется в постоянно возрастающей взаимозависимости, например, национальных экономик, являясь ее логическим следствием и результатом. На национальном уровне выделяются конкретные интересы (проблемы) для данного государства на данный момент времени. Поэтому общим интересом для мирового сообщества государств выступает создание системы, позволяющей обеспечить равноправное развитие каждого государства и их взаимодействие в рамках политических отношений и международного разделения труда. Но на национальном уровне жизненно важные интересы страны связаны с проблемами экономического роста данного государства, решения его политических, социальных и других вопросов.
Соответственно, международная Б. обеспечивается не через решение вопроса о соотношении сил (потенциалов), а на основе достижения баланса национальных и интернациональных интересов. В процессе достижения баланса указанных интересов необходимо учитывать (или стремиться к наиболее полному учету) и национально-государственные, и групповые, и блоковые интересы. Стремление к достижению баланса должно быть обоюдным, многосторонним. В противном случае, при нарушении равновесия взаимозависимость государств в социальной, экономической сферах из фактора, обеспечивающего Б. стран, превращается в свою противоположность - фактор, дестабилизирующий, подрывающий Б., создающий внутри национальные проблемы политического, социального или экономического развития. Иными словами, - обеспечение Б. достигается через преодоление различия и противоречивости интересов. На международном уровне должно быть преодолено различие и противоречивость политических, экономических и других интересов государств и их блоков, на национальном - различие и противоречия социальных и экономических интересов различных социальных групп.
В современных условиях реформирования существовавших общественно-политических систем, процессов суверенизации республик бывшего Советского Союза, проведения рыночных преобразований в экономиках государств -участников СНГ и ряда других социально-политических и экономических процессов система жизненно важных интересов приведена к положению достаточно существенного размежевания, вплоть до противоречия, интересов, ранее считавшихся едиными, совпадавшими с общенародными. В настоящее время эти интересы четко разделяются на три основные группы: интересы личности, общества и государства. Данное положение нашло закрепление в Конституциях ряда стран. Противоречивость этих групп интересов привела к необходимости вычленения новых понятий и терминов. В частности, в сфере обеспечения Б. наряду с понятием государственная стало использоваться понятие "Б.Н.".
Термин "Б.Н." используется для характеристики состояния основных сфер жизнедеятельности нации, имеющей государственное образование. Такими сферами являются экономическая, политическая, гуманитарная, военная, культурная, экологическая, информационная и другие, в которых реализуются жизненно важные интересы нации и которые характеризуют ее как общественно-историческое, этническое, экономическое и т.п. образование. В определенном смысле сферы национальной и государственной Б. совпадают, когда государство рассматривается как аппарат реализации национальных интересов. С этих позиций к сфере государственных интересов и, соответственно, к сфере государственной Б., относится деятельность государственных органов в основных сферах жизнедеятельности государства по реализации национальных интересов. Однако, в силу различия интересов личности, общества и государства как составляющих нации, государственная Б. входит в объем национальной Б., но отличается от него сферой своего охвата. В эту сферу входит Б. государственных органов и институтов, защита интересов общества и государства как субъектов собственности и связанные с ними аспекты. В то же время Б.Н. включает в себя Б. личности, даже когда интересы последней не совпадают с интересами общества (в силу противоречивости позиций субъектов хозяйствования и отдельных личностей по отношению к интересам государства и общества). В этом случае органы государственной власти и управления при обеспечении национальной Б. в сферу своей деятельности однозначно включают реализацию в полном объеме государственных жизненно важных экономических интересов, но ограниченно (например, на объем теневой экономики) - общественных и личности. Поэтому, наряду с национальной и государственной Б. выделяется форма Б., связанная с защитой интересов личности или отдельных субъектов хозяйствования.
В зависимости от степени близости жизненно важных интересов государства, общества и личности возможно совпадение по масштабам и сферам реализации национальной и государственной экономической Б. При наличии существенных противоречий между интересами личности и государства можно вести речь о совпадении государственной и экономической Б. общества. Но в этом случае по своим масштабам не будут стыковаться национальная и государственная экономическая Б.
Это обуславливает необходимость формирования концепции Б., основываясь на вычленении и учете интересов каждого из участников общественных отношений. Только в этом случае возможно обеспечить в деятельности государственных органов по обеспечению Б.Н. оптимальное сочетание и реализацию интересов личности, общества и государства, разрешение существующих противоречий.
Различия и противоречивость интересов предопределяют то, что Б. не является неизменным, статичным состоянием, а может быть обеспечена только в динамике, в постоянном изменении, поиске нового сочетания разнообразных, противоречивых интересов, определения путей их разрешения. Известно, что взаимодействие интересов личности, общества и государства представляет собой многоуровневую и сложную систему. На уровне интересов личности необходимо их согласование в межличностных отношениях, соблюдение одной личностью прав, свобод и интересов другой личности. В этом же плане должны быть отрегулированы отношения личности с обществом и государством. И здесь необходимо взаимное уважение интересов. В обществе у различных социальных слоев, национальных и религиозных групп существуют отличающиеся и противоречивые политические, экономические, информационные интересы и потребности. Недопустимо удовлетворение интересов одного социального сообщества или группы за счет других. Соответственно и национальные интересы должны вырабатываться путем преодоления противоречий между обществом и государством, в отношениях между государственной властью и субъектами отношений.
Интересы взаимосвязаны (взаимообусловлены) и в то же время противоречивы. Поэтому с позиции обеспечения национальной (государственной) Б. необходимо определить степень вмешательства государства на различных уровнях, в различных сферах деятельности, способы и методы вмешательства (законодательное регулирование, административное или иное вмешательство) и его временные реалии.
Соответственно, в системе интересов: во-первых, необходимо создать иерархию интересов - вычленять долгосрочные, перспективные и краткосрочные, но не менее жизненно важные интересы; во-вторых, постоянно корректировать эту систему с учетом как изменяющихся условий развития, так и возникающих новых угроз.
Проблема обеспечения жизненно важных интересов требует решения вопроса о соотношении интересов различных сфер жизнедеятельности - их приоритетности по отношению друг к другу. В современных условиях, например, актуально определить, чему республика должна отдать предпочтение - обеспечению экономической стабильности или иным вопросам. И это не простой вопрос, так как реализация экономических отношений осуществляется сегодня не столько на межправительственном уровне, сколько через контакты между производителями и потребителями продукции, интересы которых довольно противоречивы и отличаются от общественных.
Не менее важен и такой аспект проблемы, как наличие существенных отличий и даже противоречий между интересами личности, общества и государства. Конституционное закрепление приоритетности интересов личности по отношению к интересам общества и государства отражает демократическую направленность развития нашей республики, но часто вступает в противоречие с потребностями проведения преобразований в различных сферах жизнедеятельности: например, по вопросам социальной защиты граждан при введении рыночных условий хозяйствования, в процессе приватизации, устранении диспропорций между доходами и расходами и пр. В то же время, мировая практика рыночных преобразований в аналогичных республике условиях свидетельствует, что зачастую интересы личности можно обеспечить только через первоочередную реализацию общественных или государственных интересов, подчинение первых последним вплоть до их игнорирования или противопоставления интересам отдельных социальных групп (послевоенная Япония, Южная Корея и др.). Главным в этом плане становится вопрос о стратегическом направлении развития республики, концептуальных подходах к модели преобразования общества.
Организация воплощения и контроль за реализацией жизненно важных интересов возможны или при их совпадении, когда и личность, и общество, и государство действуют в одном направлении, или если государство обеспечивает через свои возможности единую направленность интересов. И в этом случае одним из важнейших рычагов воздействия на ситуацию является законодательное определение жизненно важных интересов, прежде всего национальных и государственных, и подчинение им интересов личности и отдельных субъектов хозяйствования, подкрепляемое и экономическими, информационными и административными рычагами, и даже силовыми методами.
Преобладающие в стране интересы влияют на формирование не только внутренней, но и внешней политики. Столкновение национальных интересов на международной арене приводит к изменению позиций отдельных стран во внутренних вопросах. Поэтому достижение баланса интересов возможно с наименьшими потерями при условии соблюдения каждой из сторон взаимоотношений следующих принципов: стабильность, надежность и предсказуемость.
Эти общие принципы реализуются как стабильность, надежность и предсказуемость политики государств и деятельности других субъектов отношений.
В.В. Пузиков

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
252.39 кб

Секты и национальная безопасность

Зарубина Римма Викторовна
В настоящее время в России предпринимается попытка связать такие понятия, как «традиционные религии» и «национальная безопасность».
Читать PDF
53.20 кб

Приоритет национальная безопасность

Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-ХХI» совместно с Клубом военачальников РФ провёл «круглый стол» по теме «Стратегия национальной безопасности России для нового столетия».
Читать PDF
136.98 кб

Национальная безопасность Македонии

Колосков Евгений Андреевич
Являясь наиболее стабильным в политическом плане осколком бывшей Югославии, Македония привлекает внимание специалистов в силу своего непростого внешнеполитического окружения все соседние страны в то или иное время претендовали на
Читать PDF
160.75 кб

Национальная безопасность Таджикистана

Мамадазимов Абдугани
"Центральная Азия и Кавказ", Лулео (Швеция), 2004 г., № 2, с. 102105.
Читать PDF
135.51 кб

Образование и национальная безопасность

Лаптев Леонид Григорьевич, Бельков Олег Алексеевич
В работе предпринята попытка выявить основные направления двусторонней взаимосвязи между состоянием образовательной сферы и уровнем национальной безопасности.
Читать PDF
85.02 кб

Образование и национальная безопасность

Nesterov Valery Veniaminovich
В статье предпринята попытка в постановочном плане наметить основные линии двусторонней взаимосвязи между состоянием образовательной сферы и уровнем национальной безопасности.
Читать PDF
178.05 кб

Концепция безопасности и национальная идея

Юрченко В. М.
Читать PDF
730.72 кб

Стратегия национальной безопасности Трампа

Буденный Алексей Алексеевич
Статья посвящена рассмотрению новой Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки, вышедшая спустя год президентства Дональда Трампа.
Читать PDF
138.00 кб

Спорт в контексте национальной безопасности

Самыгин Сергей Иванович, Рачипа Андрей Валерьевич, Косинов Сергей Сергеевич
Статья посвящена анализу ролиспорта и физической культуры в поддержанииздоровья населения и обеспечении националь-ной безопасности.
Читать PDF
443.47 кб

«Мозговые центры» и национальная безопасность

Гагик Арутюнян
В современную эпоху национальная безопасность больше чем когда-либо обусловлена количеством и качеством имеющихся интеллектуальных ресурсов, а также способностью общества организовать и использовать эти ресурсы в соответствии с на
Читать PDF
257.38 кб

Национальная безопасность и образование России

Камашев C. В.
Читать PDF
322.36 кб

Угроза национальной безопасности в наших руках

Плаксин Евгений Дмитриевич, Плаксина Надежда Викторовна
В статье рассматривается проблема нарушения учебной дисциплины студентов на этапе обучения.
Читать PDF
399.75 кб

Терроризм как угроза национальной безопасности

Дмитриев Александр Иннокентьевич
В статье рассматриваются понятие терроризма, суть терроризма, основные субъекты международного и национального терроризма, основное содержание террористической деятельности.
Читать PDF
142.56 кб

Религиозный фактор и национальная безопасность

Шевцов В. М.
Эффективность любой человеческой деятельности, в том числе и деятельности по обеспечению национальной безопасности1, зависит от многих факторов.
Читать PDF
267.06 кб

Цена труда как фактор национальной безопасности

Кочетов А.Н., Журавлёв А.Л.
Раскрывается содержание понятия «социально-экономическая безопасность», что входит в общую теорию национальной безопасности.

Похожие термины:

  • безопасность национальная сетевая

    по С.А. Кравченко - состояние защищенности национальных интересов страны, обусловленное функциональной самодостаточностью каждого звена безопасности, его взаимозависимостью со всеми другими зв