Бихевиоральный подход в социальной работе

Найдено 1 определение
Бихевиоральный подход в социальной работе.
В целом для всех видов бихевиоральной психотерапии, начиная с теории Скиннера, включая модели Бандуры, Бека, Эллиса, Лазаруса и др., общими являются следующие характеристики:
- ее цель – помочь человеку стать способным реагировать на жизненные ситуации так, как он хотел бы реагировать; это осуществляется путем увеличения объема желаемого поведения и уменьшения или исключения нежелательных поведения, мыслей, чувств;
- позитивные терапевтические отношения в процессе психотерапии являются необходимым, но не достаточным условием эффективности психотерапии;
- предполагается, что большинство проблем возникают из неполного или ошибочного процесса социального научения;
- взаимоотношения между терапевтом и клиентом – скорее отношения типа «тренер – тренируемый», чем «доктор, лечащий пациента»;
- перенос научения (генерализация) из терапевтического процесса в повседневную жизнь клиента считается не автоматическим, а целенаправленным процессом, который осуществляется посредством выполнения закономерной последовательности заданий, в том числе и домашних;
- терапевты склонны избегать языка фиксированных диагностических категорий, черт и глобальных описаний в пользу поведенческих и операциональных описаний;
- жалобы и симптомы пациента принимаются как реальность и объект психотерапии, а не как репрезентаторы скрытых проблем и внутриличностных конфликтов пациента;
- соблюдается принцип «психотерапевтического контракта», когда психотерапевт и пациент в процессе начальной стадии работы приходят к единому мнению относительно конкретных целей психотерапии и к договоренности относительно объективных (поведенческих) критериев того, что цель достигнута.
Таким образом, основными идеями и ценностями когнитивно-бихевиорального подхода, оказавшими влияние на формирование социальной работы данной ориентации (cognitive-behavioural social work), являются следующие:
- рациональность – иррациональность человеческого поведения;
- возможность управления поведением;
- принцип взаимного детерминизма внутренних и внешних факторов поведения;
- возможность и важность самоконтроля, саморегуляции, самоподкрепления, самооценивания, самоосознания поведения;
- самоэффективность поведения;
- возможность прогнозирования будущего поведения;
- психическое здоровье;
- конструктивный альтернативизм, готовность к инкорпорированию нового опыта, интерес к самому себе, общественный интерес, фрустрационная устойчивость, гибкость, принятие неопределенности, ориентация на творческие планы;
- рациональное, реалистичное, «научное» мышление;
- принятие самого себя;
- ответственность за свои эмоциональные проявления.

Источник: Словарь справочник по социальной работе