БОГДАНОВ Александр Александрович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Богданов (настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович
1873-1928) - один из основателей социального менеджмента. Окончил медицинский факультет Харьковского университета. Участвовал в народническом движении, член социал-демократической партии, с 1903 г. - большевик, в 1909 г. исключен из партии за фракционную деятельность. После 1917 г. посвятил себя научным исследованиям, главным образом в сфере геронтологии и гематологии. Умер в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на себе. Богданов выдвинул идею создания новой науки об общих законах организации - тектологии, он один из пионеров реализации системного подхода в научных исследованиях. По его мнению, общие организационные принципы и законы действуют в технике (организация вещей), экономике (организация людей), идеологии (организация идей). Он показал, что организационное целое (система) всегда больше простой суммы его частей, высказал инновационные суждения о структурной устойчивости системы и ее условиях, основных организационных механизмах. Именно ему принадлежит суждение о том, что прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев. На основании этого он сделал вывод о том, какие из отраслей экономики необходимо развивать в первую очередь. Позднее эти идеи переросли в метод сетевого планирования и управления [4, 5, 43].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

БОГДАНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(настоящая фамилия Малиновский, 1873 – 1928) — русский профессиональный революционер (социал-демократ), ученый, философ, писатель, медик по образованию. С 1926 г. работал директором Института переливания крови. В теории организации известен своей книгой «Всеобщая организационная наука», или «Тектология», впервые выпущенной полностью (в двух томах) в 1925 — 1929 гг. Хотя эта работа далека от изучения специфики социальных целостностей, именуемых в современной науке организациями, она предвосхитила ряд положений общей системной теории и кибернетики, повлиявших позднее на развитие отечественной организационной теории и социологии организаций. Наука о всеобщей организации рассматривается как универсальная методология, предполагающая трактовку любой сложной целостности как системы. Базовыми отношениями в системе являются: отношения ее частей; отношения целого с внешней средой. Введены понятия организационного комплекса и типа организационного комплекса (уровень организованности). Предвосхищено понятие синергии: уровень организованности зависит от того, насколько больше (в организованных системах) или меньше (в неорганизованных системах) целое суммы своих частей. Выделено два универсальных типа системы: централистический (ингрессия) и скелетный (дегрессия). Высказана идея изоморфизма различных структур и определены принципы организации (цепная связь, закон наименьших чисел, принцип минимума и др.), претендующие на универсальное значение.
Тектология издавалась в нашей стране два раза. Последнее издание: Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. I и 2. М., 1989.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

БОГДАНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

псевдоним; наст. фам. Малиновский) Александр Александрович (1873- 1928) - русский социолог, философ, экономист, политич. деятель, ученый-естествоиспытатель. Б. приобрел известность как экономист своим "Кратким курсом экономич. науки" (1896). Свою т.зр., к-рая была выработана им после 1908 г., Б именовал "импириомонизмом", суть к-рого заключается в рассмотрении "физич." и "психич." как различ. образом организованных элементов единого опыта: психическое - индивидуально организованный, физическое - социально согласованный, социально организованный опыт; время, пространство, причинность и закономерность в природе рассматриваются как формы социально организованного опыта. Отличительным признаком соц. жизни Б. считает ее сознательно психич. характер: социальность нераздельна с сознательностью, а потому обществ. бытие и обществ. сознание тождественны. Смысл идеи прогресса Б. видит в "возрастающей полноте и гармонии жизни сознания", а идеалом развития об-ва (как и природы) является равновесие, трактуемое как отсутствие противоречий. Экономика лишь "пограничная область технич. и идеологич. прогресса", а собственность на средства производства - внешнее выражение организационных функций собственника. Поэтому соц. дифференциация определяется не собственностью на средства производства, а владением-организационным опытом. В ходе борьбы за организацию "хаоса" элементов в "физич." мир люди делятся на соц. группы в зависимости от специализации и на классы - рез-т организационно-идеологич. обособленности организаторов и исполнителей. Б. стремился дополнить марксистскую теорию классов и классовой борьбы идеей "организационно-идеологич." творчества масс: поскольку господствующим классом является класс организаторов производства, то путь к уничтожению классов лежит не в завоевании власти, т. е. через революцию, и переходе средств производства в руки трудящихся, а в обобществлении организационного опыта путем идеологич. воспитания рабочего класса, в ходе создания особой "пролетарской культуры". Развитию эмпириомонизма в области обще-ствознания служила "всеобщая организационная наука" - тектология (от греч. tektonike - строительное искусство). В ее основе лежат идея "единства опыта", получаемого активно-организационным путем, и принцип равновесия. Нарушения этого принципа составляют предмет организационной диалектики. По Б., все предложенные в "Тектологии" схемы носят универсальный характер. Для описания обществ. "порядка" Б. впервые в России применил термин "соц. система". Об-во, по Б., - сочетание многих элементов: внешних (физич. природная среда - климат, флора, фауна; взаимодействие с др. об-вами) и внутренних, среди к-рых решающая роль принадлежит группам, выполняющим функции управления; причем к числу равноправных факторов он относит и идеологию этих управляющих групп. Об-во как система, по мысли Б., демонстрирует состояние равновесия. Поэтому тезис К. Маркса: философы до сих пор объясняли мир, а задача заключалась в том, чтобы изменить его, - Б. интерпретирует так: философия как созерцательная по своему существу наука должна быть отброшена и заменена тектологией. Задача тектологии - не "представлять" мир в виде единого целого, но превратить его в организованное целое, "каким он реально не был". Соч.: Очерки по философии марксизма. СПб., 1908; Философия живого опыта. СПб., 1913; Очерки всеобщей организационной науки. Самара, 1921. A.M. Черных.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

БОГДАНОВ (настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович
1873-1928) - русский философ, до конца своих дней остававшийся убежденным марксистом, политик и идеолог российской социал-демократии, один из создателей партии большевиков, ученый-естествоиспытатель, писатель-фантаст. В 1893 поступил на естественное отделение Московского университета. В 1894 арестован за участие в народовольческом союзном совете землячеств, исключен из университета и выслан в Тулу. В 1895 поступил, а в 1899 закончил медицинский факультет Харьковского университета. С 1896 наметился отход Б. от народовольческих идей к социал-демократизму, в 1899 Б. определил себя по убеждениям как "работника научного социализма". Осенью 1899 арестован за пропаганду и после четырехлетнего поднадзорного пребывания в Калуге и Туле примкнул в 1903 к большевикам, став ближайшим соратником Ленина. (По данным опроса учащихся средних учебных заведений России в 1903, Б. - наиболее читаемый автор-обществовед.) Принимал активное участие в революционных событиях 1905-1907. В конце 1909 вышел из большевистской партии, а после 1911 полностью отошел от политической деятельности, во время Первой мировой войны был военным врачом. Не поддержал лозунга превращения империалистической войны в гражданскую. Б. положительно оценил Февральскую (1917) революцию, считая ее способной содействовать демократическому развитию России. После Октябрьского переворота (1917) был членом президиума Коммунистической академии (1918-1926), читал лекции в Московском университете. В 1918-1920 принимал активное участие в Пролеткульте, не разделяя культур-экстремизма многих его представителей. С 1921 Б. занимался исключительно естественно-научными проблемами переливания крови, омоложения организма, продления жизни. В 1926 возглавил первый в мире Институт переливания крови. Умер в результате эксперимента, поставленного на самом себе. Основные сочинения: "Краткий курс экономической науки" (1897); "Основные элементы исторического взгляда на природу" (1899); "Революция и философия" (1905); "Эмпириомонизм. Статьи по философии" (1904-1906); "Очерки по философии марксизма" (1908); "Падение великого фетишизма. Вера и наука (о книге В. Ильина "Материализм и эмпириокритицизм") (1910); "Философия живого опыта" (1913); "От монизма религиозного к научному" (1913); "Наука об общественном сознании" (1914); "Вопросы социализма" (1918); "Курс политической экономии" (в соавторстве с И.И. Скворцовым-Степановым, 1918-1920); "Всеобщая организационная наука (тектология)" (Ч. I-III; 1913-1922) и др. Б. явился также автором двух фантастических романов, написанных в традиции социальной утопии, - "Красная звезда" (1908) и "Инженер Мэнни" (1912).
Советская научная историография в силу ряда причин идеологического характера тенденциозно подходила к оценке философского и идейно-политического наследия Б. Хотя сам Б. до конца своей жизни считал себя социал-марксистом, он в то же время категорически отвергал ортодоксальность в марксизме, получившую, как он полагал, широкое распространение в среде российской социал-демократии, имея в виду Плеханова и Ленина. В этом - основа всех разногласий Б. с большевиками, приведшая к 1917 к полному разрыву с ними. (Б. подверг сокрушительной критике сочинение Ленина "Материализм и эмпириокритицизм".) Наука и гражданская свобода, наука и социализм - таково философское и идейно-политическое кредо Б. На протяжении всего своего творчества Б. проводил идею: "Наука сделает философию ненужной, как уже теперь не нужна религия". Убежденность в неограниченных возможностях научного знания, вполне характерная для того времени, сочеталась у Б. с убежденностью, что общество способно поставить под свой контроль "условия жизни". Отсюда вытекали постоянные поиски таких познавательных форм ("бесконечно широких" и "бесконечно пластичных"), которые способны были бы охватить все разнообразие "беспредельно прогрессирующей жизни". В этом плане Б. обратил особое внимание на труды Оствальда и Маха, придя к выводу, что учение Маркса (в частности, его диалектика как "последнее слово научно-эволюционного метода", хотя и не достигшее "полной ясности и законченности") вполне совместимо с новейшим естественно-научным позитивизмом, монистическим пониманием общественной жизни и развития. Марксизм, по Б., "единственное в наше время по существу философское политическое течение". Эти идеи были отражены Б. в работе "Эмпириомонизм. Статьи по философии (1904-1906)", в которой была сделана попытка разработать единую познавательную картину мира с "организационной точки зрения, т.е. как процесса формирования, борьбы и взаимодействия комплексов и систем различных типов и ступеней организованности". В "Философии живого опыта" Б. продолжил развитие идей эмпириомонизма, а в работе "От монизма религиозного к научному" дал обоснование борьбы за научный монизм, устраняющий философию вообще. По Б., философские понятия - дух, материя, субстанция и т.п. - суть "идолы и фетиши познания, порожденные трудовыми отношениями в определенные эпохи и не имеющие смысла за их пределами. Их можно заменить универсальным понятием "энергии", служащим познанию для того, чтобы "представить все явления как соизмеримые". Вслед за Э. Махом, Б. осуществил собственную интерпретацию сдвигов в гносеологической ситуации в контексте революции в физике. В отличие от Ленина , реально отстаивавшего в границах данной проблематики уровень решений философии Д. Дидро, Б. стремился двигаться вперед.
Именно в философии эмпириомонизма Б. нащупал отдельные нити к "организационному подходу", приведшему к созданной им "организационной науке" - "тектологии" , обобщившей интегративные тенденции в естественно-научном и социальном познании. Сам Б. определил тектологию как "общее учение о нормах и законах организации всяких элементов природы, практики и мышления". Будущее показало, что некоторые положения тектологии Б. предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.), а сама теоретическая концепция оценивается как первая серьезная попытка системно-кибернетического анализа функционирования социальных структур и управления ими. В основе социальной концепции Б. лежала трудовая теория общества, краеугольный камень которой, согласно Б., - "теория трудовой стоимости в той коллективистической форме, которая дана Марксом". Социализм представляется Б. как нетоварная хозяйственная система с происходящими в ней на всех социальных уровнях процессами обобществления, органически ей присущими и претворяемых в жизнь классом социалистических пролетариев, т.к. именно он "совмещает в себе функции организатора и исполнителя и воплощает опыт коллективной человеческой практики". Второй составляющей богдановской концепции социализма являются представления об организации человеческого общества через организацию человеческого знания, через "научно-организованный труд": "Все - трудящиеся, и в сфере труда они удовлетворяют жажду творчества... Они совершенствуют технику и познание - а стало быть и собственную природу". И тектология как всеобщая организационная наука была задумана Б. именно как наука о строительстве социализма на основе всего социально-экономического и культурного опыта, накопленного человечеством. Концепция социализма Б. (по обозначенным им методам борьбы промышленного пролетариата и средствам достижения поставленных целей) значительно отличалась от ленинско-большевистской. Б. скептически относился к идее диктатуры пролетариата, а мировая война привела его к выводу о неготовности реального европейского пролетариата к роли класса - строителя социализма. При этом Б. до конца считал рабочий класс единственной движущей силой социалистических преобразований, но в рамках особой формы рабочего движения - через преодоление его "культурной несамостоятельности", через его "культурное вызревание" при буржуазно-демократическом строе (лозунги Рабочего Университета, Рабочей Энциклопедии и пролетарского искусства).
Б. не признавал социалистический характер переворота октября 1917, считая этот переворот отказом от теории марксизма, сдачей позиций социализма, обосновывая данную идею тем, что движущей силой Октября был не рабочий класс, а солдатские массы, армия. Б. резко осудил политику военного ("государственного") коммунизма, назвав его "ублюдком капитализма", не верил в способность Советов стать основой государственно-правового устройства общества. Именно Б. ввел в оборот обозначения "военный коммунизм", "государство-коммуна", "совизношенность" ("советская изношенность"). По мысли Б. из его записной книжки о работе Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", "в борьбе за единоличную диктатуру он /Ленин. - Е.П./ был объективно прав: таков был уровень его стада, это была необходимость; а единичные, случайно развившиеся сильные индивидуальности европейского типа не могли столько прибавить, сколько отнять, подрывая самым своим существованием в организации основной ее, авторитарный тип связи - при его ограниченном образовании, целые области "духа" его стада остались бы вне его контроля, под воздействием этих индивидуальностей. Отсюда попытки захватить и эти области, ребяческие, но через 10-15 лет имевшие успех, который свидетельствует о поразительном умственном рабстве стада (профессора, цитирующие с благоговением детскую книгу)". Тектология.
Е.М. Прилепко

Источник: Социология: энциклопедия

Похожие термины: