БОКЛЬ Генри Томас

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БОКЛЬ ГЕНРИ ТОМАС
(1821–1862) Видный английский историк и социолог-позитивист, представитель географического направления в социологии. Решающее значение в общественном развитии Б. придавал таким географическим природным факторам, как климат, почва, ландшафт и др. Его главный труд — “История цивилизации в Англии” (1857–1861).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

БОКЛЬ Генри Томас
(1821-1862) - социолог, представитель географического направления. Ведущим фактором социальных изменений Б. признавал результат двоякого действия: действия внешних явлений на дух человека и духа человека на внешние явления. В работах «Этюды», «История цивилизации в Англии» Б. выделял внешние физические факторы (климат, почва, ландшафт, пища), которые влияют на развитие логической деятельности. Б. полагал, что в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы - подчинение человека природе. Поэтому для понимания истории Европы надо больше уделять внимания не физическим условиям, а умственному развитию. Изменение «умственного фактора», по Б., сопровождается «неподвижным состоянием нравственных истин». Т.о., ведущая роль в прогрессивном развитии общества принадлежит «умственному фактору», чье действие дополняется нравственным началом вследствие «неподвижного состояния нравственных истин».

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас
1821-1862) - британский мыслитель и историк. Испытал большое влияние идей Конта . Главное сочинение - незаконченная двухтомная "История цивилизации в Англии" (1857-1861). Предпринял попытку применить к истории закон причинности в духе материализма, отвергая соответствующие гипотезы о предопределении, сверхъестественных вмешательствах либо господстве случайностей и тем самым "поднять историю на один уровень с другими отраслями знания". Особое внимание обращал на статистически значимые составляющие в поведении больших масс людей. Установил, что "все должно быть результатом двоякого действия: действия внешних явлений на дух человека и духа человеческого на внешние явления". Разделял представления географического детерминизма, объясняя эволюцию народов влиянием ландшафта, климата, почвы, рациона питания и даже "общего вида природы". Различал ландшафты, способствующие развитию рассудка и логической деятельности (Европа), которые предзадавали подчинение природы человеку, и ландшафты, возбуждающие воображение (районы возникновения древнейших цивилизаций и пояс тропиков), которые способствовали процессу подчинения человека природе. Пищу Б. трактовал как вторичный фактор, зависящий от климата и почвы, при этом "почвой обусловливается вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом - энергия и постоянство самого труда". Главным фактором исторического развития считал умственный прогресс и накопление практических знаний и умений людей. "Умственный фактор" трактовал как "истинный двигатель" общественной эволюции, что "может быть доказано двумя различными путями: во-первых, тем, что если не нравственное начало движет цивилизацией, то остается приписать это действие одному умственному; а во-вторых, тем, что умственное начало проявляет такую способность все обхватывать, которая совершенно достаточно объясняет необыкновенные успехи, сделанные Европой в продолжении нескольких столетий". Б. признавал важную роль безграничной "энергии человека" в сравнении с ограниченностью ресурсов природы. Прогрессизм и научная основательность Б. сделали его труды весьма популярными (но только кратковременно - лишь в третьей четверти 19 в.).
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

БОКЛЬ Генри Томас
(24.11. 1821, Ли, графство Кент,—29.05.1862, Дамаск) — англ. историк, социолог- позитивист, представитель географического направления в социологии. Испытал большое влияние Конта. Задумал обширную естеств.-научную историю человечества, но успел написать лишь два тома. Б. намеревался «поднять историю на один уровень с другими отраслями знания» [2, 4], определить неизменные законы, подобные законам природы, установленным естествознанием. Поэтому он критикует понимание истории как результата божественного предопределения или игры случая (в т. ч.— свободной воли исторических деятелей), выдвигает на передний план статистику, фиксирующую повторяющиеся явления в об-ве и требует зафиксировать причины, вызывающие одни и те же следствия. Б. устанавливает, что «все должно быть результатом двоякого действия: действия внешних явлений на дух человека и духа человеческого на внешние явления» [2, 9]. Среди внешних, физических причин — влияние климата, пищи, почвы и ландшафта. Пища вторична, т. к. зависит гл. обр. от почвы и климата. От них же целиком зависит первоначально «история богатства»: «почвой обусловливается вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом — энергия и постоянство самого труда» [2, 18]. Плодородная почва через избыток продовольствия увеличивает народонаселение, а это, по Б., ведет к уменьшению заработной платы каждого работника. На юге пища более дешева и требует меньших усилий для ее добывания. Отсюда — громадное население, нищета работников, чудовищное богатство правителей. Ландшафт, значение к-рого особенно подчеркивает Б., «действует на накопление и распределение умственного капитала» [2, 45]. Б. различает ландшафты, возбуждающие воображение (различ. виды «грозной природы»), и ландшафты, способствующие развитию рассудка, логической деятельности. Первый тип характерен для тропиков и прилегающих к ним регионов. Это — места возникновения всех древнейших цивилизаций, в к-рых преобладающее воздействие имели силы природы. Одни из них вызвали неравное распределение богатства, др.— «неравномерное распределение умственной деятельности, сосредоточив все внимание людей на предметах, воспламеняющих воображение. ...Вот почему, принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы — подчинение человека природе» [2, 58]. Поэтому для понимания истории Европы надо больше уделять внимания не физическим условиям, а умственному развитию, позволяющему шаг за шагом подчинять природу человеку. Роль физических законов отступает перед значением законов «умственных», а эти последние можно изучить лишь по истории человечества. При этом Б. констатирует «неподвижное состояние нравственных истин» при прогрессирующем изменении «умственного фактора». Для Б. он и явл. «истинным двигателем», что «может быть доказано двумя различными путями: во-первых, тем, что если не нравственное начало движет цивилизацией, то остается приписать это действие одному умственному; а во-вторых, тем, что умственное начало проявляет такую способность все обхватывать, которая совершенно достаточно объясняет необыкновенные успехи, сделанные Европой в продолжении нескольких столетий» [2, 70—71]. Т. обр., применительно к Европе все сводится у Б. в конечном счете к однофакторной идеалистической модели. Нек-рое время его необычайная эрудиция, опора на статистику и естествознание, вера в прогресс содействовали большой популярности Б. (в т. ч. в России). Ныне он основательно забыт. А. Ф. Филиппов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Похожие термины:

  • БОКЛЬ ГЕНРИ ТОМАС (1821–1862)

    Видный английский историк и социолог-позитивист, представитель географического направления в социологии. Решающее значение в общественном развитии Б. придавал таким географическим природным фа