БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (БО)

Найдено 1 определение
БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (БО)
(бюрократия от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть) – организация с системой управления, основанной на главенствующей роли административного аппарата. Наиболее значимые разработки БО можно найти в трудах М. Вебера, создателя теории бюрократического построения организации. В отличие от Ф. Тейлора, пытавшегося найти ответ на вопрос «как сделать так, чтобы рабочий работал как машина», М Вебер пытался выяснить, «какой должна быть модель управления, чтобы вся организация работала как машина». Основными элементами построения такой организации по М. Веберу являются: 1) сохранение особенного положения законной власти; 2) скорость реагирования на управленческие указания сверху; 3) исполнительская точность; 4) формальный порядок; 5) иерархичное построение; 6) определенность; 7) непрерывность; 8) предсказуемость. Определяющими характеристиками БО являются: наличие четкой служебной иерархии; ясное обозначение обязанностей работников каждого уровня; назначение служащих на основании контракта, исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно подкрепленной дипломом; определение заработанной платы (в денежной форме) согласно положению в иерархии; ограниченная личная свобода работников; выполнение только тех обязанностей, которые предписывает их должность; право служащего в любой момент оставить должность, но в определенных обстоятельствах вероятна и возможность его увольнения. Должность служащего является его единственной или основной работой. В ней предусматривается наличие определенных ступеней карьеры, зависимость должностного продвижения либо от срока службы, либо от заслуг, но всегда по усмотрению вышестояшего уровня, невозможность личного присвоения или использования должности или ресурсов, которыми он распоряжается, подчинение служащего единой системе контроля и дисциплины. Направленность на развитие бюрократии в организации может способствовать наведению в ней порядка, хотя основные преимущества БО (точность, постоянство, дисциплина, аккуратность, достоверность) отвлекают внимание от ее непосредственной продуктивной деятельности. Однако, возможность утрачивания контакта с потребителями, снижения предприимчивости, гибкости и творчества не рассматриваются как существенные для успешного функционирования такой системы. В связи с явными дисфункциями БО предпринимались попытки различных модификаций её концепции , не учитывающих, что для М.Вебера его БО была не идеалом организации, а всего лишь идеальной моделью, созданной для исследовательских целей. Организационная модель бюрократии Р. Мертона основана на других положениях: высший уровень управления стремится контролировать поведение и деятельность работников нижестоящих уровней, что чревато доминированием функциональных отношений между работниками над личностными; регламентирование поведения работников правилами и процедурами и рутинность процесса принятия управленческих решений неизменно ведет к снижению стремления к поиску новых альтернатив, затрудняет своевременную реакцию на изменения окружающей среды организации. Основной тезис организационной модели бюрократии А. Гоулднера: контроль. Исследование Р. Лайкерта обосновывает положения «Системы 4», способствующие, по его мнеию, повышению эффективности БО: 1) усиленное внимание всем организационным функциям, обеспечивающим мотивацию к труду (контроль, обучение, оплата труда, принятие решений); 2 использование в мотивационном процессе потребностей участия работников в управлении; 3) осуществление координации и гармонии деятельности членов организации путем обеспечения постоянного взаимодействия и взаимовлияния; 4) непрерывное измерение достигнутых материальных и человеческих результатов. Все эти исторически значимые сведения о БО рассматриваются как важные теоретико-эмпирические предпосылки для развития отечественной социологии управления как научно- исследовательской программы. См. также: Аппарат управления, Деквалификация персонала в управлении, Патология организационная, Бюрократия.
Лит.: Халипов В.Ф., Халипова Е.В., Исаев И.А., Михайлов В.А. Власть. Политика. Государство и государственная служба: Аналитический словарь-справочник. М., 2006; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997. Е.В. Желнина

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.