ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
1) одна из универсальных функций управления наряду с такими, как планирование, организация, координация (иногда мотивация), контроль (см.: Планирование; Организация; Координация в организации); 2) процесс, связанный с определением ориентиров деятельности организации, в результате которого формируется цель как «идеальный образ будущего», смыслообразующий элемент управленческой деятельности. От процесса целеполагания зависят логика и направление планируемого или совершаемого осознанного действия. Процесс целеполагания, описываемый на уровне индивида (группы), во многом определяется системой потребностей, побуждений, мотивов, базовых ценностей, наличного репертуара, и в этом смысле можно говорить о детерминированности целей. С другой стороны, хотя свобода выбора цели ограничивается наличием объективных условий, возможностей и ресурсов, которые мыслятся как средства целедостижения, процесс целеполагания характеризует принципиальное отличие социальных объектов от объектов физического мира. В этом смысле Ц. в О. является актом недетерминированного выбора.
В теории организации Ц. в О. рассматривается как основание структурирования и планирования деятельности, а в ряде моделей (например, рационально-инструментальных) — как основной фактор, влияющий на формирование структуры и развитие организации (см.: Классическая школа организации и управления; Эмпирическая школа; Инновационные концепции развития организации). Ц. в О. выступает базисом и первой фазой целенаправленного организационного поведения, описываемого в терминах «цели — средства» (см. Организационное поведение).
В некоторых инструментальных моделях организации в качестве основы формирования структуры и эффективной работы менеджера анализируются цели, характеризующие разные стороны деятельности организации. В популярной в
управленческой практике концепции «управления по целям», или «между целями», разработанной П. Друкером, постулируется разнообразие потребностей организации и выделено восемь сфер деятельности коммерческих фирм, по отношению к которым обязательно должны быть установлены цели (см. Управление по целям (между целями)).
Трактуя управление по целям как основной элемент деятельности менеджера и эффективность организации как результат обеспечения баланса целей, П. Друкер связывает эту деятельность: с определением перечня целей в разных сферах деятельности организации; с расстановкой приоритетов; с уравновешиванием различных целей. При этом предполагается, что именно работа с целями позволяет менеджеру решить ряд важных проблем управления: интерпретировать широкий спектр производственных, коммерческих и социальных явлений и оценить их как благоприятные, нейтральные и негативные; проверить правильность заложенных в целях «исходных утверждений» и скорректировать выбранный курс управления; прогнозировать поведение людей, подразделений, профессиональных групп и других организаций; добиться повышения эффективности организации с учетом прошлого опыта.
В других моделях организации связь целей и структуры не столь определена. Так, в моделях, представляющих организацию как естественную систему, целеполагание или целедостижения есть лишь одна из потребностей системы наряду с другими (см. Социальные функции организации). Ц. в О. не является единственным фактором, определяющим лотку формирования структуры и принципы функционирования организации (Ч. Барнард, Т. Парсонс, Ф. Селзник и др.). По мнению других специалистов, разделяющих представление о двойственной (естественно-искусственной) природе организации (А. Этниони), цели организации подвижны и могут изменяться, не ставя под угрозу се существование.
Механизм формирования и достижения целей достаточно подробно рассматривается в различных теориях организации и управления, но трактуется по-разному, в зависимости от интерпретации понятия цели (см. Управление по целям (между целей).
Во многих современных концепциях (П. Друкер, А Этциони, П. Лоуренс, Дж. Лорш и др.) современная производственная или коммерческая организация описывается как многоцелевая система. Так, П. Друкер отмечает, что цели организации многообразны и их нельзя свести лишь к получению прибыли: «любая организация имеет различные потребности, не сводимые только к прибыли, и руководство организации должно учитывать их при управлении». С учетом этого обстоятельства введено такое понятие, как миссия организации, под которым подразумевается система долгосрочных и краткосрочных целей, связанных с реализацией потребностей общества, владельцев организации и ее работников (см. Миссия организации).
Ряд других специалистов, также рассматривающих организацию как многоцелевую систему, связывают данный феномен с присутствием в ней разноуровневых, разноориентированных субъектов деятельности, находящихся одновременно в состоянии сотрудничества и конфликта (см. Позиционный конфликт) с целями организации, подразделения, отдельного работника (Ч. Барнард, Г. Саймон, А. Этциони, А. Гоулднер, А. Чендлер мл., П. Лоуренс, Дж. Лорш, Д. Сильверман, К. Вейк, М. Крозье и др.). Разнообразие организационных целей обусловливает возникновение проблемы дивергенции целей (Г. Саймон, Ф. Селзник), т. е. утраты работниками единой цели в ходе развития организации в результате процессов департаментализации, профессиональной дифференциации, формирования сложных организаций (см.: Дивергенция целей; Сложные организации).
Конфликтная и разносубъектная природа целей организации подчеркивается и рядом отечественных специалистов. Так, А.И. Пригожин выделяет три группы: «цели задания» (поручения, исходящие от вышестоящей организации, или цели, отражающие внешнее назначение организации); «цели системы» (равновесие, стабильность, целостность, необходимые для функционирования организации); «цели ориентации» (общие интересы участников совместной деятельности, реализуемые через организацию). Он видит основную проблему управления по целям в их соединении таким образом, чтобы достижение одних целей стало средством достижения других.
Несмотря на признание важного значения Ц. в О., в теории организации и управления не существует единого взгляда на природу цели. В рамках рационалистического подхода можно выделить кибернетический подход к ее пониманию. Она трактуется как некое заданное состояние (эталон), к достижению которого стремится система. В других рациональных концепциях цель рассматривается по-разному: как «идеальный образ желаемого будущего»; как «осознанный, «предвосхищенный» или «планируемый» результат; как «желательные последствия предпринимаемого действия»; как «опредмеченный мотив или идеал». Во всех указанных случаях цель — это некий ориентир, помещенный в предметную плоскость. При этом существенное отклонение от поставленной цели в результате деятельности нередко считается следствием ее неправильной формулировки. Основной недостаток этой точки зрения на природу цели состоит в том, что, во-первых, понятия «результат» и «цель» в данном случае полностью совпадают; во-вторых, не учитывается, что любое планируемое действие или реализованное решение вызывает множество последствий, большая часть из которых не только не запланирована, но и не спрогнозирована.
Согласно другой точке зрения на природу Ц. в О. цель рассматривается как некий внутренний ориентир, побуждающий субъект к направленной активности. В этом случае не предполагается совпадение цели и результата. Наиболее явно эта позиция выражена в работах сторонников феноменологического подхода в теории организации, согласно которому цель — смысл и значение совершаемого (или планируемого) действия для субъекта деятельности (см.: Организационная культура; Антисистемный подход в теории организации). При этом подчеркивается роль цели как ориентира, направляющего деятельность коллективного субъекта, и как фактора, способствующего соорганизации коллективного субъекта, но не гарантирующего достижение желаемого результата в предметной плоскости. Такая точка зрения базируется на представлениях о множественности и неоднозначности последствий любого предпринимаемого действия и принципиальной неспособности человека на рациональной основе задавать в поисковой, нерутинизированной сфере некий полностью достижимый, адекватный природе объекта (в данном случае социального) ориентир. В этом случае при оценке последствий действия используется другое понятие – социальная функция, в том значении, в котором его употреблял F. Мертон (см. Социальные функции организации). Цель в рамках такой трактовки не имеет онтологического статуса, но ее реализация неизбежно влечет онтологические (функциональные) последствия для системы.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
365.01 кб

О проблеме целеполагания и результатах деятельности медицинской организации

Кораблев В.Н.
Работа посвящена проблеме управлении медицинской организацией. Автор рассматривает теоретические и практические вопросы целеполагания.
Читать PDF
351.03 кб

О проблеме целеполагания и результатах деятельности немедицинского персонала медицинской организации

Кораблев В.Н.
По мнению автора, проблема управления немедицинским персоналом в медицинской организации заключается в отсутствии единой методологии целеполагания и формирования целевых показателей, отражающих результаты деятельности медицинской
Читать PDF
200.46 кб

Проектирование целеполагания как системообразующий компонент организации педагогической деятельности

Исламгулова Светлана Константиновна
В статье цель рассматривается как педагогический идеал, как модель выпускника школы.
Читать PDF
187.63 кб

Организация индивидуального целеполагания в процессе подготовки студентов педагогического университе

Бурлакова Татьяна Вячеславовна, Лебедева Юлия Константиновна, Кузнецова Екатерина Валерьевна
В педагогическом университете индивидуальное целеполагание является ведущим фактором в процессе осознания студентами задач профессионального становления, понимания своей индивидуальности и формирования устойчивой мотивации к педаг
Читать PDF
189.19 кб

Организация деятельности педагогов при формировании у учащихся умений целеполагания в соответствии с

Лучко Лариса Геннадьевна, Таслицкая Елена Мирославовна
В статье представлен анализ затруднений педагогов в процессе формирования у учащихся умения целеполагания. Рассмотрены основные вопросы теории целеполагания, и проведен их анализ с позиции требований ФГОС.
Читать PDF
200.85 кб

Целеполагание в контексте деятельностного подхода к организации учебной деятельности на уроке литера

Полькина Светлана Николаевна
Главной особенностью построения обучения на основе деятельностного подхода стала ориентация всего учебного процесса на диагностируемые цели, которые формулируются как образовательные результаты, представленные в действиях учащихся