ЦЕННОСТНОЕ СУЖДЕНИЕЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Найдено 7 определений термина ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Ценностные ориентации

индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий

Ценностные ориентации

это устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека. к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Экономика и социология труда

Ценностные ориентации

социальное качество личности (или группы), воплощающее в себе в обобщенном виде оценку субъектом окружающей действительности и вытекающее из этой оценки отношение к ней, его смысложизненные цели и средства их достижения, органично связанные с потребностями и интересами индивида или социальной общности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Ценностные ориентации

направленность личности на те или иные социальные ценности, т. е. предпочтительное отношение к определенной группе их, например, установка на труд, учебу, общественную работу, семью, заработок и т. д. Ценностная ориентация оказывает влияние на определение места личности в обществе в целом и в социальной группе [21. – С. 468]. – осознание индивидом или социальной группой совокупности желаемых материальных и духовных благ и выбор из них наиболее предпочтительных [26. – С. 189].  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология. Словарь.

Ценностные ориентации

1) социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, гносеологические, онтологические и др. мировоззренческие или идеологические основания оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее сторонах, сферах, объектах, образующие содержательную сторону направленности личности; 2) составляющие высших уровней в диспозиционной структуре направленности личности; диспозиции, регулирующие общую направленность деятельности человека относительно объектов и явлений высокой социальной значимости, относительно ценностей различных социальных общностейобщечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных и др. Высший уровень Ц. о. составляют мировоззренческие, определяющие самую общую ценностную направленность познавательной, духовно-практической и практической деятельности человека, его высшие цели жизни. При поиске и в особенности при решении вопроса о смысле жизни (в какой-либо форме обыденной или философской, научной или религиозной) происходит интеграция отдельных мировоззренческих Ц. о. в соответствующее по форме, относительно целостное мировоззрение, обладающее собственной, в том числе иерархической структурой. Наиболее конкретной из мировоззренческих Ц. о. является, по-видимому, отношение человека к своей собственной жизни. Этот иерархически «низший», наименее обобщенный элемент мировоззрения является одновременно и иерархически «высшим», наиболее обобщенным элементом жизненной позиции человека системы его Ц. о. по отношению к основным сторонам своей жизнедеятельности и жизненной ситуации в целом. Когнитивную подсистему Ц. о. составляют все ценностные представления человека. На уровне мировоззрения к ней относится миропонимание человека совокупность его взглядов на мир, общество и самого человека, его место в мире и обществе. На уровне жизненной позиции к когнитивной подсистеме Ц. о. относятся ценностные представления человека о своей жизни какова она, какой должна быть, к чему в ней стремиться, как, для чего и ради чего стоит жить и т. п. Эмотивную подсистему Ц. о. составляют относительно устойчивые чувства человека к объектам Ц. о. На уровне мировоззрения к ней относится мироощущение человека, его эмоционально-ценностное отношение к миру и к своим связям с ним, наиболее обобщенные и абстрактные из его высших чувств нравственные, эстетические, интеллектуальные, политические, религиозные. На уровне жизненной позиции к эмотивной подсистеме Ц. о. относится жизнеощущение человека, те чувства, которые он испытывает к тем или иным сторонам своей жизни, ее изменениям и условиям. В социологии изучаются распределения Ц. о. в различных социальных группах и общностях, распространенность тех или иных Ц. о., а также субъективная значимость их объектов для обследуемых групп и общностей. С этой целью обычно выделяются Ц. о. на основные сферы самореализации человека (труд, семейную жизнь, общественную активность, образование, самодеятельное творчество, общение, отдых, развлечения), на материальные условия его жизни (состояние здоровья, окружающей среды, жилищных условий, материальной обеспеченности и т. п.) и на ее социальные условия (общественное признание, вертикальная мобильность, развитие способностей, личная независимость, личный покой и т. п.), на определенные социально-нравственные характеристики собственной деятельности человека (на ее соответствие, например, требованиям долга, чести, совести, справедливости, вежливости, практичности выгодности и т. п.), его отношений с разными категориями окружающих людей (родственниками, друзьями, товарищами коллегами, земляками, соплеменниками, единоверцами и т п) В социологических исследованиях обычно фиксируются когнитивные компоненты Ц. о., включающие иногда когнитивные отражения их эмотивных компонентов (по самооценкам респондентов). Сами эмотивные компоненты Ц. о. в эмпирических исследованиях пока определяются редко. (См. Диспозиции.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социологический справочник

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности Ц.О. образуют высший (как правило, осознаваемый - в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной (прежде всего) перспективе. Ц.О. наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Ц.О. обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, Ц.О. - это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии в ними. В этом отношении содержание, вкладываемое в понятие "Ц.О.", соответствует изначальному значению слова "ориентация" (лат. oriens, orientis - восток) как имеющему значение определения своего положения в пространстве прежде всего по отношению к востоку - доминантно означенной точке восхода Солнца, но переносимом в смысловое пространство, а через него - и в социальное.

Ц.О., следовательно, задают: общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни. Ц.О. проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности. Личностные кризисы (часто дополнительно провоцируемые кризисами социальными) вызывают, как правило, необходимость в подтверждении или переосмысливании систем Ц.О., преодоления возникающих в них противоречий, т.к. связаны со сменой векторов активности, пересамоидентификацией и рефлексией меры самореализации, обнажением смысловых оснований жизни. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости Ц.О. Непротиворечивость и цельность систем Ц.О. может расматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и "разорванность"- как свидетельство незрелости и маргинальности личности, что фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения - с другой.

Проблематика Ц.О. требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой. Таким образом, ключ к пониманию Ц.О. следует искать не в субъект-объектных, а в интерсубъективных отношениях людей. Истоки концепции Ц.О. усматривают в работах У. Томаса и Ф. Знанецкого , впервые категориально употребивших сам термин, переинтерпретировав понятие attitude (отношение) в переживание личностью значимости какого-либо явления. В качестве теоретического основания концепции Ц.О. называют учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии. В качестве разработки проблематики Ц.О. могут быть также рассмотрены работы Узнадзе по фиксированным социальным установкам.

В.Л. Абушенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — 0

Найдено научныех статей по теме ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — 0

Найдено книг по теме ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — 0

Найдено презентаций по теме ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — 0

Найдено рефератов по теме ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — 0