ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ ТРУДА

Найдено 1 определение
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
научное сообщество социологов, труды которых в период с 1915 по 1935 г. занимали доминирующее положение в американской промышленной социологии и оказали большое влияние на формирование мировой эмпирической социологии.
Базой для формирования Ч. ш. с. т. стал социологич. факультет Чикагского университета. Становление школы стимулировала так называемая «большая четверка» — А. Смолл, Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. В этот период Ч. ш. с. т. еще не имела единой исследовательской программы и четкой теоретич. направленности, была связана с протестантской социально-фи-лософ. традицией и традициями европейской социологии. Помимо «отцов-основателей» амер. социологии — JI. Ф. Уорда, Ч. Г. Самнера, А. Гидцингса, Э. О. Росса, Ч. Кули — значительное влияние на ориентацию Ч. ш. с. т. оказала чикагская философ, школа (прагматизм Дж. Дьюи).
Отличительными чертами Ч. ш. с. т. являлись прежде всего органичное соединение эмпирич. исследований с теоретич. обобщениями, выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практич. цели программы. Другую особенность составляли широта теоретич. ориентации, соединение различных подходов и методов, развитие качеств, методологии.
Среди исследований можно выделить несколько особых направлений. Social work — практич. решение соц. проблем, порожденных урбанизацией и индустриализацией (безработица, нищета, преступность). Социальный работник (психолог, юрист, социолог) в 20—30-е гг. занимался также решением соц. проблем произ-ва— предупреждением конфликтов и решением трудовых споров, улучшением условий труда и стабилизацией кадров.
В дальнейшем его постепенно вытеснил специализированный отдел управления персоналом. Одно из направлений — разработка социально-экологич. теории Р. Парка и Э. Берджеса, основными элементами которой являлись «соц. мобильность», «социо-экономический статус», «маргинальная личность».
Первой заявкой на лидерство Чикагской школы в области эмпирич. социологии была работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918— 1920 гг.), в которой были реализованы и апробированы на практике основные идеи социологич. теории Томаса. Ядро концепции — понятие соц. ситуации, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: объективные условия (соц. нормы и ценности); установки индивида и группы; определение ситуации действующим лицом. Если определение ситуации не совпадает с групповыми ценностями, то возникает соц. дезинтеграция, порождающая многие болезни совр. об-ва. Определение ситуации индивидом, исходя из его собственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, свидетельствует о его приспособляемости к ней, о степени конформности индивида.
Следующая формула получила название теоремы Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям» (т. е. определяет соц. поведение).
Вразвитии техники социологич. исследования большую роль сыграло использование Томасом личных документов (биограмм) — писем, дневников, автобиографий.
См. также: Ситуационный анализ.

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.