Цивилизационный подход

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Цивилизационный подход
построение типологии общественных систем, исходящей из определенных, качественно различающихся между собой технико-технологических базисов.

Источник: Краткий словарь по социологии

Цивилизационный подход
рассмотрение в системе признаков и критериев той или иной цивилизации, присущих ей элементов культуры) в характеристике общества состоит в признании существования в мире различных цивилизаций. Каждая из цивилизаций уникальна, но содержит в себе общечеловеческие черты.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ПОДХОД ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ
Одна из парадигм в социологии, базирующаяся на концепции деления мировой истории на периоды существования локальных цивилизаций, носящих самодостаточный характер и имеющих самостоятельную динамику развития. Возник как реакция на позитивистские тенденции в социологии середины XIX в. и на формационный подход К. Маркса и Ф. Энгельса.
В этом отношении под П. ц. понимается любое неформационное объяснение исторического процесса. П. ц. предусматривает рассмотрение общества как системы типов цивилизаций, составляющих этапы исторической эволюции человеческой культуры. Зарождение данного подхода связано с работами выдающего русского мыслителя и естествоиспытателя Н.Я. Данилевского.
В своей работе “Россия и Европа” (1869) он впервые разработал и теоретически обосновал идею обособленных, локальных “культурно-исторических типов” (цивилизаций), взаимоотношения которых строятся подобно живым организмам. Культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой, проходя при этом стадии становления, возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Всего Данилевский выделил 10 существовавших и существующих цивилизаций, имеющих самостоятельную ценность. Каждый культурно-исторический тип формирует собственные идеалы, на основании которых строится политическая система общества. Таким образом, мировая история представляет собой постоянную смену цивилизаций и сопутствующих им политических норм. Основным методологическим принципом П. ц. является социокультурная ориентация в обосновании причин исторического процесса.
В качестве основополагающих факторов, предопределяющих динамику общества, рассматриваются социокультурные внеэкономические факторы — национальная культура (Н.Я. Данилевский), менталитет народа (Н.А. Бердяев), религия (А. Тойнби, М. Вебер) и др.; признание многонаправленности в развитии общества, неприятие одномерной схемы исторического процесса, отрицание взаимосвязи между цивилизациями, обоснование их локальности (Н.Я. Данилевский), неповторимости (О. Шпенглер).
В силу этого сторонники П. ц. не признают ни закономерности в развитии человеческой истории, ни объективных законов смены одного общества другим. Они указывают на доминирование деятельностно-гуманистического обоснования механизма развития обществ, основу которого составляет человек, духовное начало его поступков — мотивы, идеалы, ценности, менталитет, вера и т.п.
В социотехнологическом отношении цивилизационный подход рассматривает смену цивилизаций как эволюционный, а не революционный процесс. П. ц. выступает также специфической методологической ориентацией в типологическом анализе истории. Используя его принципы, по различным основаниям выделяют типы цивилизаций, количество которых у каждого автора различно. Н.Я. Данилевский выделял 10 типов цивилизаций; О. Шпенглер — 8 типов культур, превращающихся в цивилизации, А. Тойнби определял 21 цивилизацию, сведенные затем в 13 типов. Отчасти методологию П. ц. использовали также Н.А. Бердяев и “евразийцы” — Л.П. Карсавин, Г.Ф. Флоровский, — делившие мир на 3 цивилизации: западную, восточную и евразийскую. П. ц. не получил в социально-философской и политологической мысли статуса универсального и общепризнанного. Его критики в качестве уязвимых мест называют неоднозначность в трактовке понятия “цивилизация” разными авторами. Им обозначают и этап исторической эволюции, и совокупность ценностей, и альтернативу культуре, и пространственно-временную локализацию исторического процесса. Такая неопределенность с базовой категорией делает неопределенным и сам подход; субъективизм и фрагментарность в обосновании причин динамики цивилизаций и выделении их типов; неопределенность движущих сил и механизмов изменения человеческой истории как целостного процесса. Тем не менее гуманистическая направленность П. ц. является его неоспоримым достоинством.
В XX в. цивилизационный подход получил дальнейшее развитие в исследованиях немецкого философа и публициста О. Шпенглера и английского политолога А.Д. Тойнби. Основные элементы этого подхода присутствуют в работе немецкого мыслителя К. Ясперса “Смысл и назначение истории”. Практически все исследователи, придерживающиеся данного подхода, полагают, что каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Считая социальнополитические процессы, происходящие в цивилизациях аналогичными, ученые пытаются вывести на этом основании некоторые формальные законы повторяемости общественного развития. После 2-й мировой войны П. ц. подтверждал выводы и прогнозы последователей (некоторая утрата политических позиций Европы и переход мирового лидерства к США, СССР, Китаю).
В настоящее время П. ц. имеет заметное влияние в социологии и политологии. Он нередко доминирует в геополитических исследованиях. Так, данного подхода придерживается заметный американский политолог С. Хантингтон, автор теории “столкновения цивилизаций”. Хантингтон высказывает предположение, что вместе с идеологической победой Запада в конце ХХ в. на первый план вышли более глубинные противоречия цивилизационного характера. Американский исследователь выделяет 8 существующих цивилизаций: западную, славяно-православную, конфуцианскую, японскую (тихоокеанскую), исламскую, индуистскую, латиноамериканскую, африканскую (потенциальную). Не исключается возможность столкновения Запада с конфуцианской и исламской цивилизациями.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
286.86 кб

Значение идеологии: цивилизационный подход

Л. В. Дорогенский
В статье анализу подвергается охранительная (защитная) функция идеологии в цивилизационной системе.
Читать PDF
366.32 кб

Цивилизационный подход в образовании XXI века

Тарговски Эндрю
В статье отражена роль образования в развитии цивилизации, в ее способе существовать и погибнуть.
Читать PDF
141.00 кб

Цивилизационныи подход в преподавании истории

Читать PDF
377.55 кб

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Балытников В. В.
Читать PDF
231.88 кб

Цивилизационный подход: возможности и перспективы

Рыбина М. В.
В статье рассмотрены основные концепции истории локальных образований или цивилизаций XX века.
Читать PDF
60.74 мб

Традиционное право в контексте цивилизационного подхода

Шатковская Татьяна Владимировна
Данная статья представляет собой новейшее исследование традиционного права в цивилизационном аспекте.
Читать PDF
523.89 кб

Мир-системный и цивилизационный подходы: точки сопряжения

Дианова Валентина Михайловна, Пучковская Антонина Алексеевна
В статье предпринята попытка найти и рассмотреть точки сопряжения двух подходов к исследованию культурно-исторического пространства: мир-системного и цивилизационного.
Читать PDF
633.07 кб

Концепция сетевого общества в рамках цивилизационного подхода

Соколова Анастасия Сергеевна
В статье рассматривается концепция сетевого общества (в западной и восточной моделях) в рамках цивилизационного подхода.
Читать PDF
196.58 кб

Один из универсальных подходов в оценке цивилизационных феноменов

Кузьмин Андрей Валентинович
Статья посвящена попытке представить историю европейской цивилизации в контексте процесса изменения астрономической (космологической) картины мира.
Читать PDF
85.91 кб

«Стратегические» проекты ИНСОРа с позиций цивилизационного подхода

Асонов Николай Васильевич
В статье автор отмечает, что успешное развитие России может строиться только на гармоничном сочетании либеральных принципов управления с национально-историческими традициями России как центра славяно-православной цивилизации.
Читать PDF
6.18 мб

Социально-экономическая динамика в контексте цивилизационного подхода

Груздева В.В., Груздев Г.В.
В статье обосновывается необходимость расширения парадигмальной базы исследования социально-экономической реальности.
Читать PDF
995.39 кб

Российские политические трансформации в свете цивилизационного подхода

Митрохина Татьяна Николаевна, Горбачев Михаил Валерьевич
В рамках статьи осуществлен анализ российских политических трансформаций с помощью методологических принципов цивилизационного подхода в трех его вариациях мирсистемного подхода, теорий пограничной и центральной цивилизаций.
Читать PDF
168.07 кб

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА

Батяев Роман Аркадьевич, Мальченков Станислав Александрович
Статья выявляет перспективы сочетания цивилизационного и формационного подходов для исследования прошлого и прогнозирования будущего развития России и человечества в целом.
Читать PDF
898.56 кб

Цивилизационные подходы в современных практиках международных отношений

Скуратовская Кристина Генриховна
В статье рассматриваются ключевые теории цивилизационного аспекта государственной политики в современных международных отношениях.
Читать PDF
683.35 кб

Сетевой подход в современном цивилизационном анализе: изменение парадигмы

Браславский Руслан Геннадьевич
В статье формулируются основные теоретические направления в современном цивилизационном анализе и рассматриваются изменения в его парадигме, связанные с использованием сетевого подхода.