ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
англ. action, traditional; нем. Handeln, tradionales. По М. Веберу - субъективно-иррациональное поведение по привычке, а не по смыслу, протекающее по давно принятому образцу.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Традиционное действие
действие, основанное на привычке к определенным действиям, получающим в связи с этим почти автоматический характер и минимально опосредованным осмысленным целеполаганием. Понятие, введенное Вебером для характеристики определенного типа социального поведения, наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и аффективным типами.
Действие традиционное
действие, основанное на привычке, получившее в связи с этим почти автоматический характер; минимально опосредствовано осмысленным целеполаганием. Понятие, введенное
М. Вебером для характеристики определенного вида действия, наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и аффективными типами, составляющими веберовскую типологию человеческой деятельности.
Зачастую традиционное действие представляет собой лишь «автоматическую реакцию» на привычное раздражение, движущуюся в русле однажды усвоенной установки. Значимость этого типа действия связана с тем, что к нему ближе большая часть обычного повседневного поведения людей, в котором огромную роль играет привычка.
М. Вебером для характеристики определенного вида действия, наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и аффективными типами, составляющими веберовскую типологию человеческой деятельности.
Зачастую традиционное действие представляет собой лишь «автоматическую реакцию» на привычное раздражение, движущуюся в русле однажды усвоенной установки. Значимость этого типа действия связана с тем, что к нему ближе большая часть обычного повседневного поведения людей, в котором огромную роль играет привычка.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
действие, основанное на привычке, получившее в связи с этим почти автоматический характер; минимально опосредствовано осмысленным целеполаганием. Понятие, введенное М. Вебером для характеристики определенного вида действия, наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и аффективными типами, составляющими веберовскую типологию человеческой деятельности. Подобно аффективному находится "на границе" (а зачастую и за пределами) того, что может быть названо "осмысленно" ориентированным действием, и вместе с аффективным действием решительно противополагается целе-рациональному действию, характеризующемуся, по М. Веберу, максимальной осмысленностью - рациональным осознанием целей, средств и взаимосвязи между ними в каждом отдельном случае, а также (хотя и в несколько меньшей степени) ценностно-рациональному действию. Зачастую Д.т. представляет собой лишь "автоматич. реакцию" на привычное раздражение, движущуюся в русле однажды усвоенной установки. Значимость этого типа действия связана с тем, что к нему ближе большая часть обычного повседневного поведения людей, в к-ром огромную роль играет привычка. Учитывая, однако, что верность привычке сама, в свою очередь, может быть осознана, причем осознана различн. способами и в различн. мере, М. Вебер отводит Д.т. не только место в качестве "пограничного случая" сознательного действия, сближающегося в этом отношении с аффективным действием, но и признает за ним (вернее, за приближающимся к нему реальным человеческим действием) и более позитивную значимость. Ю.Н. Давыдов.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ТРАДИЦИОННОЕ ДЕЙСТВИЕ
действие, формируемое на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике. Получая в связи с этим характер почти автоматически протекающего процесса, оно отличается стремлением действующего лица в любых ситуациях ориентироваться на привычное и повторяющееся, а не на то, что открывает новые возможности для Д. Понятие «Т. д.» введено М. Вебером для характеристики опред. типа Д., находящегося в одном ряду с целерациональным, ценностно-рациональным и аффективным типами, к-рые составляют веберовскую типологию человеческой деятельности. Подобно аффективному Д., оно находится, по Веберу, «на границе» того, что может быть названо «осмысленно» («рефлексивно») ориентированным Д., и вместе с аффективным Д. решительно противостоит целерациональному Д., характеризующемуся максимальной рефлексивностью—рациональным осознанием его целей, средств и взаимосвязи между ними в каждом отдельном случае, а также (хотя и в несколько меньшей степени) ценностно-рациональному Д. Зачастую Т. д. представляет собой лишь «автоматическую реакцию» на привычное раздражение, движущуюся в русле однажды усвоенной установки.
Значимость этого типа Д. связана с тем, что к нему близка вообще большая часть обычного повседневного поведения людей, в к-ром огромную роль играет привычка, причем верность привычке сама, в свою очередь, может быть осознана различ. способами и в различ. мере. Вебер не только отводит Т. д. место в кач-ве «пограничного случая» сознательно-рефлексивного Д., сближающегося в этом отношении с аффективным Д., но и признает за ним (вернее, за приближающимся к этому идеальному типу реальным человеческим Д. традиционного типа) и более позитивную значимость. Однако приверженность к целерациональному Д., фигурирующему в его типологии в кач-ве «модели» осмысленного Д. вообще, препятствует этому. Отсюда противоречивость Вебера в характеристике Т. д. и определении его места в общей типологии человеческих Д., дающая основание для различ. интерпретаций данного пункта веберовского социол. учения.
Значимость этого типа Д. связана с тем, что к нему близка вообще большая часть обычного повседневного поведения людей, в к-ром огромную роль играет привычка, причем верность привычке сама, в свою очередь, может быть осознана различ. способами и в различ. мере. Вебер не только отводит Т. д. место в кач-ве «пограничного случая» сознательно-рефлексивного Д., сближающегося в этом отношении с аффективным Д., но и признает за ним (вернее, за приближающимся к этому идеальному типу реальным человеческим Д. традиционного типа) и более позитивную значимость. Однако приверженность к целерациональному Д., фигурирующему в его типологии в кач-ве «модели» осмысленного Д. вообще, препятствует этому. Отсюда противоречивость Вебера в характеристике Т. д. и определении его места в общей типологии человеческих Д., дающая основание для различ. интерпретаций данного пункта веберовского социол. учения.